г. Москва |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А41-56105/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Семушкиной В.Н., Виткаловой Е.Н.,
судей: при ведении протокола судебного заседания Малофеевой Ю.В.,,
в судебном заседании участвуют представители:
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (ИНН 5024105481, ОГРН 1095024003910) - Савченко Ю.Ю. представитель по доверенности от 09.01.20 г.;
от ИП Мехтиева Агил Идрис Оглы (ИНН 501303029678, ОГРНИП 316504000051938) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Федерального государственного бюджетнонго учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Мехтиева Агил Идрис Оглы на решение Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2020 года по делу N А41-56105/19,
по иску Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области к ИП Мехтиеву Агил Идрис Оглы, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области об изъятии для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером 50:52:0010327:5 с установлением возмещения в размере 96 175 руб. 00 коп.; о прекращении права аренды.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Индивидуальному предпринимателю Мехтиеву Агил Идрис Оглы (далее - ИП Мехтиев Агил Идрис Оглы) с требованиями
1 об изъятии земельного участка КН 50:52:0010327:5, площадью 25 кв.м., образованного из земельного участка КН 50:52:0010327:2, путем прекращения права аренды. Истец просит установить, размер возмещения за изымаемое право аренды в сумме 96 175 рублей. Установить, что решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права аренды. (т. 1 л.д., т. 4-5).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2020 года по делу N А41-56105/19 изъят у индивидуального предпринимателя Мехтиева Агила Идриса Оглы (ИНН 501303029678, ОГРНИП 316504000051938) для государственных нужд Московской области земельный участок КН 50:52:0010327:5, площадью 25 кв.м., образованный из земельного участка КН 50:52:0010327:2, путем прекращения права аренды.
Установить, что размер возмещения, включающий рыночную стоимость права аренды земельного участка, убытки, причиненные изъятием земельного участка, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем земельного участка обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода составляет 96 175 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано. (т. 4 л.д. 111-113).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИП Мехтиев Агил Идрис Оглы обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между КУИ Администрации городского округа Жуковский Московской области т ООО "Варна" заключен договор N 1771-КЗ от 30.12.2010 г. аренды земельного участка КН 50:52:0010327:2, площадью 50:52:0010327, для и размещения (строительство) здания кафе и автостоянки, сроком до 20.12.2013 г.
Дополнительным соглашением от 04.10.2011 г. срок действия договора продлен до 31.12.2015 г. Дополнительным соглашением от 10.06.2013 г. срок действия договора продлен до 31.12.2028 г.,
14.11.2018 г. между ООО "Варна" и Предпринимателем заключен договор по которому права и обязанности арендатора по договору N 1771-КЗ от 30.12.2010 г. аренды земельного участка КН 50:52:0010327:2 (прекратившего действие с 20.12.2013 года) переданы в пользу Предпринимателя.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что выкупная стоимость земельных участков подлежит возмещению ответчику в размере, определенном в отчете об оценке рыночной стоимости права владения и пользования частью земельного участка, площадью 26 кв. м, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером: 50:52:0010327, общей площадью 1311 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение (строительство) здания кафе и автостоянки, адрес объекта: Московская область, г.о. Жуковский, ул. Туполева, земельный участок находится в юго-восточной части кадастрового квартала 50:52:0010327, подлежащий изъятию для государственных нужд Московской области" от 21.12.2018 N 1-1265/18, подготовленного ГУП МО "Московское' областное БТИ".
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения
Согласно ч. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральным органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (Федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 Земельного кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо.
В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости.
В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
Согласно пункту 13 статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
В силу положений пункта 2 статьи 55 Земельного кодекса принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 Гражданского кодекса плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 Гражданского кодекса, пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Согласно статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1997 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 56.8 ЗК РФ размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. Согласно пункту 10 статьи 56.8 ЗК РФ отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 Земельного кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
На основании постановления Правительства Московской области от 25.10.2016 N 782/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2021 годы", постановления Правительства Московской области от 27.01.2015 N 20/1 "Об утверждении проекта планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги.улицы Туполева в городском округе Жуковский Московской области" с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Московской области от 21.06.2018 N 400/20", распоряжения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 31.10.2018 N 663-Р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", решения Градостроительного совета Московской области от 13.11.2018 N 44, Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области принято распоряжение от 21.11.2018 N 700-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", согласно которому подлежит изъятию земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение (строительство) здания кафе и автостоянки, общая площадь: 26 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г.о. Жуковский, ул. Туполева, земельный участок находится в юго-восточной части кадастрового квартала 50:52:0010327, кадастровый номер: 50:52:0010327:5, образованный из земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение (строительство) здания кафе и автостоянки, общая площадь: 1311 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г.о. Жуковский, ул. Туполева, земельный участок находится в юго-восточной части кадастрового квартала 50:52:0010327, кадастровый номер: 50:52:0010327:2, принадлежащий Правообладателю на праве аренды, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 28.01.2011 года сделана запись регистрации N 50-50-52/030/2010-419.
