г. Вологда |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А66-3376/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Русская Теплоизоляционная Компания" Гейне А.О. по доверенности от 18.05.2020, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Павленко А.В. по доверенности от 26.10.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области и лица, не участвующего в деле, общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Русская Теплоизоляционная Компания" на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 августа 2020 года по делу N А66-3376/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Атомэнергоремонт" в лице "Калининатомэнергоремонт" - филиала акционерного общества "Атомэнергоремонт" (адрес: 171841, Тверская область, город Удомля, а/я 14; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - управление) о признании недействительным решения и предписания от 26.02.2020 по делу N 05-6/2-18-2020.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 31 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены, с управления в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неполное исследование доказательств судом первой инстанции. Считает, что заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, что свидетельствует о том, что при проведении спорной закупки не обеспечена конкуренция между участниками. Указывает на то, что фактически участники конкурентной закупки лишены права предложения в своих заявках эквивалентного товара, соответствующего потребностям организатора торгов, что прямо противоречит условиям проведения конкурентной закупки. Полагает, что заказчиком нарушены пункт 2 части 1, пункты 2 и 3 части 3, часть 6.1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции). Также ссылается на то, что доходный договор от 11.07.2018 N 10520/59/31/6103-Д, на который содержится ссылка в решении суда, как основание, позволяющее не устанавливать в документации при указании товарного знака "К-Flex" "или эквивалент", не является государственным или муниципальным контрактом, теплоизоляционный материал не является запасными частями или расходным материалом, доказательств того, что иные теплоизоляционные материалы несовместимы с тепловыми сетями, для которых производится закупка, отсутствуют. Считает, что ни одно из обстоятельств, которые установлены частью 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках), не позволяет при указании конкретного товарного знака не указывать "или эквивалент".
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Русская Теплоизоляционная Компания" (ОГРН 1157746441049, ИНН 7704316677; адрес: 119002, Москва, Смоленский бульвар, дом 24, строение 2; далее - ООО "ТД "РТК") также не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих для дела обстоятельств, неправильное применение норм материального и процессуального права. Полагает, что ООО "ТД "РТК" должно было быть привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. Также указывает на недобросовестные действия общества.
Представители управления и ООО "ТД "РТК" в судебном заседании поддержал доводы и требования своих апелляционных жалоб.
Общество в отзыве на жалобы с изложенными в них доводами не согласились, просило решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалоб, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество представило ходатайство об отложении судебного разбирательства, ссылаясь на невозможность явки его представителя в связи с нетрудоспособностью двух юрисконсультов заявителя. Данное ходатайство апелляционным судом отклонено в силу следующего.
В случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными (часть 3 статьи 158 АПК РФ).
Согласно части 5 данной статьи арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, отложение судебного разбирательства в связи с обстоятельствами, указанными в ходатайстве общества, является правом, но не обязанностью суда.
Общество не представлено документального подтверждения причин невозможности явки в судебное заседание апелляционной инстанции иных представителей, помимо названных в ходатайстве.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества, апелляционным судом не усматривается, материалы дела содержат все необходимые доказательства, достаточные для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, и рассмотрения апелляционных жалоб с учетом содержащихся в ней доводов, ссылок на необходимость представления суду дополнительных доказательств ходатайство не содержит.
Заслушав объяснения представителей ООО "ТД "РТК" и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается в материалах дела, 17.02.2020 в управление поступила жалоба ООО "ТД "РТК", полагающего, что при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку теплоизоляционных материалов для тепловых сетей (извещение на сайте http://zakupki.gov.ru от 13.02.2020 N 32008875926) нарушены порядок организации и проведения торгов, поскольку при описании объекта закупки указание на конкретный товарный знак без использования слова "или эквивалент" противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ.
В результате рассмотрения жалобы ООО "ТД "РТК" управлением вынесено решение, которым общество признано нарушившим требования пункта 2 части 1, пунктов 2, 3 части 3, части 6.1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, что выразилось в не указании в конкурсной документации в описании предмета закупки наряду с товарным знаком слов "или эквивалент". Отсутствие возможности поставки эквивалентного товара, по мнению управления, является неправомерными и выражается в нарушении положений Закона N 135-ФЗ.
Обществу выдано предписание от 26.02.2020, которым предписано аннулировать проведение конкурса путем отмены всех юридически значимых действий при его проведении.
Не согласившись с решением и предписанием управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия согласна с обжалуемым судебным актом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 данного Закона, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. Однако в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Разделом 1 Технического задания "Общие требования" конкурсной документации установлено, что Техническое задание разработано в рамках исполнения договора от 11.07.2018 N 10520/59/31 /6103-Д, заключенного между обществом и АО "Концерн Росэнергоатом", поставка аналога не допускается в соответствии с пунктом "г" части 5 статьи 5.2.1 Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке организаций атомной отрасли) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - ЕОСЗ).
