г. Санкт-Петербург |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А56-33732/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Николаева Е.С., по доверенности от 28.10.2020;
от ответчика (должника): Ильина К.С, по доверенности от 21.09.2020;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29724/2020) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2020 по делу N А56-33732/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хели-Драйв Северо-Запад"
к Санкт-Петербургской таможне
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Восход"
об оспаривании акта выездной таможенной проверки, заключения, решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хели-драйв Северо-Запад" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Санкт-Петербургской таможне (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании акта выездной таможенной проверки N 10210000/210/110220/А000001 от 12.02.2020 Санкт-Петербургской таможни, заключения по возражениям проверяемого лица на акт таможенной проверки N 10210000/210/110220/А000001 от 04.03.2020, решения от 05.03.2020 года по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10210000-20/000049, решения от 05.03.2020 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10210000-20/000050, решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 05.03.2020.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - треть лицо).
Решением от 04.09.2020 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал незаконным решения Санкт-Петербургской таможни от 05.03.2020 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10210000-20/000049, NРКТ-10210000-20/000050, о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 05.03.2020. В остальной части производство по делу прекратил.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение суда от 04.09.2020 отменить в части и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что ООО "Хели-Драйв Северо-Запад" ни в рамках проведения таможенной проверки, ни при направлении возражений на акт таможенной проверки не представлено документально подтвержденных сведений о том, что масса каждого рассматриваемого пустого снаряженного вертолета может составлять менее 2000 кг.
Отчеты изготовителя от 29.11.2018 и от 29.02.2019 и основанное на них письмо производителя от 06.08.2020 не являются относимыми доказательствами, поскольку не указывают массу фактически перемещенных через таможенную границу Евразийского экономического союза вертолетов. Из акта приема передачи проведения расчетов по договору купли-продажи вертолета N 177726 от 10.07.2018 приемка товаров произведена Обществом в 03.07.2019 в Праге, где они взвешивались 11.06.2019 и 12.06.2019, и масса пустых вертолетов составила 2 207,86 кг.
Податель жалобы указывает, что отчеты изготовителя от 29.11.2018 и от 29.02.2019 и письмо производителя от 06.08.2020 в таможню при проведении выездной таможенной проверки не предоставлялись. Сведения, указанные в данных документах не опровергают сведения о характеристиках товара, собранные таможенным органом в ходе проведения таможенного контроля
По мнению подателя жалобы, учитывая текст примечания к субпозициям группы 88 ТН ВЭД ЕАЭС в субпозициях 8802 11 - 8802 40 при определении "массы пустого снаряженного аппарата" из массы аппарата в состоянии готовности к вылету за вычетом массы экипажа, топлива и оборудования, нельзя исключать постоянно установленное оборудование. Согласно сноске в спецификации каталога минимальная масса пустого вертолета может составлять 1915 кг только при снятом стандартном комплекте оснащения, а согласно приложению к договору купли продажи рассматриваемых вертолетов и актам взвешивания их поставка осуществлялась именно в стандартной конфигурации с набором дополнительного оборудования.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
В судебном заседании представитель Таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Хели - Драйв Северо - Запад" в соответствии с договором купли-продажи N 17726 от 10.07.2018 и дополнением к нему N 1 от 29.08.2018, заключенными с BELL HELIKOPTER TEXTRON INC., корпорация Делавера (Техас, США), приобрел два новых вертолета Bell-429 (серийные номера 57355, 57356), (далее - воздушные суда, ВС).
В 2019 году воздушные суда ввезены заявителем на территорию Российской Федерации и заявитель произвёл их таможенное оформление по таможенным декларациям (далее - ДТ) N N 10210200/020919/0140519, 10210200/020919/0140530. При проведении таможенного оформления услуги таможенного представителя оказывало ООО "Восход".
Товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Фактический контроль и взвешивание таможенным органом на этапе таможенного декларирования не производились.
В соответствии с официальной информацией завода-изготовителя, изложенной в Технических характеристиках Белл 429, минимальная сухая масса воздушного судна составляет 1 915 кг / 1 921 кг, с примечанием - технические характеристики, когда допущены к применению.
