город Ростов-на-Дону |
|
09 декабря 2020 г. |
дело N А32-7975/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ЗАО "Фирма "Сочинеруд": представители Криживецкий А.С., по доверенности от 17.01.2020, паспорт; Сгибнев И.К., по доверенности от 09.01.2020, паспорт;
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края: представитель Калякин Р.В., по доверенности от 26.12.2019, паспорт;
рассмотрев в онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Фирма "Сочинеруд"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.09.2020 по делу N А32-7975/2019
по заявлению Министерства природных ресурсов Краснодарского края
(ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)
к закрытому акционерному обществу "Фирма "Сочинеруд" (ИНН 2317006968, ОГРН 1022302724014)
при участии третьего лица: Федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк" (ИНН 2320006502,
ОГРН 1022302942705)
о запрете осуществления деятельности по добыче и переработке общераспространенных полезных ископаемых по лицензии на право пользования недрами от 18.05.2009 N КРД 80146 ТЭ,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о запрете закрытому акционерному обществу "Фирма "Сочинеруд" (далее - ЗАО "Фирма "Сочинеруд", общество) осуществления деятельности по добыче и переработке общераспространенных полезных ископаемых по лицензии на право пользования недрами от 18.05.2009 N КРД 80146 ТЭ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2020 ходатайство Министерства природных ресурсов Краснодарского края о приобщении - удовлетворено. В удовлетворении ходатайства ЗАО "Фирма "Сочинеруд" о приостановлении производства по делу - отказано. Суд запретил ЗАО "Фирма "Сочинеруд" деятельность, осуществляемую с нарушениями в законодательства в области охраны окружающей среды деятельность по добыче и переработке общераспространенных полезных ископаемых по лицензии на право пользования недрами от 18.05.2009 КРД 80146 ТЭ в Адлерском районе муниципального образования города курорта Сочи Краснодарского края на правом берегу реки Мзымта, между 17 и 18 км Краснополянского шоссе, в том числе на земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0404003:4771, 23:49:0404003:0023, 23:49:0404003:0262. С ЗАО "Фирма "Сочинеруд" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Фирма "Сочинеруд" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на отсутствие в действиях нарушения условий лицензионного объема добычи, а также причинения (угрозы причинения) вреда окружающей среде.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайство об участии представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края в онлайн судебном заседании.
Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.
От ЗАО "Фирма "Сочинеруд" поступило ходатайство о назначении судебной экспертизы и письменные пояснения по делу.
Суд, совещаясь на месте, протокольным определением приобщил пояснения к материалам дела.
В судебном заседании представители ЗАО "Фирма "Сочинеруд" доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить. Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
ФГБУ "Сочинский национальный парк", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Суд, после возвращения из совещательной комнаты, отказал в удовлетворении ходатайства ЗАО "Фирма "Сочинеруд" о назначении судебной экспертизы по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи, при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначение экспертизы является правом суда, а не его обязанностью. Необходимость разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний, определяется судом, разрешающим данный вопрос. При этом вопросы, разрешаемые экспертом, должны касаться существенных для дела фактических обстоятельств. В связи с этим, определяя необходимость назначения той или иной экспертизы, суд исходит из предмета заявленных исковых требований и обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках этих требований.
Вопрос о необходимости проведения экспертизы находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу. Удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд исходит из отсутствия правовых оснований для удовлетворения ходатайства ЗАО "Фирма "Сочинеруд" о назначении экспертизы.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия, рассмотрев ходатайство о назначении судебной экспертизы в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым отказать в его удовлетворении, поскольку отсутствует необходимость в специальных познаниях экспертов, ввиду постановки оценочных вопросов, требующих правовой оценки норм действующего законодательства, документов, характеризующих фактические обстоятельства дела, причинно-следственных связей между совершенными действиями и наступившими последствиями
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, сотрудники Министерства природных ресурсов Краснодарского края на основании приказа от 15.01.2019 N 1.19/8 в период с 05.02.2019 по 18.02.2019 провели внеплановую выездную проверку соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования в отношении закрытого акционерного общества "Фирма "Сочинеруд" с целью проверки сведений, изложенных в мотивированном представлении ведущего консультанта отдела государственного экологического надзора Чеданова Ю.Г. от 21.12.2018 N 74 по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Настоящая проверка проведена в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения), реестровый номер функции ФРГМУ 2340100010000022251.
