г. Самара |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А72-5033/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Т Плюс" - представителя Сакадынской Е.Л. (доверенность от 24.10.2017 N 1532),
от Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" - представителей Артемьевой Д.Р. (доверенность от 10.01.2020 N 1/2020), Шестериной Ю.Д. (доверенность от 27.01.2020 N 19/2020), Фахретдинова Р.А. (доверенность от 01.06.2020 N 30/20),
от третьего лица - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 сентября 2020 года по делу N А72-5033/2020 (судья Юдин П.Г.)
по исковому заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Московская область, Красногорский район, Автодорога Балтия
к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис" (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485), г. Ульяновск,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора временного управляющего Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" Ивановой Натальи Евгеньевны (197022, г. Санкт-Петербург, а/я 14),
о взыскании 20 745 976 руб. 63 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис" о взыскании задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, приобретенные в целях компенсации потерь за февраль 2020 в сумме 20 745 976 руб. 63 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечен временный управляющий Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" Иванова Наталья Евгеньевна (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22 сентября 2020 года исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 сентября 2020 года по делу N А72-5033/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
От истца поступили письменные пояснения и дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, которые приобщены к материалам дела.
Кроме того, в материалы дела поступил отзыв Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 сентября 2020 года по делу N А72-5033/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представители ответчика в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третье лицо в судебное заседание апелляционного суда не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание третьего лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Публичным акционерным обществом "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", "Теплоснабжающая организация") в адрес УМУП "Городской теплосервис" (далее - Ответчик, Теплосетевая организация) была направлена оферта договора поставки тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации потерь N 78000кпАК.
Договор на дату судебного заседания в суде первой инстанции подписан не был.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением, Публичное акционерное общество "Т Плюс" просит взыскать с ответчика задолженность за тепловую энергию и теплоноситель, приобретенные в целях компенсации потерь за февраль 2020 в сумме 20 745 976 руб. 63 коп.
Из искового заявления усматривается, что за февраль 2020 года ответчик, оказывая услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя конечным потребителям ПАО "Т Плюс", допустил фактические потери в принадлежащих ему тепловых сетях.
Для оплаты отпущенной тепловой энергии и теплоносителя, приобретенным в целях компенсации потерь за февраль 2020 года, истец выставил ответчику счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии, которые своевременно не оплачены в полном объеме.
Согласно расчету истца, общая стоимость тепловой энергии, приобретенной в целях компенсации потерь, составила 20 745 976 руб. 63 коп.
Поскольку ответчик обязательства по оплате задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, приобретенным в целях компенсации потерь, в добровольном порядке не исполнил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" указано, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Согласно представленным пояснениям истца, потери тепловой энергии, теплоносителя рассчитываются исходя из положений, установленных Правилами N 354. Обязательность использования Правил N 354, по мнению истца, обусловлена наличием среди объектов теплопотребления многоквартирных жилых домов.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрена обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
УМУП "Городской теплосервис" исковые требования в указанной части не признало, указав, что расчет количества тепловой энергии в целях компенсации потерь должен производиться на основании Постановления Правительства от 18 ноября 2013 г. N 1034 и разработанной и утвержденной во исполнение данного постановления Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр.
Таким образом, разногласия сторон связаны с применением ПАО "Т Плюс" при расчетах объемов тепловой энергии в целях компенсации потерь Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 а УМУП "Городской теплосервис" -Постановления Правительства N1034 от 18.11.2013 и Методикой N99/пр.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 354 настоящие правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Таким образом, правовой акт регулирует отношения между исполнителями коммунальных услуг и потребителями.
Отношения между теплоснабжающей и теплосетевой организациями в сфере теплоснабжения регламентируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвердившим Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808).
Согласно пункту 12 статье 2 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя - это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставка тепловой энергии, теплоносителя.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя: и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплосетевая организация -организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.
В силу части 6 статьи 13 указанного закона теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 17 Закона о теплоснабжении по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией, теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Порядок заключения и исполнения такого договора установлен Правилами N 808.