Договор от 11.07.2018 N 10520/59/31/6103-Д заключен по результатам закупочной процедуры N 180424/1065/131 (ГПЗ 10520/59) на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по 2-му этапу замены изношенной тепловой изоляции трубопроводов тепловых сетей и технологического оборудования на современное высокоэффективное теплоизоляционное покрытие филиала АО "Концерн Росэнергоатом" - Калининская АЭС". В Приложении N 2 (Смета (структура цены) вышеуказанного договора в перечне необходимых к использованию при выполнении работ наименований товаров и материалов указан конкретный теплоизоляционный материал "К-Flex" производителя ООО "К-ФЛЕКС".
Таким образом, требования к предмету закупки, их основания заранее раскрыты организатором закупки и известны потенциальным участникам закупки из технического задания конкурсной документации.
Для проведения оспариваемой закупки имеются ограничения по виду и производителю предмета закупки, обусловленные договором от 11.07.2018 N 10520/59/31/6103-Д, в связи с чем описание предмета закупки подпадает под исключение, предусмотренное подпунктом "г" пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Выбор конкретного производителя теплоизоляционных материалов, являющихся предметом закупки, в данном случае обусловлен производственной необходимостью соблюдения требований заключенного договора и является правомерным, так как неисполнение указанного требования заказчиком приведет к нарушению заключенного договора и может привести к применению в отношении общества санкций за неисполнение договора от 11.07.2018 N 10520/59/31/6103-Д.
Ссылка управления о том, что указанный договор не является государственным или муниципальным контрактом, подлежит отклонению, поскольку в данном случае имеет место исключение, предусмотренное, не подпунктом "в" пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, а подпунктом "г" названной нормы.
Применение подпункта "г" пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках не обусловлено подтверждением заказчиком несовместимости эквивалентного товара с соответствующим оборудованием юридического лица, в целях исполнения обязательств перед которым производится закупка. Соответствующие обстоятельства имеют отношение к заключению договора заказчика с таким юридическим лицом, а не к проводимой в рамках Закона N 223-ФЗ с применением подпунктом "г" пункта 3 части 6.1 статьи 3 данного Закона закупки.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правильно расценил, что указание в конкурсной документации конкретного производителя товара и товарного знака без указания на возможность замены его эквивалентом обусловлено спецификой использования предмета закупки в деятельности заказчика, отвечает его потребностям, направлено на эффективное расходование средств и не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку не препятствует участию в закупке всех потенциальных поставщиков предмета закупки.
Доказательств эксклюзивности указанного в запросе поставщика товара не имеется.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно заключил об отсутствии в данном конкретном случае нарушений требований Закона о закупках.
Такие выводы также соответствуют постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по делу N А40-59882/2020.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества, признав оспариваемые им решение и предписание управления недействительными.
Несогласие управления с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы управления отсутствуют.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российский Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление N 12) разъяснено, что для признания права на обжалование судебного акта необходимо, чтобы принятый судебный акт непосредственно затрагивал права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле, в том числе создавал препятствия для реализации его субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Таким образом, для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц.
Само по себе наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование судебных актов.
В данном случае суд апелляционной инстанции, проанализировав доводы, приведенные ООО "ТД "РТК" в обоснование апелляционной жалобы, содержание обжалуемого решения, считает, что решение суда первой инстанции не принято непосредственно о правах и обязанностях данного лица, не содержит выводов относительно его прав по отношению к сторонам спора и не возлагает на него какие-либо обязанности и, соответственно, апелляционная жалоба подана лицом, не имеющим в силу закона права на обжалование судебного акта в порядке апелляционного производства.
Заинтересованность данной организации в исходе настоящего дела не наделяет ее правом на обжалование судебного акта, который не содержит суждений и выводов о правах и обязанностях подателя жалобы.
В силу части 1 статьи 264 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает апелляционную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству установит, что апелляционная жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта в порядке апелляционного производства.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции установил указанное обстоятельство после принятия жалобы к производству, следует прекратить производство по апелляционной жалобе ООО "ТД "РТК" применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, что соответствует разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 постановления N 12, и возвратить в связи с этим данному лицу государственную пошлину, уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 265, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 августа 2020 года по делу N А66-3376/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области - без удовлетворения.
Производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Русская Теплоизоляционная Компания" (ОГРН 1157746441049, ИНН 7704316677; адрес: 119002, Москва, Смоленский бульвар, дом 24, строение 2) на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 августа 2020 года по делу N А66-3376/2020 прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Русская Теплоизоляционная Компания" (ОГРН 1157746441049, ИНН 7704316677; адрес: 119002, Москва, Смоленский бульвар, дом 24, строение 2) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. уплаченную по платежному поручению от 10.11.2020 N 266.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3376/2020
Истец: АО "Атомэнергоремонт" в лице "Калининатомэнергоремонт"-филиала "Атомэнергоремонт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
Третье лицо: ООО "ТД "Русская Теплоизоляционная Компания", УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу