г. Санкт-Петербург |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А56-27725/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Чебанюк Э.И. по доверенности от 01.06.2020
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26378/2020) ЧДОУ "Детский сад "Рост" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2020 по делу N А56-27725/2020(судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга
к ЧДОУ "Детский сад "Рост"
3-е лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Рост" (далее - ответчик, Учреждение) 6 888 900,00 рублей в порядке возврата субсидии в бюджет Санкт-Петербурга.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 24.07.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить, уменьшить взысканную сумму на 333 800 руб. Податель жалобы ссылается на то, что согласно Приговору Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга с генерального директора частично взыскана сумма субсидии за 2019 год в размере 333 800 руб.
Судом отказано Учреждению в приобщении к материалам дела дополнительных документов, не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Администрация и Инспекция надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрацией в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2019 N 201 "О предоставлении в 2019 году субсидий в целях финансового обеспечения затрат для реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ частным образовательным организациям" (далее - постановление Правительства Санкт-Петербурга) частному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Рост" (далее - ЧДОУ "Детский сад "Рост", получатель субсидии. Ответчик) в 2019 году была предоставлена субсидия из бюджета Санкт-Петербурга в целях финансового обеспечения возникших в 2019 году затрат при реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Заявление и прилагаемые к нему документы, поданные в администрацию 17.06.2019 и зарегистрированные той же датой, по форме и перечню соответствовали требованиям, установленным постановлением Правительства Санкт-Петербурга.
Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственность за их нарушение установлены в разделе 4 Порядка предоставления в 2019 году субсидий частным дошкольным образовательным организациям для реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования (далее - Порядок) (приложение N I к постановлению Правительства Санкт-Петербурга).
В рамках проверки, проведение которой предусмотрено постановлением Правительства Санкт-Петербурга в течение первых двух месяцев финансового года, следующего за годом предоставления субсидии, администрацией был направлен запрос в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - МИФ НС N 17, Инспекция) с просьбой о предоставлении информации о наличии либо отсутствии задолженности по уплате налогов (на дату подачи заявления в администрацию) в отношении всех организаций, являющихся получателями субсидий, в том числе, ЧДОУ "Детский сад "Рост" (письмо Администрации от 05.02.2020 N 01-29-436/20-0-0.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка одним из условий получения субсидии является отсутствие у организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В отношении ЧДОУ "Детский сад "Рост" Администрацией было выявлено нарушение условий предоставления субсидии.
Согласно информации, предоставленной МИФНС N 17 в адрес Администрации 11.02.2020, по состоянию на 17.06.2019 ЧДОУ "Детский сад "Рост" имело неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах перед бюджетом Санкт-Петербурга, справка о наличии задолженности перед бюджетом прилагалась к ответу Инспекции (письмо МИФНС N 17 от 11.02.2020 N 13-10/005450.
В письме от 12.02.2020 МИФНС N 17 сообщила о том, что справка об отсутствии задолженности N 1314771, представленная ЧДОУ "Детский сад "Рост" в Администрацию вместе с заявлением о предоставлении субсидии, содержащая информацию об отсутствии задолженности перед бюджетом Санкт-Петербурга, Инспекцией не выдавалась, а выдавалась иная справка о наличии задолженности за другим номером N 1389135 (письмо МИФНС N 17 от 12.02.2020 N 13-10/005689.
При этом, Инспекцией в адрес Администрации была предоставлена справка, которая в действительности выдавалась ЧДОУ "Детский сад "Рост" и которая подтверждает наличие у Ответчика задолженности по уплате налогов на момент подачи заявления в Администрацию.
Названное обстоятельство подтверждает факт нарушения Ответчиком условий предоставления субсидий, предусмотренных пунктом 2.2 Порядка.
На основании изложенного, полученная Администрацией информация была отражена в Акте проверки условий предоставления субсидии от 19.02.2020 в отношении ЧДОУ "Детский сад "Рост".
Одновременно с подписанием Акта проверки, в адрес ЧДОУ "Детский сад "Рост" было направлено уведомление о нарушении условий предоставления субсидий с указанием на необходимость в срок до 04.03.2020 года осуществить возврат в бюджет Санкт-Петербурга субсидии в размере 6 888 900,00 рублей (Шесть миллионов восемьсот восемьдесят восемь тысяч девятьсот рублей 00 копеек), предоставленной ЧДОУ "Детский сад "Рост" в соответствии с распоряжением Администрации от 08.07.2019 N 1633-р "О предоставлении в 2019 году субсидии частному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Рост" и соглашением о предоставлении субсидии из бюджета Санкт-Петербурга б/н от 11.07.2019, по указанным в уведомлении реквизитам (приложение к иску).
Учитывая, что в установленные в уведомлении сроки возврат субсидии в бюджет Санкт-Петербурга ЧДОУ "Детский сад "Рост" осуществлен не был, Администрация, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Санкт-Петербурга, приняла решение о возврате в бюджет Санкт-Петербурга субсидий, полученных ЧДОУ "Детский сад "Рост", и издает распоряжение от 05.03.2020 N 136-р "О возврате в бюджет Санкт-Петербурга субсидии, предоставленной частному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Рост".
Копия данного распоряжения вместе с требованием от 05.03.2020 о возврате субсидий была направлена ЧДОУ "Детский сад "Рост" 06.03.2020 посредством почтового отправления путем направления заказного письма с уведомлением о вручении.
На основании изданного Администрацией распоряжения и требования, в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга, ЧДОУ "Детский сад "Рост" было необходимо в течение семи рабочих дней со дня получения настоящего требования и копии распоряжения администрации осуществить возврат субсидии по указанным реквизитам.
Учитывая невыполнение Учреждением требования о возврате субсидии, Администрация обратилась в суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Выслушав представителя Учреждения, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг должны определять в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту пункт 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Поскольку факт нарушения условий предоставления субсидий установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование о взыскании денежных средств в размере 6 888 900,00 рублей.
В апелляционной жалобе Учреждение ссылается на Приговор Выборгского районного суда Санкт-Петербурга по делу N 1-682/2020 от 23.07.2020, которым с генерального директора частично взыскана сумма субсидии за 2019 год в размере 333 800 руб.
Вместе с тем, в суд первой инстанции указанный Приговор, вступивший в законную силу, не представлен.
В силу статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах следует признать, что все доказательства, имеющиеся в материалах дела, были исследованы судом первой инстанции в полном объеме, и им была дана полная, правильная и объективная правовая оценка в их совокупности, вынесшего законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 июля 2020 года по делу N А56-27725/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Рост" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27725/2020
Истец: Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга
Ответчик: ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД "РОСТ"
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N17 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