Пунктом 56 Правил N 808 предусмотрено, что по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, далее -Правила N 1034) устанавливают порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) (подпункт "в" пункта 1).
Согласно пункту 114 Правил N 1034 определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденная Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр) (далее - Методика N 99/пр).
Согласно пункту 7 Методики для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя применяются следующие методы:
а) приборный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета, получены путем измерений (регистрации) приборами на узлах учета тепловой энергии, теплоносителя на источниках тепловой энергии, теплоносителя;
б) расчетный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета при отсутствии приборов или в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме, принимаются по расчету, по средним показателям предыдущего периода, приведенным к условиям рассматриваемого периода, по справочным источникам и косвенным показателям;
в) приборно-расчетный метод - в случаях, когда недостаточность величин измеренных параметров восполняется полученными расчетным методом.
Из пункта 5 статьи 13, пункта 11 статьи 15, статьи 17 Закона о теплоснабжении следует, что обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях законом возложены на теплосетевые организации, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам. Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей вправе компенсировать свои затраты на услуги по передаче тепловой энергии (в том числе и на оплату нормативных потерь) за счет потребителей тепловой энергии после установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Правилами N 808, предусмотрено, что в целях компенсации потерь между единой теплоснабжающей организацией (поставщиком) и теплосетевыми организациями (покупателями) заключается договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с соответствующими особенностями (п. п. 54 - 55 Правил).
Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства на УМУП "Городской теплосервис" возложена обязанность по компенсации потерь, возникших в процессе поставки тепловой энергии до потребителя.
Согласно пункту 66 Методики N 99/пр для целей отопления в случае, если в точках учета отсутствуют приборы учета или приборы учета не работают более 30 суток отчетного периода, определение количества тепловой энергии на отопление расчетным путем осуществляется по формуле, в которой используется базовый показатель тепловой нагрузки (Гкал/ч), указанный в договоре.
Из пунктов 115, 116, 121 Правил N 1034 следует, что при отсутствии приборного учета количество тепловой энергии, расходуемой на отопление, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период. В качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки указанное в договоре теплоснабжения. Количество тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным величине тепловой нагрузки на горячее водоснабжение, установленной в договоре теплоснабжения.
Величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя должна указываться в договоре теплоснабжения в силу части 8 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808.
Таким образом, при определении количества поставленной тепловой энергии расчетным способом учитывается величина договорной тепловой нагрузки.
Величина тепловой нагрузки определяется физическими характеристиками объектов теплоснабжения, что следует из определения тепловой нагрузки как количества тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени (пункт 7 статьи 2 Закона N 190-ФЗ), требований закона о том, что условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям (пункт 8 статьи 15 Закона N 190-ФЗ), содержания условий подключения, включающих сведения о размерах и видах тепловой нагрузки (подпункт "д" пункта 26, пункт 32 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307).
За величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок при выявлении бездоговорного потребления согласно пункту 86 Методики N 99/пр принимается тепловая нагрузка определяемая методами, приведенными в Правилах установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2009 N 610 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.2010 N 16604).
Пунктом 11 Правил N 610 установлено, что указанные методы применяются исключительно в целях установления (изменения) тепловых нагрузок в соответствии с названными Правилами в порядке очередности в случае, если какой-либо из методов не может быть применен по причине отсутствия необходимых документов или информации.
Разделом III Правил N 610 предусмотрен порядок изменения (пересмотра) тепловых нагрузок.
В соответствии с пунктами 23 и 31 Правил N 610 изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется на основании заявки потребителя на установление тепловой нагрузки, которая должна быть направлена в энергоснабжающую организацию не позднее 1 марта текущего года Изменение величин - тепловых нагрузок вступает в силу с 1 января года, следующего за годом, в котором подана заявка.