При таможенном декларировании товаров, воздушные суда были поименованы как: "Одновинтовой гражданский вертолет с рулевым винтом, с двумя газотурбинными двигателями и полозковым шасси с массой пустого снаряженного аппарата 1950 кг, изготовитель: BELL HELICOPTER TEXTRON CANADA LTD, товарный знак: BELL, модель - BELL 429, страна происхождения: - Канада, серийный номер 57355 (по ДТ N 10210200/020919/0140530), серийный номер 57356 (по ДТ N 10210200/020919/0140519).
Заявленный при декларировании вес брутто/нетто каждого воздушного судна составляет 1950 кг.
Заявленный Обществом при таможенном декларировании код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, далее - ТН ВЭД ЕАЭС - 8802110003 ТН ВЭД ЕАЭС - "Летательные аппараты прочие (например, вертолёты, самолёты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители: вертолёты: с массой пустого снаряжения аппарата не более 2000 кг: гражданские: прочие" предусматривает ставку ввозной таможенной пошлины - 10%, НДС - 20%.
С 10.01.2020 Таможенным органом проводилась внеплановая выездная таможенная проверка в отношении заявителя на предмет достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации (подпункт 2, пункта 6, статьи 331 ТК ЕАЭС).
В ходе проверки были запрошены документы и сведения у заявителя, Межрайонной инспекции ФНС России N 15 по Санкт-Петербургу, Росавиации, Министерства транспорта РФ, Северо-Западного центра по сертификации гражданской авиации.
Результаты проверки отражены в акте выездной таможенной проверки N 10210000/210/110220/А000001 от 11.02.2020, утвержденный начальником Санкт-Петербургской таможни 12.02.2020 (далее - Акт проверки).
30.01.2020 на основании статьи 330 ТК ЕАЭС и решения о выездной таможенной проверке был проведен осмотр помещений и территории ангара Общества по адресу: Санкт-Петербург, улица Пилотов, дом 56А, в результате чего было установлено, что в ангаре находятся два одновинтовых гражданских вертолета темной окраски с рулевым винтом, с двумя газотурбинными двигателями и полозковыми шасси "Bell-429", серийный номер согласно заводской шильде 57355, бортовой номер RA-01636; серийный номер согласно заводской шильде 57356, бортовой номер RA-01637, производитель " BELL HELICOPTER TEXTRON CANADA".
Согласно Акту проверки, по сведениям, полученным из Росавиации и из Северо-Западного центра по сертификации гражданской авиации согласно сертификатам летной годности, справки от 12.07.2019, акту взвешивания от 11.06.2019, справки от 12.06.2019, акту взвешивания от 12.06.2019 масса вертолета RA-01637 N 57356 4 853 lb или 2 201,42 кг, масса вертолета RA-01636 N 57355 4 867,5 lb или 2 207,86 кг.
В сертификате летной годности от 11.06.2019 (воздушное судно с серийным номером 57356, RA-01637) предусмотрено, что масса воздушного судна составляет 2 201,42 кг, в сертификате летной годности от 12.06.2019 (воздушное судно с серийным номером 57355, RA-01636) предусмотрено, что масса воздушного судна составляет 2 207,86 кг
Таким образом, полученные в ходе выездной проверки сведения о весовых характеристиках воздушных судов позволили таможенному органу прийти к выводу о том, что заявителем неверно определена масса воздушного судна. Масса воздушного судна определена таможенным органом на основании сведений о массе, содержащихся в сертификатах летной годности N 2132190182 и N 2132190181, справках, полученных из Северо-Западного Межрегионального центра по сертификации гражданской авиации от 12.06.2019 и от 12.07.2019 и актах взвешивания от 11.06.2019 и от 12.06.2019.
Поскольку определенная таможенным органом по сертификатам летной годности масса каждого из воздушных судов превышает 2000 кг, то в целях таможенного декларирования таможенный орган посчитал, что должен быть применен иной классификационный код 8802 1200 0 1 ТН ВЭД ЕАЭС, предусматривающий иную ставку ввозной таможенной пошлины (12,5%).