Согласно Отчету об оценке рыночной стоимости права владения и пользования частью земельного участка, площадью 26 кв. м, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером: 50:52:0010327, общей площадью 1311 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение (строительство) здания кафе и автостоянки, адрес объекта: Московская область, г.о. Жуковский, ул. Туполева, земельный участок находится в юго-восточной части кадастрового квартала 50:52:0010327, подлежащий изъятию для государственных нужд Московской области" от 21.12.2018 N 1-1265/18, подготовленного ГУП МО "Московское' областное БТИ", рыночная стоимость изымаемого объекта недвижимого имущества с учетом величины убытков составляет округленно: 96 175 (девяносто шесть тысяч сто семьдесят пять) рублей 00 копеек, в том числе: 1) Рыночная стоимость права пользования и владения частью земельного участка, составляет: 35 675 (тридцать пять тысяч шестьсот семьдесят пять) рублей 00 копеек; 2) Величина убытков, причиненных правообладателю изъятием части земельного участка, составляет: 60 500 (шестьдесят тысяч пятьсот) рублей. Отчет об оценке полностью соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Представленный истцом отчет об оценке соответствует требованиям закона, наличий противоречий в выводах эксперта судом не установлено.
В судебном заседании представитель ответчика сообщил, что не возражает против изъятия права аренды земельного участка, не желает заявлять ходатайства о назначении экспертизы, вместе с тем возражает против выводов о рыночной стоимости изымаемого права аренды (прекратившегося с 20.12.2013 года) земельного участка.
Судом первой инстанции установлен факт необходимости, согласно нормам законодательства, изъятия испрашиваемого истцом земельного участка для государственных нужд, принадлежность данного участка ответчику. Стоимость возмещения за земельный участок определена заключением проведенной оценочной экспертизы..
Согласно пункту 2 статьи 56.11 Земельного кодекса, в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.
В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований в части указания на то, что решение является основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права аренды Предпринимателя на изымаемый земельный участок и государственной регистрации права собственности Московской области обосованно отказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 260 АПК РФ в апелляционной жалобе должны быть указаны требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует судебный акт, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства. Закрепление в п. 4 ч. 2 ст. 260 АПК РФ обязанности лиц, обратившихся с апелляционной жалобой, указывать, в какой части вынесенные судебные акты первой инстанции должны быть признаны незаконными, по каким основаниям, с учетом каких конкретных обстоятельств дела и подтверждающих наличие таких обстоятельств доказательств, в силу каких нормативно-правовых актов, обусловлено необходимостью конкретизации требований лиц, заявляемых в суд, в целях вынесения законного и обоснованного решения.
Апелляционный суд полагает необходимым отметить, что апелляционная жалоба ИП Мехтиева Агил Идрис Оглы не содержит мотивированных доводов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 260 АПК РФ.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельства дела с учетом оценки представленных документов, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования
Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о личной заинтересованности экспертов в исходе настоящего дела, наличия иных обстоятельств, которые могут вызвать сомнение в ее беспристрастности, а также иных установленных законом оснований.
Процессуальные действия, не удовлетворяющую одну из сторон процесса, не являются свидетельством необъективности, предвзятости или пристрастности и основанием для отвода экспертов.
Право удовлетворения ходатайства о назначении экспертизы, право выбора экспертного учреждения или эксперта, право формирования круга и содержания вопросов, поставленных на разрешение эксперта, принадлежит арбитражному суду.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2020 года по делу N А41-56105/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56105/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Мехтиев Агил Идри соглы
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18978/20
24.09.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-56105/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-56105/19
18.09.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-56105/19