Как указал суд первой инстанции, между истцом и ответчиком путем направления оферты и ее акцепта заключен договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии N 79000оу от 03.11.2011.
В силу п.1.1 договора N 79000оу теплосетевая организация (УМУП "Городской теплосервис") обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей и тепловых пунктов в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, передачу тепловой энергии, теплоносителя от точки приема тепловой энергии до точки передачи тепловой энергии, единая теплоснабжающая организация (ООО "РТС "Репина") обязуется оплачивать указанные услуги на условиях, определяемых настоящим договором.
Согласно пункту 3.2 указанного договора, коммерческий учет фактически переданной тепловой энергии осуществляется путем измерения приборами учета, которые установлены в точках учета, располагающихся на границе балансовой принадлежности тепловых сетей ТСО и потребителей (точки передачи), либо в местах, максимально приближенных к ним исходя из технической возможности.
Пунктом 3.4. договора от 03.11.2011 установлен порядок учета переданной тепловой энергии в случае отсутствия приборов учета в точках передачи. Объем переданной тепловой энергии определяется согласно приложению N 1 договору.
Приложением N 1 к договору N 79000оу от 03.11.2011 установлен перечень объектов потребителей теплоснабжающей организации с указанием тепловых нагрузок (отопление, вентиляция, гвс).
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм, а также условий договора N 79000оу от 03.11.2011, стороны обязаны производить расчет переданных тепловой энергии и теплоносителя исходя из показаний приборов учета в точке поставки, а при их отсутствии (неисправности, выхода из строя и т.д.) расчетным способом исходя из тепловой нагрузки соответствующего ресурса, в том числе по многоквартирным жилым домам.
Следовательно, расчет тепловой энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, должен производиться с учетом количества переданных тепловой энергии и теплоносителя.
То есть, в отношениях между сторонами подлежит применению Методика N 99/пр. Учитывая изложенное, суд признает обоснованной позицию УМУП "Городской теплосерсвис", которое использует в расчетах Методику N 99/пр.
Суд правомерно отклонил доводы представителя истца о необходимости использования при расчете потерь тепловой энергии, в соответствии с Методикой N 99/пр, среднечасовую нагрузку теплопотребляющих установок, поскольку указанные доводы не соответствуют положениям Правил N 610, договору N 79000оу от 03.11.2011, заключенному между истцом и ответчиком.
Доказательства изменения тепловых нагрузок, предусмотренных договором N 79000оу от 03.11.2011 в материалы дела в нарушение ст.65 АПК РФ не представлены.
Истцом представлен справочный расчет, произведенный с применением Методики N 99/пр, согласно которому задолженность ответчика за тепловую энергию и теплоноситель, приобретенные в целях компенсации потерь в феврале 2020 года, отсутствует.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об оставлении искового заявления без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, разногласия сторон связаны с применением ПАО "Т Плюс" при расчетах объемов тепловой энергии в целях компенсации потерь Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 а УМУП "Городской теплосервис" -Постановления Правительства N1034 от 18.11.2013 и Методикой N99/пр.
Однако, постановление Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 регулирует отношения между исполнителями коммунальных услуг и потребителями и не регулирует отношения между теплоснабжающей и теплосетевой организациями в сфере теплоснабжения, которые регулируются специальными нормативно-правовыми актами в сфере теплоснабжения.- Постановление Правительства N1034 от 18.11.2013, Правила 808.
Таким образом, расчет переданных тепловой энергии и теплоносителя должен производится исходя из показаний приборов учета в точке поставки, а при их отсутствии -расчетным способом исходя из тепловой нагрузки соответствующего ресурса.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 сентября 2020 года по делу N А72-5033/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5033/2020
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: МУП УЛЬЯНОВСКОЕ "ГОРОДСКОЙ ТЕПЛОСЕРВИС", УМУП "Городской теплосервис"
Третье лицо: временный управляющий Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" Иванова Наталья Евгеньевна, Временный управляющий УМУП "Городской теплосервис" Иванова Наталья Евгеньевна