В результате проверки министерство установило, что ЗАО "Фирма "Сочинеруд" осуществляет деятельность на основании лицензии на право пользования недрами от 18.05.2009 КРД 80146 ТЭ с целевым назначением и видами работ "Добыча известняка для производства щебня и строительной извести при разработке открытым способом Каменского месторождения. Участок недр расположен в Адлерском районе муниципального образования г-к. Сочи Краснодарского края на правом берегу р. Мзымта, между 17 и 18 км Краснополянского шоссе. Основным видом деятельности предприятия является добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев.
На основании письма от 23.01.2019 N 202-02.2-06-1679/19 сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Краснодарскому краю совместно со специалистом Министерства природных ресурсов Краснодарского края 05.02.2019 провели проверку в отношении закрытого акционерного общества "Фирма "Сочинеруд" и составили справку от 14.02.2019, в которой отражены следующие обстоятельства.
Изучением документов, имеющихся в распоряжении министерства, установлено следующее.
ЗАО "Фирма "Сочинеруд" осуществляет добычу известняка при наличии: технического проекта разработки Каменского месторождения известняков в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края, согласованного министерством 29.12.2017, горного отвода в уточненных границах: горноотводный акт от 22.01.2018 N 2163, плана развития горных работ на 2018 год (протокол рассмотрения годового плана развития горных работ на 2018 год от 12.12.2017 N 65).
Карьер предназначен для добычи известняка на Каменском месторождении и обеспечения строительства объектов в Краснодарском края нерудными строительными материалами.
За 2018 год годовая производительность карьера по добыче известняка согласно лицензии на право пользования недрами от 18.05.2009 КРД 80146 ТЭ составляет 100,0 тыс. м3 в плотном теле.
Месторождение разрабатывается с 1968 года.
Учитывая способ вскрытия и параметры месторождения в карьере используется система отработки полезного ископаемого подуступами высотой от 1,5 до 2,3 м, с применением механизированных гидромолотов.
Общая площадь земельного участка предприятия и горного отвода в уточненных границах составляет 44 га. Площадь месторождения в границах горного отвода составляет 24,65 га. Площадь месторождения в разрабатываемом контуре составляет 21,5 га. На площади подсчета запасов строения, памятники старины и действующие инженерные коммуникации отсутствуют.
На Каменском месторождении в 2018 году объем добычи полезного ископаемого составил 80,8 тыс. м3 в твердом теле.
В пределах земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0404003:0023, 23:49:0404003:0262 имеется карьер по добыче известняка, который находится в ведении ЗАО "Фирма "Сочинеруд". В рабочей зоне карьера находятся два экскаватора с государственными номерами: 1264 УТ 23; 1257 УТ 23.
Размещение отвалов вскрышных пород, используемая на карьере техника соответствуют проектной документации.
При проведении проверки выявлены следующие нарушения.
1. Нарушены требования по рациональному использованию и охране участков недр, выразившиеся в выявлении отработанного участка недр за пределами предоставленного ЗАО "Фирма "Сочинеруд" горного отвода на сопредельной территории, ориентировочные "размеры горной выработки: длина - 400 м, ширина - 80 м, глубина - 40 м, с северной части Каменского месторождения в точке с координатами N 43.54137°, Е 39.97801°, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4771.
Министерство установило, что в результате того, что ЗАО "Фирма "Сочинеруд" произвело разработку Каменского месторождения известняка за пределами границ горного отвода, обществом причинен вред недрам, влекущий утрату запасов полезных ископаемых, вызванный самовольным пользованием недрами (за пределами горного отвода).
Согласно акту инструментального маркшейдерского замера объемов от 11.02.2019 N 1/19 объем добытого общераспространенного полезного ископаемого за пределами лицензионных границ Каменского месторождения известняка составил 1 828 534 м3.
2. При осмотре территории административный орган обнаружил дробильно-сортировочный комплекс, на котором общество произвело в 2018 году на Каменском карьере следующую продукцию: щебень фр. 5-20 мм; щебень фр. 20-40 мм; щебень фр. 40-70 мм; песок из отсевов дробления; смесь щебеночно-песчаная фр. 0-500 мм.
