г. Красноярск |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А69-880/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" декабря 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО"): Нюхиной С.А., представителя по доверенности от 18.05.2020,
от ответчика (Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва): Дадар-оол А.Б., представителя по доверенности от 24.04.2020,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "12" октября 2020 года по делу N А69-880/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" (ОГРН 1172468025960, ИНН 2465164277, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (ОГРН 1111719000414, ИНН 1701048813, далее - ответчик, министерство) о признании недействительным приказа.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 12 октября 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, общество ссылается на то, что порядок лишения организации статуса регионального оператора, а также орган, управомоченный осуществлять данные действия, нормативно не установлен.
По мнению заявителя, лишение статуса регионального оператора возможно только путем расторжения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в судебном порядке.
Также общество ссылается на то, что акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору составлены с нарушениями, так как составлены лицами, не являющимися потребителями.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, просило оставить обжалуемое решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием системы видеоконференц-связи.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Министерством 29.05.2018 по результатам проведенного конкурса заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва с ООО "СТ-ТБО".
Приказом министерства от 01.06.2018 N 102-од ООО "СТ-ТБО" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.
Приказом министерства от 30.03.2020 N 74-од ООО "СТ-ТБО" лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.
ООО "СТ-ТБО", полагая, что приказ от 30.03.2020 N 74-од является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с указанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании
осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или
совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что процедура фиксации нарушения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами своих обязанностей соблюдена, региональному оператору было известно о составлении актов, при этом возражения обществом не были представлены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах)).
Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 5 статьи 24.6 Закона об отходах).
Как следует из материалов дела, министерство приказом от 01.06.2018 N 102-од обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.
В пункте 8.2 соглашения от 29.05.2018, заключенного между обществом и министерством, указан порядок контроля за деятельностью регионального оператора. Согласно пункту 9.2 данного соглашения, в случаях и в порядке, установленных с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор может быть лишен статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва (далее - Правила обращению с твердыми коммунальными отходами).
Согласно пункту 25 Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва, утверждённых постановлением Правительства Республики Тыва от 04.06.2019 N 284, юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, не имеется.
На основании изложенного, принимая во внимание, что статус регионального оператора обществ присвоен министерством, то ответчик правомерно принял решение об издании приказа о лишении общества статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва. При этом оспариваемый приказ прошел государственную регистрацию и официальное опубликование, подлежит применению, соответственно имеет юридическую силу.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны
принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Согласно пункту 34 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 35 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется передавать твердые коммунальные отходы такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам.
Согласно пункту 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора.
В силу подпункта "а" пункта 40 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в случае, если в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156
Таким образом, основанием для лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами являются только такие нарушения Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018, которые: являются многократными в течение календарного года; допущены в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора; подтверждены актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном Типовым договором, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее по тексту - Типовой договор).
Разделом VI Типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами установлен порядок фиксации нарушений по договору.
В соответствии с пунктом 16 Типового договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
Согласно пункту 17 Типового договора в случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт (пункт 18 Типового договора).
Пунктом 19 Типового договора предусмотрено, что акт должен содержать: сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес); сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт); сведения о нарушении соответствующих пунктов договора; другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
Как следует из позиции ответчика, в подтверждение обстоятельств нарушения обществом Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, послуживших основанием для лишения заявителя статуса регионального оператора, министерством представлены акты о нарушении обществом обязательств.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в оспариваемом приказе сделана ссылка на конкретные акты о нарушении региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами обязательств, которые составлены в соответствии с требованиями раздела VI Типового договора.
Из материалов дела следует, что извещением от 24.03.2020 Пирогиновский С.В. информировал общество о составлении акта на 25.03.2020 в 10 час.00 мин., которое получено обществом 24.03.2020 N 1368. Актом о нарушении региональным оператором обязательств по договору от 25.03.2020 Пирогиновским С.В. в присутствии двух незаинтересованных лиц: Дремлюгова О.В. и Маракунина Н.А. зафиксировано, что мусор с контейнеров несвоевременно вывозится; контейнеры регулярно переполнены; образовалась свалка около переполненных контейнеров. Данный акт получен обществом 25.03.2020 за вх. N 1381.
Согласно извещению о составлении акта Донгак Ч.А. сообщил обществу о составлении акта на 25.03.2020 в 11 час. 25 мин. Данное извещение получено обществом 25.03.2020 в 10 час. 26 мин. Актом о нарушении региональным оператором обязательств по договору от 25.03.2020 установлено, что во дворе дома 2/1 по ул. Калинина несвоевременно вывозится мусор, из-за чего образовалась свалка мусора. Данный акт составлен Донгак Ч.А. в присутствии Ховалыг П.П., Куулар Б.Т. Акт получен обществом 25.032.020 N 1386.
Извещением о составлении акта от 24.03.2020 N 1369 Ширин С.Х. информировало общество о составлении акта 24.03.2020 в 16 час. 00 мин. 24.03.2020 в 16 час. 00 мин. Ширин С.Х. в присутствии Салчак М.Д-Т., Ажы Т.О. составлен акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, которым зафиксировано о том, что твердые бытовые отходы не вывозились контейнеров; на контейнерной площадке образовалась свалка мусора.
Согласно извещению о составлении акта Грязев Д.В. сообщил о составлении акта 25.03.2020 в 11 час. 25 мин., который получен обществом 25.03.2020 в 9 час. 35 мин. Актом о нарушении региональным оператором обязательств по договору Грязев Д.В. в присутствии Куулар А.Д. и Монгуш Ч.А. зафиксировали о том, что региональным оператором ООО "СТ-ТБО" мусор не вывозится с 19.03.2020 с контейнеров по ул. Калинина 12. Акт получен обществом 25.03.2020 в 11 час. 44 мин.
