г. Чита |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А58-4461/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Бушуевой Е.М., Капустиной Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Саха (Якутия)" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2019 года по делу N А58-4461/2019 по исковому заявлению публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1431001843, ОГРН 1021400943740) о взыскании 218 016,14 руб.,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, собственников спорных квартир N 1, 2, 3, 9, 10, 11 по адресу: Республика Саха (Якутия) Хангаласский улус, п. Мохсоголлох, ул. Военный городок, дом. 10: Алексеева Владимира Владимировича; Букреева Василия Капитоновича, Пахомова Валерия Павловича, Наумова Георгия Дмитриевича, Кипрова Аркадия Владимировича, Поздняковой Виктории Александровны",
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - истец, ПАО "Якутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" (далее - ответчик, Учреждение) с требованием о взыскании 202 669,38 рублей основного долга за период с марта 2017 года по сентябрь 2018 года по государственному контракту N 0035в от 01.01.2011.
Определением суда от 19.07.2019 в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены собственники спорных квартир N 1, 2, 3, 9, 10, 11 в спорном доме: Республики Саха (Якутия), Хангаласский улус, п. Мохсоголлох, ул. Военный городок, дом, 10: Алексеев Владимир Владимирович, Букреев Василий Капитонович, Пахомов Валерий Павлович, Наумов Георгий Дмитриевич, Кипров Аркадий Владимирович, Позднякова Виктория Александровна.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2019 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с распоряжением ФСИН России от 09.09.2011 N 151-р спорные квартиры отнесены к числу служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда. Осуществляя прием оплаты граждан собственников жилья квартир, истец подтверждает заключение договора с собственниками жилья. Данные предположения подтверждаются так же тем, что до подачи искового заявления истец платежные поручения для оплаты по государственному контракту N0035в от 01.01.2011 ответчику не выставлял, так как принимал оплату напрямую с потребителей. За 2017 год расчет потребленной электроэнергии осуществлен истцом по общему показанию учета счетчика на весь объем 16-ти квартирного дома, в данный объем включены и показания потребленной электроэнергии квартиры N 4, в которой расположен офис ФКОУП НПО ФСИН России N 318). В сведениях о расходе потребления электрической энергии за 2018 год истец разграничивает уже как два объекта: 16-ти квартирный дом и ПОУ-318.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (государственный заказчик) был заключен государственный контракт на энергоснабжение N 0035в от 01.01.2011, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно оказывать услуги по передаче электроэнергии, а также иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией заказчика, а заказчик обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Согласно п. 9.1. договора расчет потребленной электрической энергии производится на основании показаний коммерческих приборов учета (приложение N 4 к договору).
Расчет за потребленную электрическую энергию производится по объекту: ФБУ ИК-6 УФСИН по РС (Я) (жилой дом 16-ти кв.), прибор учета СА4У-И672М N 023080807 (ведомость установленных приборов учета, приложение N 4 к договору).
К государственному контракту на энергоснабжение N 0035в от 01.01.2011 сторонами заключено дополнительное соглашение N 153 от 18.08.2011, согласно которому пункт 15.1 договора изменен и принят в следующей редакции: "настоящий контракт заключен с 01.01.2011 года по 31.12.2011 год".
Истцом 01.10.2018 в адрес ответчика направлена претензия N ЯО-000714 о ненадлежащем исполнении условий оплаты потребителем, требования по оплате образовавшейся задолженности не выполнены, что явилось основанием обращения истцом в суд с настоящим иском.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, указал, что во исполнение условий государственного контракта, за период с 01.03.2017 по 30.09.2018 произвел поставку электрической энергии.
В подтверждение поставки электроэнергии представлены односторонние акты: N 873 от 31.03.2017; N 1494 от 28.04.2017; N 2020 от 31.05.2017; N 2278 от 30.06.2017; N 2743 от 31.07.2017; N 5551 от 31.08.2017; N 5977 от 29.09.2017; N 6349 от 31.10.2017; N 6874 от 30.11.2017; N 7121 от 29.12.2017; N 311 от 31.01.2018; N 738 от 28.02.2018; N 1237 от 30.03.2018; N 1406 от 30.04.2018; N 2106 от 31.05.2018; N 2334 от 29.06.2018; N 2704 от 31.07.2018; N 3264 от 31.08.2018; N Х00199 от 28.09.2018.