В нарушение действующего законодательства и лицензионного соглашения общество в 2018 и 2019 годах осуществляло деятельность по первичной переработке получаемого им из недр минерального сырья в отсутствие утвержденной и согласованной в установленном порядке технологической схемы первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых.
3. Согласно подпункту 1 пункта 3.1 статьи 3 лицензионного соглашения владелец лицензии обязуется по объемам, основным видам работ и срокам их проведения обеспечить ежегодную добычу известняка не менее 100 тыс. м полезного ископаемого; возможно увеличение объемов добычи согласно планам развития горных работ, утвержденным в установленном порядке. Общество при добыче полезного ископаемого не соблюдает объем добычи, установленный в разрешительной документации.
4. В нарушение подпунктов 1,2 пункта 4.1, подпункта 1 пункта 4.3 лицензионного соглашения, подпункта "в" пункта 11.2.2 "Охрана атмосферного воздуха от загрязнения" технического проекта разработки Каменского месторождения известняков в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края, согласованного министерством 29.12.2017 общество при производстве работ не согласовало план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период НМУ, не проводит мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ.
По факту выявленных нарушений при разработке Каменского месторождения в отношении закрытого акционерного общества "Фирма "Сочинеруд" вынесено постановление о назначении административного наказания от 05.03.2019 N 1.19/85Н-2, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
На основании пункта 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 38 постановления от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" данных норм министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участником недр.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется социальным государственным разрешением виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Аналогичное положение содержится в статье 12 Закона Краснодарского края от 10.10.1997 N 101-КЗ "О недропользовании на территории Краснодарского края".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.
В силу пунктов 2, 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно статье 23.3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:
1) строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;
2) дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;
3) наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.
В силу пунктов 31, 138, 140 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, не допускается строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации. При проектировании и производстве работ по первичной переработке минерального сырья (далее - переработке) обосновывается наиболее полное извлечение основных и попутных полезных компонентов, предотвращение сверхнормативных потерь, складирование и сохранение временно не используемого минерального сырья, основных и попутных полезных компонентов, содержащихся в отходах перерабатывающего производства, а также охрана недр и окружающей среды. Производство работ по переработке с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной технологической документации не допускается.
Согласно подпункту "а" пункта 9(1) главы II Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, уполномоченный орган осуществляет согласование документации по участкам недр местного значения в отношении общераспространенных полезных ископаемых - проекта опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых, технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, технологической схемы первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно статье 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. При этом под неблагоприятными метеорологическими условиями в соответствии со статьей 1 указанного закона понимаются метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
Порядок обеспечения и контроля мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий изложен в РД 52.04.52-85 "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" утвержденных Госкомгидрометом СССР 01.12.1986.
В соответствии с разделом 5 РД 52.04-52-85 разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся источниками загрязнения атмосферы. При разработке мероприятий учитываются особенности рассеивания примесей в атмосфере и в связи с этим вклад различных источников в создание концентраций примесей в приземном слое воздуха.
Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеоусловиях требования к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам определены приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899.
Согласно пункту 3 указанного приказа заинтересованными лицами являются юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Согласно статье 49 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.
Определениями суда от 27.05.2020, от 30.06.2020 у Следственного отдела по городу Сочи Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю суд первой инстанции истребовал информацию о том, установлен или не установлен рамках указанного дела факт разработки карьера, добычи закрытым акционерным обществом "Фирма "Сочинеруд" полезных ископаемых за пределами горного отвода на земельном участке с кадастровым номером N 23:49:0404003:4771.
Согласно ответу Следственного отдела по городу Сочи Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю от 04.08.2020 N 216-03-20/4591 в ходе предварительного следствия установлено, что в соответствии с пояснительными записками за 2011, 2012, 2013 года, подписанными генеральным директором Пиновым А.С. за пределами земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0404003:0023, 23:49:0404003:0262, на территории, непосредственно прилегающей к ним, закрытое акционерное общество "Фирма "Сочинеруд" осуществило добычу инертных материалов в связи с оползнем, сошедшим якобы на карьер "Каменский" с прилегающей территории. Однако, установлено, что режим ЧС, в связи с так называемым оползнем, администрацией г. Сочи не вводился. Кроме того, согласно акту инструментального маркшейдерского замера объемов от 11.02.2019 N 1/19 объем добытого закрытым акционерным обществом "Фирма "Сочинеруд" общераспространенного полезного ископаемого за пределами лицензионных границ Каменского месторождения известняка составил 1 828 534 м3.
