г. Москва |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А40-109612/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31 августа 2020 года по делу N А40-109612/20(139-808)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Юнифуд" в лице Управляющей организации ООО "Эра картофеля"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решение
при участии:
от заявителя: |
Романов В.С. по дов. от 26.06.2020; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. по дов. от 30.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Юнифуд" (далее - заявитель, товарищество) обратилось с заявлением, с учетом уточнений предмета заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения (уведомление) об отказе в государственной регистрации договора аренды от 25.07.2019 года N 62Д-3-8 на нежилое помещение общей площадью 50,1 кв.м., кадастровый номер 77:03:0003017:1009, расположенное по адресу: 105318, г. Москва, пл. Семеновская, д. 1, оформленное уведомлением N77/009/281/2019-6214 от 06.02.2020., о возложении обязанности на Управление Росреестра по г. Москве зарегистрировать договор аренды от 25.07.2019 года N 62Д-3-8 на нежилое помещение 2 общей площадью 50,1 кв.м., кадастровый номер 77:03:0003017:1009, расположенное по адресу: 105318, г. Москва, пл. Семеновская, д. 1.
Решением от 31.08.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Управление указало, что оспариваемый отказ является законным, поскольку технический план на арендуемую часть помещения не был представлен.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, как принятое с нарушением материальных и процессуальных норм права.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав позиции представителей сторон, считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "Юнифуд" в соответствии с договором аренды от 25.07.2019 года N 62Д-3-8 (далее - Договор) является арендатором объекта недвижимости, а именно: нежилое помещение общей площадью 50, 1 кв. м, кадастровый номер 77:03:0003017:1009, расположенного в Торгово-развлекательном центре "Семеновский" по адресу: 105318, г. Москва, пл. Семеновская, д. 1. Договор заключен на срок до 31.07.2022 года.
Арендодателем по Договору является Закрытое акционерное общество "СанъэйМосква", которому объект недвижимости принадлежит на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права N 103156 серия 77AM, выданным 01.03.2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Объект недвижимости передан заявителю по акту приема-передачи от 31.07.2019 года.
25.10.2019 года Обществом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве через МФЦ Савеловского района г. Москвы было подано заявление о государственной регистрации Договора аренды объекта недвижимости, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг N 77/009/281/2019-6214.
К Заявлению в соответствии с требованиями статьи 21 Закона о регистрации были приложены следующие документы: копия нотариальной доверенности от 22.10.2019 (реестровый номер 77/544-н/77-2019-5-709), устав от 23.09.2016 года; доверенность от 02.02.2017 года; договор аренды от 25.07.2019 года N 62Д-3-8; протокол от 20.11.1998 года; свидетельство от 20.01.2010 года; решение от 28.12.2009 года N 1; приказ от 25.12.2007 года N 70/2; протокол от 25.07.2019 года N 6; приказ от 01.04.2017 года N К-5; решение от 31.03.2017 года N 18; договор от 01.04.2017 года N 55 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа; квитанция об уплате государственной пошлины в размере 22 000,00 руб. (Двадцати двух тысяч рублей 00 коп.), что подтверждается платежным поручением от 22.10.2019 N 1037.
Предоставление указанных документов подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг N 77/009/281/2019-6214 от 25.10.2019 г.
06.11.2019 года осуществление действий по государственной регистрации договора аренды и государственного кадастрового учета было приостановлено Росреестром по решению государственного регистратора Н.Ф. Фахрутдиновой сроком на три месяца до 06.02.2020 года.
Приостановление государственной регистрации было обусловлено необходимостью предоставления технического плана, подготовленного в соответствии с нормами действующего законодательства, который Обществом для государственной регистрации Договора на момент подачи Заявления представлен не был.
28.01.2020 года Общество предоставило в Росреестр через МФЦ Савеловского района г. Москвы заявление о предоставлении дополнительных документов, приложив к нему технический план, подготовленный в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, а также копию доверенности от 22.10.2019 года, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг N 77-0-1-71/3159/2020-93 от 28.01.2020 г.
28.01.2020 года МФЦ Савеловского района г. Москвы передал указанный пакет документов в Управление Росреестра по Восточному административному округу г. Москвы, что подтверждается реестром документов по нежилому фонду на отправку в Управление Росреестра по Восточному административному округу г. Москвы от Центра предоставления государственных услуг района Савеловский (накладная N 409940941285).
06.02.2020 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве вынесено решение об отказе в государственной регистрации Договора N 77/009/281/2019-6214 (далее - Решение об отказе).
Отказ в государственной регистрации обоснован ответчиком тем, что технический план, подготовленный в соответствии с нормами действующего законодательства, не предоставлен, и, следовательно, причины, препятствующие проведению государственной регистрации и кадастрового учета, в установленный срок не устранены.
Заявитель, не согласившись с указанным отказом от 06.02.2020 отказом в государственной регистрации Договора N 77/009/281/2019-6214, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона.
При этом согласно пункту 6 статьи 29 Закона уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона.
Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.
Однако Обществом были своевременно устранены причины, препятствующие проведению государственной регистрации и кадастрового учета, как уже указано выше 28.01.2020 года заявителем были сданы документы в МФЦ Савеловского района г. Москвы, что подтверждается отметкой ведущего специалиста МФЦ.
Документы приняты МФЦ 28.01.2020 в 17 час. 55 мин. МФЦ Савеловского района г. Москвы передал указанный пакет документов в Управление Росреестра по Восточному административному округу г. Москвы, что подтверждается реестром документов по нежилому фонду на отправку в Управление Росреестра по Восточному административному округу г. Москвы от Центра предоставления государственных услуг района Савеловский (накладная N 409940941285).
Следовательно, последующий отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве государственной в регистрации договора аренды в связи с тем, что технический план не предоставлен, можно трактовать как отказ в приеме документов.
В силу статьи 26 Закона о регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади.
Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
При этом в силу пункта 10 статьи 33 Закона о регистрации представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный данным Законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Положения ГК РФ не ограничивают право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.
Требования гражданского законодательства об определении объекта аренды как существенного условия этого договора, прежде всего, установлены с целью недопущения неопределенности в правоотношениях сторон.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, сведения в который вносятся на основании государственного кадастрового учета.
В свою очередь, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Из правовой природы отношений по поводу передачи объектов недвижимости в аренду следует, что такая передача части нежилого помещения не ведет к изменению уникальных характеристик объекта в целом, подлежащих учету в государственном кадастре недвижимости, арендуемая часть нежилых помещений не является выделенной.
Кроме этого, объект недвижимого имущества, часть которого передана в аренду, ранее зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права N 103156 серия 77АМ, выданным 01.03.2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" содержатся разъяснения, согласно которым если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, здания, сооружения или помещения, то в соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ, пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом. Разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации названных договоров аренды, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2, 3 статьи 26, пункта 10 статьи 33 Закона о регистрации представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта и технического плана на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи).
Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта или технического плана на объект аренды может быть признан судом незаконным.
В соответствии с Приложением N 1 к Договору "План и описание арендуемого помещения" в Договоре представлена графическое и текстуальное описание помещения, пользование которым будет осуществляться арендатором.
Указанное помещение (предмет Договора) согласовано сторонами Договора.
Таким образом, поданные Заявителем на государственную регистрацию документы соответствовали требованию Закона регистрации.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции о том, что отказ Управления Росреестра по г. Москве в государственной регистрации Договора N 77/009/281/2019-6214 препятствует Заявителю в осуществлении его прав и реализации законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным отказа.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 августа 2020 года по делу N А40-109612/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109612/2020
Истец: ООО "ЮНИФУД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