К оплате выставлены счета-фактуры: N ЯОМС000873 от 31.03.2017; N ЯОМС001494 от 28.04.2017; N ЯОМС002020 от 31.05.2017; N ЯОМС002278 от 30.06.2017; N ЯОМС002743 от 31.07.2017; N ЯОМС005551 от 31.08.2017; N ЯОМС005977 от 29.09.2017; N ЯОМС006349 от 31.10.2017; N ЯОМС006874 от 30.11.2017; N ЯОМС007121 от 29.12.2017; N ЯОМС000311 от 31.01.2018; N ЯОМС000738 от 28.02.2018; N ЯОМС001237 от 30.03.2018; N ЯОМС001406 от 30.04.2018; N ЯОМС002106 от 31.05.2018; N ЯОМС002334 от 29.06.2018; N ЯОМС002704 от 31.07.2018; N ЯОМС003264 от 31.08.2018; N ЯОМСХ00199 от 28.09.2019.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате электрической энергии, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование ресурсоснабжающей организации к собственнику жилых помещений о взыскании задолженности за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия обязанности ответчика оплачивать всю потребленную в многоквартирном доме электрическую энергию, исходя из обязательств, установленных действующим государственным контрактом на энергоснабжение N 0035в от 01.01.2011, признав несостоятельным довод ответчика, что оплачивать потребленный коммунальный ресурс должны собственники и наниматели квартир, с учетом того, что лицевой счет оформлен на ответчика.
Суд апелляционной инстанции находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В то же время, согласно контракту на энергоснабжение N 0035в от 01.01.2011 в редакции дополнительного соглашения от 18.08.2011 N 153, срок действия государственного контракта определен с 01.01.2011 по 31.12.2011. При этом ни контрактом, ни законодательством о контрактной системе, продление сроков контракта не предусмотрено, а соответственно применять положения контракта на энергоснабжение N0035в от 01.01.2011 к отношениям сторон, сложившимся в период 2017 2018 годов, является недопустимым.
Действующим законодательством предусмотрено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Фактическое пользование потребителя услугами обязанной стороны в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Абзацем 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
В данном случае истцом предъявлена к взысканию задолженность за электрическую энергию, потребленную во всем спорном многоквартирном доме.
Однако, как следует из материалов дела, только 10 квартир из 16 закреплены за ответчиком, остальные 6 (N 1, 2, 3, 9, 10, 11) квартир находятся в собственности у физических лиц, что подтверждается выписками из ЕГРП на указанные квартиры. Причем право собственности к физическим лицам перешло еще в 2012 - 2013 годах.
Положениями статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги жилищное законодательство возлагает на нанимателя жилого помещения по договору социального найма, арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, члена жилищного кооператива, собственника жилого помещения (часть 2 статьи 153 ЖК РФ).
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, а так же Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Плата за жилое помещение включает в себя также плату за коммунальные услуги, в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (в случаях непосредственного управления многоквартирным домом либо если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован) (ст. 154 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что в спорном периоде в спорном многоквартирном доме товарищество собственников жилья не создавалось, организация, управляющая многоквартирным домом, не выбиралась и не привлекалась, доказательств обратного истцом не представлено.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит выводу о наличии в спорном доме в указанный период непосредственного способа управления многоквартирным домом.
В силу части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Таким образом, по общему правилу именно собственник жилого помещения вне зависимости от его формы собственности является лицом, обязанным вносить плату за коммунальные услуги, а, соответственно, именно граждане - собственники квартир N 1, 2, 3, 9, 10, 11 с момента возникновения права собственности обязаны вносить плату за потребленный коммунальный ресурс.