Довод апелляционной жалобы общества о том, что вышеуказанный участок разработан иным лицом не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку письмом, поступившим из Следственного отдела по городу Сочи Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю, из которого следует, что в производстве отдела находится уголовное дело N 11902030078000027 по признакам преступления, предусмотренного пунктом "б" частью 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту разработки карьера в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4771.
По оценке Министерства природных ресурсов Краснодарского края Российской Федерации причинен ущерб в особо крупном размере на сумму 1 220 102 659,80 рублей. Также, учитывая рельеф местности, доступ к карьеру иных лиц или организаций, где незаконно добыты недра, исключен, без разрешения ЗАО "Фирма "Сочинеруд", так как данная территория круглосуточно охраняется работниками указанной организации и имеет один служебный въезд.
В материалах дела также имеются фотографии данных участков, а также видеоматериал, представленный в дело Следственным отделом по городу Сочи Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю, из которых очевиден факт разработки карьера и добычи полезных ископаемых.
В письме Следственного отдела по городу Сочи Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю от 06.07.2020 N 11902030078000027/3894 указано, что неустановленные лица из числа допущенных к выполнению работ в горном отводе Каменского месторождения в период с 2011 по 2018 годы, находясь на земельном участке 23:49:0404003:4771, под видом предпринимательской деятельности и противооползневых работ, тайно, из корыстных побуждений совершили противоправное безвозмездное изъятие и обращение чужого имущества (полезного ископаемого "известняк") в свою пользу на общую сумму 1 220 102 659,80 рублей, что является особо крупным размером.
Учитывая представленные данные следственного органа, а также материалы настоящего дела и доводы министерства о том, что транспортирование незаконного добытого полезного ископаемого с земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404003:4771 в условиях горной местности технологически возможно исключительно через земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0404003:0023, 23:49:0404003:0262, через территорию предприятия закрытого акционерного общества "Фирма "Сочинеруд", находящегося под охраной, на территорию которого допуск посторонним лицам запрещен (документально данный довод общество не оспорило), суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об обоснованности данного эпизода.
При осмотре территории министерство обнаружило дробильно-сортировочный комплекс, на котором в 2018 году обществом на Каменском карьере произведена следующая продукция: щебень фр. 5-20 мм; щебень фр. 20-40 мм; щебень фр. 40-70 мм; песок из отсевов дробления; смесь щебеночно-песчаная фр. 0-500 мм.
Министерством установлено, что общество в нарушение действующего законодательства и лицензионного соглашения в 2018 - 2019 годы осуществляло деятельность по первичной переработке получаемого им из недр минерального сырья в отсутствие утвержденной и согласованной в установленном порядке технологической схемы первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с п. 1 ст. 23.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степень их извлечения из минерального сырья.
Согласно п. 9 (1) раздела 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" согласование технологических схем первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых осуществляет уполномоченный орган.
Согласно подп. 9 п. 3.14 Положения о министерстве, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250, в целях выполнения поставленных задач министерство в установленном законодательством порядке осуществляет согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.06.2010 N 218 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья" утверждены требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых. Так, в частности, разделом III установлены требования к структуре проектной документации по первичной переработке минерального сырья (технологической схемы переработки), включая подразделы:
3. Управление производством, предприятием. Организация и охрана труда.
9. Промышленная безопасность. Противоаварийные мероприятия и
противопожарная защита.
10. Мероприятия по охране окружающей среды.
10.1. Охрана и рациональное использование земельных ресурсов.
Рекультивация земель.
10.2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.
10.3. Охрана поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения. Гидротехнические и очистные сооружения.
10.4. Охрана окружающей среды при складировании (утилизации) отходов производства.
10.5. Охрана растительного и животного мира.
10.6. Охрана окружающей среды на период строительства.
Таким образом, осуществление деятельности обществом в отсутствие указанной проектной документации влечет угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью человека, ввиду невыполнения мероприятий по охране окружающей среды, промышленной безопасности и охраны труда.