Извещением о составлении акта Ооржаком А.Ч. известило общество о составлении акта 25.03.2020 в 11 час. 05 мин., которое получено обществом 25.03.020 за вх. N 1383 в 10 час. 30 мин. 25.03.2020 в 11 час. 45 мин. Ооржаком А.Ч. составлен акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору в присутствии Ооржак Ч.А., Ондар Р.О. В данном акте указано о том, что мусор не вывозится с 19.03.2020 по сегодняшний день по улице Калинина, 16.
К вышеперечисленным актам приложены фотоматериалы, из которых усматривается наличие переполненных твердыми коммунальными отходами контейнеров, вокруг которых образовалась свалка из отходов. Также во всех извещениях о составлении актов имеется входящая отметка ООО "СТ-ТБО", что является доказательством того, что общество получило данные извещения о составлении актов.
Судом первой инстанции установлено, что акты содержат необходимые сведения о заявителе; сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы; сведения о нарушении соответствующих пунктов договора; материалы фотосъемки, соответственно, составлены потребителями в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц с использованием фотосъемки.
Следовательно, установленный порядок фиксации нарушений по договору не нарушен, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, со стороны общества каких-либо пояснений о несогласии с содержанием актов не представлено, в связи, с чем в соответствии с пунктом 17 Типового договора представленные акты считаются согласованными и подписанными региональным оператором.
Следовательно, представленными документами подтверждается факт того, что в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и, условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора.
Таким образом, основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные Правилам предоставления коммунальных услуг, имеются.
По мнению заявителя, указанные акты составлены лицами, не являющимися потребителями.
На основании части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как пояснил представитель общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции, сбор твердых коммунальных отходов с мест их размещения по адресам, указанных в данных актах, осуществляется заявителем на основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.10.2018 с потребителями услуг в лице ООО "Управляющая компания Жилищно-эксплуатационный участок "Центр".
Таким образом, места размещения твердых коммунальных отходов, в отношении которых выявлены нарушения, находились в зоне действия деятельности регионального оператора.
Также суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) обращение с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой.
Разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлены основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида. В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В случае если приостановление или ограничение предоставления коммунального ресурса в отношении нежилого помещения в многоквартирном доме вызвано наличием задолженности по договору с ресурсоснабжающей организацией либо отсутствием письменного договора с ресурсоснабжающей организацией, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, у потребителя, чье ресурсопотребляющее оборудование присоединено к внутридомовым инженерным б сетям, указанные выше действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунального ресурса осуществляет лицо, отвечающее за содержание внутридомовых инженерных сетей, по заявлению ресурсоснабжающей организации. Если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя-должника в нежилом помещении присоединено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом, введение ограничения потребления в таком нежилом помещении осуществляется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, энергоснабжении, теплоснабжении и газоснабжении (пункт 114 Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
В соответствии с пунктом 115 Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае: возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения; использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения; получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленный требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.
Согласно пункту 117 Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Кроме того, согласно пункту 121 Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 Правил.
В соответствии с пунктом 122 Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к: повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Как следует, из направленного в адрес министерства обращения от 17.03.2020 общество заявило о приостановке оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов на территории г. Кызыла без учета граждан, проживающих в указанных домах и надлежащим образом исполняющих свою обязанность по оплате услуг вывоза твердых коммунальных отходов, а также без уведомления их о приостановлении деятельности в общедоступных местах и без опубликования в печатных изданиях, в сети "Интернет" на официальном сайте ООО "СТ-ТБО".
Министерством направлено уведомление от 20.03.2020 в адрес ООО "СТ-ТБО" о том, что приостановление деятельности регионального оператора является незаконным и о необходимости возобновления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов на территории г. Кызыла.
Однако, со стороны ООО "СТ-ТБО" направлены письма в адрес министерства от 30.03.2020, 29.04.2020 о невозможности возобновления деятельности из-за финансовых трудностей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что с 21.04.2020 к обязанностям регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами приступило муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство" на основании приказа ответчика N 92-од. 07.05.2020 между министерством и муниципальным унитарным предприятием "Благоустройство" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.
Таким образом, общество на момент издания оспариваемого приказа фактически отказалось от оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов на территории г.Кызыла в инициативном порядке, следовательно, лишение общества статуса регионального оператора, влекущее прекращение деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, не может нарушать его права и законные интересы.
При этом судом апелляционной инстанции также учтено, что наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для ее приостановления или ограничения, которые должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих. Ограничительные меры не должны нарушать установленные требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора (пункт 41 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
При таких обстоятельствах, общество обязано было исполнять до 07.05.2020 обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва. Сохранение за обществом, фактически прекратившим свою деятельность, статуса регионального оператора препятствует эффективной организации обращения с твердо коммунальными отходами.
Таким образом, приказ министерства от 30.03.2020 N 74-од принят при наличии к тому законных оснований.
Как указывает общество, лишение статуса регионального оператора возможно только путем расторжения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10.3 соглашения от 29.05.2018, досрочное расторжение настоящего соглашения возможно в судебном порядке в связи с лишением регионального оператора статуса регионального оператора на территории Республики Тыва по основаниям, определённым Правила обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании изложенного, вопреки позиции заявителя, лишение статуса регионального оператора является одним из оснований для расторжения соглашения.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "12" октября 2020 года по делу N А69-880/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-880/2020
Истец: ООО "СТ-ТБО"
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВАРЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-760/2021
08.02.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-111/2021
09.12.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6333/20
19.11.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5831/20
12.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-880/20
21.07.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2975/20