Ответчик, как титульный владелец жилых помещений в многоквартирном доме, также обязан нести бремя содержания, в том числе исполнять обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг с момента государственной регистрации этого вещного права.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (часть 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", по договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.03.2016 N 591-О, положения пункта 1 части 2 и части 3 статьи 153, частей 4 и 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, действуя в неразрывной системной связи, устанавливают обязанность нанимателя по договору социального найма по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с момента заселения жилого помещения - вне зависимости от способа управления многоквартирным домом, в котором данное помещение находится. В свою очередь, на наймодателе - публично-правовом образовании лежит обязанность по финансовому обеспечению уплаты взносов на капитальный ремонт указанного дома (пункт 2 части 1 статьи 154 данного Кодекса).
Согласно представленным в материалы дела договорам найма служебного помещения (т.3, л.д. 34-62), квартиры N 5, 6, 8, 12, 13, 14, 15 и 16 переданы в пользование гражданам, которые согласно имеющимся в материалах дела квитанциям оплачивают электрическую энергию непосредственно истцу.
Данный факт истцом не оспаривается.
Поскольку в данном случае истец, являющийся ресурсоснабжающей организацией, осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг, то в силу указанного выше нормативного регулирования, обязанность по внесению оплаты потребленных услуг возникает у нанимателей жилых помещений, а не у ответчика, как их титульного владельца.
Более того, согласно представленным в суд апелляционной инстанции документам, у нанимателей служебных жилых помещений в спорный период имеется переплата за электрическую энергию.
Истец должен доказать объем электрической энергии, потребленный в незаселенных квартирах, принадлежащих ответчику, а также отсутствие оплаты этого объема.
В настоящем деле истец сведений об индивидуальном потреблении в материалы дела не представил.
Судом установлено, что в квартире N 4 расположен офис ФКОУП НПО ФСИН России, по которому сторонами заключен государственный контракт N 00035 от 21.03.2018.
Оплата задолженности за 2017 год осуществлена ответчиком на основании счета истца N ЯОМСХ01687 от 21.05.2019 платежным поручением от 10.10.2019 N 854117 на сумму 124 503,81 руб.
Кроме того, отсутствие задолженности по квартире N 4 подтверждается справкой истца от 10.06.2019.
Квартира N 7 в спорный период пустовала, а соответственно нести обязанность по оплате потребленной электрической энергии в этой квартире обязан ответчик.
В то же время ответчик представил показания индивидуального прибора учета по состоянию на момент выселения (31.10.2016) прежнего нанимателя и на момент вселения нового нанимателя (07.06.2019), согласно которым разница в показаниях индивидуального прибора учета составляет 5 кВт (16995 - 16995).
Однако, установить, когда именно имело место потребление 5 кВт в квартире N 7 (в спорный период, после него или до него), не представляется возможным, исходя из положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказать, что задолженность по оплате 5 кВт возникла именно в спорный период, обязан истец.
Таких доказательств истцом в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции неоднократно предлагал истцу представить доказательства, подтверждающие объем индивидуального потребления и наличие незаселенных квартир (принадлежащих ответчику в спорный период), сведения об оплаченных в спорный период объемах электрической энергии собственниками и нанимателями помещений, сведения об индивидуальном потреблении, поквартирный расчет потребления электрической энергии, расчет потребления электрической энергии за спорный период по незаселенным квартирам.
Дополнительные доказательства и расчеты истец не представил, указав, что, по его мнению, всю предъявленную задолженность обязан оплатить ответчик на основании заключенного в 2011 году государственного контракта.
Поскольку истцом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств наличия задолженности ответчика, то отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
С учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29.10.2019 по делу N А58-4461/2019 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Возвратить публичному акционерному обществу "Якутскэнерго" (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 106 руб.
Взыскать с публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) в пользу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" (ИНН 1431001843, ОГРН 1021400943740) 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4461/2019
Истец: ПАО "Якутскэнерго"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)"
Третье лицо: Алексеев Владимир Владимирович, Букреев Василий Капитонович, Кипров Аркадий Владимирович, Наумов Георгий Дмитриевич, Пахомов Валерий Павлович, Позднякова Виктория Александровна