В силу пунктов 31, 138, 140 Правил охраны недр N 71 не допускается строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации. При проектировании и производстве работ по первичной переработке минерального сырья (далее - переработке) обосновывается наиболее полное извлечение основных и попутных полезных компонентов, предотвращение сверхнормативных потерь, складирование и сохранение временно не используемого минерального сырья, основных и попутных полезных компонентов, содержащихся в отходах перерабатывающего производства, а также охрана недр и окружающей среды. Производство работ по переработке с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной технологической документации не допускается. Согласно подпункту "а" пункта 9 (1) главы II Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, уполномоченный орган осуществляет согласование документации по участкам недр местного значения в отношении общераспространенных полезных ископаемых - проекта опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых, технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых, технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, технологической схемы первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно статье 49 Закона о недрах лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Отклонена ссылка общества на то, что оно осуществляет переработку, а не первичную переработку добытых полезных ископаемых, а описанный в технологическом проекте разработки Каменского карьера цикл работ на поверхности является не циклом первичной переработки, требующей наличия отдельной схемы, а циклом комплексной (конечной) переработки добытого полезного ископаемого. К первичной переработке добытого из недр минерального сырья относятся технологические процессы его преобразования в товарные продукты путем физических, химических и комбинированных методов воздействия (пункт 137 Правил охраны недр N 71).
При этом, пункт 138 данных Правил наряду с полным наименованием работ по первичной переработке минерального сырья позволяет использовать более краткий термин "(далее - переработка)".
Из материалов дела следует, что при осмотре территории обнаружены дробильно-сортировочный комплекс, на котором в 2018 году обществом на Каменском карьере произведена следующая продукция: щебень фр. 5 - 20 мм; щебень фр. 20 - 40 мм; щебень фр. 40 - 70 мм; песок из отсевов дробления; смесь щебеночно-песчаная фр. 0 - 500 мм. Аналогичная информация отражена самим обществом на странице 3 пояснительной записки к сведениям о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых за 2018 год (формы 5-ГР, 2-ТП, 2-ЛС, 70-ТП) по Каменскому месторождению известняков в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края.
Согласно подпункту 1 пункта 3.2 статьи 3 лицензионного соглашения добыча полезного ископаемого разрешается при наличии утвержденных в установленном порядке проектных документов на разработку месторождения, прошедших необходимые согласования и экспертизы. В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 4.1 статьи 4 лицензионного соглашения владелец лицензии обязуется обеспечить по рациональному использованию запасов полезного ископаемого и охране недр соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований технических проектов и технической документации. Технологическая схема переработки отнесена к проектной документации по первичной переработке минерального сырья (приложение 3 "Требования к структуре проектной документации по первичной переработке минерального сырья (технологической схемы переработки)" к приказу Минприроды России от 25.06.2010 N 218 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья"). Пунктом 3.9 "Технологический комплекс на поверхности", пунктом 4.3.4 "Щебень из известняка" технического проекта разработки Каменского месторождения известняков в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края, согласованного министерством 29.12.2017 (далее - технический проект), предусмотрен выбор технологической схемы переработки ПГС, обусловленной сложившимся потребительским рынком, который определяет, в конечном счете, номенклатуру выпускаемой продукции (т. 2, л.д. 123, 139).
Однако, такую схему общество не разработало и не согласовало.
Министерством установлено, что общество в нарушение действующего законодательства и лицензионного соглашения в 2018 - 2019 годах осуществляло деятельность по первичной переработке получаемого им из недр минерального сырья в отсутствие утвержденной и согласованной в установленном порядке технологической схемы первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых. Доказательств обратного общество в материалы дела не представило.
В рамках дела N А32-12082/2019 рассмотрено заявление общества об оспаривании постановления от 05.03.2019 N 1.19/85Н-2 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 000 рублей (в том числе, эпизод об отсутствии у общества технологической схемы). Судебные инстанции сделали вывод о правомерности позиции административного органа.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об обоснованности указания министерства на нарушение обществом указанного пункта лицензионных требований.
Общество направило в министерство обращение о согласовании проектной документации "Технологическая схема первичной переработки минерального сырья при разработке Каменского месторождения известняков в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края", которое письмом от 17.06.2020 N 202-03.5-10-15118 оставлено без согласования, так как приказом министерства от 03.06.2019 N 1062 право пользовании по лицензии КРД 80146ТЭ с целевым назначением "добыча известняка для производства щебня и строительной извести при разработке открытым способом Каменского месторождения" досрочно прекращено.
Согласно подпункту 1 пункта 3.1 статьи 3 лицензионного соглашения владелец лицензии обязуется по объемам, основным видам работ и срокам их проведения обеспечить ежегодную добычу известняка не менее 100 тыс. м полезного ископаемого; возможно увеличение объемов добычи согласно планам развития горных работ, утвержденным в установленном порядке.
В нарушение подпункта 1 пункта 3.1 статьи 3 лицензионного соглашения недропользователь в 2018 году осуществлял деятельность по добыче полезного ископаемого (по данным статистической отчетности по формам N 5-гр, N 2-ЛС), при этом добыто 80,8 тыс. м. Одной из основных задач по росту поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Краснодарского края является, в т.ч. и увеличение объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых. Уменьшение объемов добычи обществом в 2018 году в одностороннем порядке привело к нерациональному пользованию недрами и снижению налоговых поступлений в бюджет Краснодарского края.
Из материалов дела следует, что обществом подготовлены и направлены письма:
- от 10.05.2018 N 01-145 Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому;
- от 10.05.2018 N 01-146 Главе администрации (губернатору) Краснодарского края В.И. Кондратьеву;
- от 10.05.2018 N 01 -147 Министру природных ресурсов Краснодарского края с просьбой разъяснить возможность внесения и применения допустимого отклонения фактической добычи общераспространенных полезных ископаемых от проектной и плановой добычи, как это сделано на правительственном (законодательном) уровне многих субъектов Российской Федерации.
В ответ получены письма о рассмотрении обращения:
- от Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.07.2018 N 11-47/18586;
- от Министерства природных ресурсов Краснодарского края в лице администрации Краснодарского края от 28.06.2018 N 202-03.5-18708/18;
- от Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 09.08.2018 N 202-03.5-23408/18 с указанием того, что в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Общество также направило письмо от 09.07.2018 N 09-209 с просьбой внести изменения в лицензию на право пользования недрами серии КРД номер 80146 вид лицензии ТЭ с требуемым изменением в подпункт 1 пункта 3.1 раздела 3, а именно: "Ежегодную добычу известняка не менее 100,0 тыс.м3 полезного ископаемого с допустимым расхождением от планов горных работ +/- 20 процентов", а также обращение от 23.08.2018 N 09-234 с просьбой внести изменения в лицензию на право пользование недрами серии КРД номер 80146 вид лицензии ТЭ с требуемым изменением в подпункт 1 пункта 3.1 раздела 3, а именно: "Ежегодную добычу известняка не менее 60,0 тыс.м3 полезного ископаемого", с приложением Справки об объеме добычи за 7 месяцев 2018 года, которая составила 41 500 м3 в твердом теле. Также в данной справке отражен планируемый объем добычи за 2018 год, который мог составить около 60 000 м3 в твердом теле, в связи со снижением уровня планируемой реализации со склада готовой продукции.
Таким образом, министерство уведомлено о снижении объемов добычи на Каменском месторождении известняков.
Кроме того, общество в адрес административного органа направило заявление от 04.10.2018 N 01-290 о внесении изменений в условия лицензии на пользование участком недр местного значения с требуемым изменением в подпункт 1 пункта 3.1 раздела 3, а именно: "Ежегодную добычу известняка не менее 70,0 тыс.м3 полезного ископаемого с допустимым расхождением от планов горных работ +/- 20 процентов" с приложением графического материала обосновывающего необходимость внесения изменения в параметры ежегодного объема добычи.
Данное заявление рассмотрено постоянной действующей рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с внесением изменений в условия пользования лицензий, переоформлением лицензий, досрочным прекращением права пользования участками недр местного значения на территории Краснодарского края 15.11.2018 и внесены изменения в условиях лицензии на право пользования недрами КРД 80146 ТЭ от 18.05.2009:
"Подпункт 1 пункта 3.1 раздела 3 изложить в следующей редакции: "Ежегодную добычу известняка не менее 70,0 тыс.м3".
Фактический объем добычи составил 80,8 тыс.м3, что соответствует лицензионным требованиям с учетом внесенных изменений.
Указанный эпизод являлся предметом рассмотрения в рамках дела N А32-12082/2019, ему дана оценка судебными инстанциями в решении Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2019, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.12.2019, установлено, что нарушение указанного пункта лицензионных требований вменено обществу неправомерно.
При рассмотрении настоящего дела заявителем представлены новые доказательства, свидетельствующие о несоблюдении обществом объемов добытых полезных ископаемых.
Довод общества о том, что условия лицензии в части добычи полезных ископаемых в заявленных и утвержденных объемах обществом соблюдаются, в подтверждение чего общество ссылается на запросы в уполномоченные органы, а также на изменения условий лицензии, в соответствии с которыми "...подпункт 1 пункта 3.1 раздела 3 изложен в следующей редакции: "Ежегодную добычу известняка - не менее 70,0 тыс.м3" обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку Указанный пункт лицензии имеет следующую оговорку "возможно увеличение объемов добычи согласно планам развития горных работ, утвержденным в установленном порядке".
Материалами дела подтверждается, что согласно протоколу N 16-18 технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ на 2019 год, утвержденному 07.11.2018 Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора, закрытому акционерному обществу "Фирма "Сочинеруд" установлен основной показатель объемов добычи известняка по лицензии КРД 80146 ТЭ в объёме 100 400 м3.
В материалы дела представлен ответ Сочинского природоохранного прокурора от 26.06.2020 N 7-07-2020/1188 по результатам проверки, проведенной на основании поступивших из Следственного отдела по городу Сочи Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю сведений о неправомерных действиях общества, из которого следует, что закрытое акционерное общество "Фирма "Сочинеруд" за 2019 год добыло 117 300 м3 полезных ископаемых при согласованных 100 400 м3.
Указанные данные свидетельствуют о нарушении обществом условий лицензии КРД 80146 ТЭ, положений Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71, что свидетельствует о недобросовестном поведении общества.
Доводы общества об отсутствии негативных последствий для государства от добычи полезных ископаемых в большем объеме, чем предусмотрено разрешительной документацией правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку критерием для оценки факта соблюдения (несоблюдения) разрешительной документации является объем добытых полезных ископаемых, а не наличие или отсутствие негативных последствий от добычи полезных ископаемых в большем объеме.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что данный эпизод правомерно указан министерством в качестве основания применения последствий согласно положениям статьи 1065 Гражданского кодекса российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 4.1 статьи 4 лицензионного соглашения владелец лицензии обязуется обеспечить по рациональному использованию запасов полезного ископаемого и охране недр соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований технических проектов и технической документации.
Согласно подпункту 1 пункта 4.3 статьи 4 лицензионного соглашения Владелец лицензии обязуется обеспечить по охране окружающей среды соблюдение установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране окружающей среды.
Согласно подпункту "в" пункта 11.2.2 "Охрана атмосферного воздуха от загрязнения" технического проекта разработки Каменского месторождения известняков в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края, согласованного министерством 29.12.2017, с целью обеспечения охраны атмосферного воздуха от загрязнения должно быть предусмотрено выполнение следующих мероприятий, направленных на сокращение поступления вредных веществ в атмосферу. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) производится по рекомендациям РД 52.04.52-85. Под регулированием выбросов загрязняющих веществ понимается их кратковременное сокращение в периоды НМУ, когда указанные условия могут привести к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. РД 52.04.52-85 предусмотрено согласование именно плана мероприятий и плана-графика контроля выбросов вредных веществ непосредственно на источниках в периоды НМУ.
В нарушение действующего законодательства и лицензионного соглашения общество при производстве работ не согласовало план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период НМУ, не проводит мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ.
Таким образом, на момент проверки у общества отсутствовал план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период НМУ.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества об отсутствии в его действиях нарушений указанных лицензионных требований, поскольку у общества имеется приказ от 05.03.2017 N 29 о/д "О прекращении работ на карьере во время неблагоприятных погодных условиях".
Так, вывод о несоблюдении обществом условий лицензии в части порядка обеспечения и контроля мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических министерство сделало по итогам проверки, проведенной с 05.02.2019 по 18.02.2019.
Довод общества о том, что в случае неблагоприятных метеорологических условий ввиду отсутствия технической возможности по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся в результате работы спецтехники, работа спецтехники по добыче и транспортировке полезных ископаемых на Каменском месторождении прекращается до восстановления благоприятных метеорологических условий, равно как и к ссылке на приказ общества от 05.03.2017 N 29 о/д "О прекращении работ на карьере во время неблагоприятных погодных условий", судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в материалах дела отсутствуют документальные доказательства о том, что на момент проведения министерством проверки общество предъявляло заявителю данный приказ и доказательства его соблюдения (фиксация факта прекращения работ на карьере в связи с погодными условиями).
Статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения или иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии со статьями 56 и 80 Федерального закона N 7-ФЗ деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, установленных главой VII данного закона, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд, в силу пункта 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Применительно к названной норме Пленум Верховного Суда РФ в пункте 38 постановления от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснил, что основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.
В соответствии пунктом 28 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов). Наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической экспертизы не является основанием для отказа в иске.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 также разъяснено, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ, статьи 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом, суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.
Таким образом, данная норма выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав. Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть представлены доказательства неустранимости выявленных недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда, или нежелания их устранить.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Фирма "Сочинеруд" в процессе деятельности по добыче и переработке общераспространенных полезных ископаемых по лицензии на право пользования недрами от 18.05.2009 N КРД 80146 ТЭ допустило ряд серьезных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования, в связи с этим Министерство природных ресурсов Краснодарского края заявило требование о запрете обществу деятельности по добыче и переработке общераспространенных полезных ископаемых по лицензии на право пользования недрами от 18.05.2009 N КРД 80146 ТЭ.
В данном случае факты нарушения требований в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, подтверждаются материалами как настоящего дела, так и материалами дела N А32-12082/2019. Суд первой инстанции пришел к выводу, что продолжение деятельности ЗАО "Фирма "Сочинеруд" по добыче известняка на Каменском месторождении в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края, в карьере в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0404003:0023, 23:49:0404003:0262, равно как и за его пределами приведет в будущем к ухудшению характеристик и свойств земельных участков, порче почв, истощению недр.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов о наступлении неблагоприятных метрологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее -мероприятия), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Необходимость проведения мероприятий вызвана особенными явлениями в атмосфере, при которых создаются условия, затрудняющие рассеивание загрязняющих веществ в атмосфере. При этом уровень загрязнения воздуха отдельными загрязняющими веществами может значительно превышать предельно допустимую концентрацию этих загрязняющих веществ.
Таким образом, не проведение обществом согласованных мероприятий создает риски причинения вреда окружающей среде, а также жизни и здоровью населения, проживающего в зоне влияния предприятия.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований министерства.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, для перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
Поскольку в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы отказано, ЗАО "Фирма "Сочинеруд" с депозитного счета Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежат возврату перечисленные на основании платежного поручения от 27.11.2020 N 839 денежные средства в размере 50 000,00 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Суд апелляционной инстанции разъясняет ЗАО "Фирма "Сочинеруд", что для перечисления денежных средств с депозитного счета Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда надлежит представить в адрес суда подлинник заявления о возврате денежных средств, подписанного руководителем организации, в котором необходимо указать полные реквизиты банковского счета, на который подлежат зачислению денежные средства, возвращаемые с депозитного счета арбитражного суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства ЗАО "Фирма "Сочинеруд" о назначении экспертизы отказать.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2020 по делу N А32-7975/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить с депозитного счета Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда закрытому акционерному обществу "Фирма "Сочинеруд" (ИНН 2317006968, ОГРН 1022302724014) 50 000,00 (Пятьдесят тысяч) рублей, перечисленных по платежному поручению от 27.11.2020 N 839 после предоставления заявления с указанием банковского счета, открытого в банке на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7975/2019
Истец: Министерство природных ресурсов КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Ответчик: ЗАО "Фирма Сочинеруд"
Третье лицо: ФГБУ "Сочинский национальный парк"
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-189/2023
17.11.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19772/2022
19.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1553/2021
09.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17380/20
09.09.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7975/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7975/19
07.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7975/19