Примененный таможенный органом и заявленный им код товара - 8802 1200 0 1 по ТН ВЭД ЕАЭС: вертолеты с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг.
Поскольку с изложенными таможенным органом в Акте выводами заявитель не был согласен, им направлен таможенному органу возражение на акт.
04.03.2020 таможенный орган представил заключение по возражениям заявителя на Акт; в названном заключении таможенный орган подтвердил свою позицию.
В результате проведенного таможенным органом таможенного контроля, оформленного Актом проверки и заключением, таможенным органом были приняты Решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 05.03.2020 N РКТ-10210000-20/000049, решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 05.03.2020 N РКТ-10210000-20/000050 и решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 05.03.2020.
В соответствии с указанными решениями, таможенным органом в целях таможенного декларирования применен иной классификационный код 8802 1200 0 1 по ТН ВЭД ЕАЭС, предусматривающий более высокую ставку таможенной пошлины (12,5%), следствием чего явилось доначисление заявителю ввозной таможенной пошлины в общем размере 24 543 686,86 руб. и НДС (20%) в общем размере 4 908 737,36 руб.
Общество, не согласившись с принятыми таможенным органом ненормативными правовыми актами, обратилось в арбитражный суд об оспаривании акта выездной таможенной проверки N 10210000/210/110220/А000001 от 12.02.2020, заключения по возражениям проверяемого лица на акт таможенной проверки N 10210000/210/110220/А000001 от 04.03.2020, решения от 05.03.2020 года по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10210000-20/000049, решения от 05.03.2020 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10210000-20/000050, решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 05.03.2020.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ранее и далее по тексту - ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
Классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ).
В соответствии с ОПИ N 1 классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, и если такими текстами не оговорено иное, в соответствии с ОПИ NN 2, 3, 4 и 5, где это применимо.
В соответствии с ОПИ N 6 для юридических целей классификации товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis, положениями ОПИ NN 1-5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
При классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, которые базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе, которые представляют собой официальное толкование Совета таможенного сотрудничества содержания всех товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы, причем, это толкование имеет международно-правовое значение.
Данные пояснения одобрены рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС) и рекомендованы для применения.
Пояснения к ТН ВЭД содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Код 8802120001 ТН ВЭД ЕАЭС, примененный таможенным органом, и код 8802110003 ТН ВЭД ЕАЭС, примененный заявителем, относятся к группе 88 "Летательные аппараты, космические аппараты, и их части", предусмотренной ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Примечанием к субпозициям группы 88 ТН ВЭД ЕАЭС в субпозициях 8802 118802 40 термин "масса пустого снаряженного аппарата" означает массу аппарата в состоянии готовности к вылету за вычетом массы экипажа, топлива и оборудования, за исключением постоянно установленного оборудования. Согласно Пояснению к Примечанию к субпозициям группы 88 ТН ВЭД ЕАЭС постоянно установленные элементы оборудования не включают в свой состав, например, аварийное оборудование (то есть, спасательные шлюпки, парашюты и желоба для аварийной эвакуации пассажиров) и сменное оборудование для систем вооружения.
Порядок определения массы воздушного судна, в том числе массы пустого снаряженного аппарата и массы дополнительного оборудования, не учитываемого при определении массы пустого снаряженного аппарата предусмотрен в ГОСТ Р 54580-2011.
В п. 3.1.6 ГОСТ Р 54580-2011 дано определение массы пустого воздушного судна: "масса пустого воздушного судна: Масса воздушного судна в пустом состоянии, определяемая согласно утвержденным эксплуатационным документам. Примечание - Масса пустого воздушного судна включает в себя все оборудование, имеющее фиксированное размещение и установленное на воздушном судне.".
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 54580-2011, определение массы ВС до первоначальной выдачи сертификата летной годности не требуется для "вновь изготовленного ВС с максимальной взлетной массой, не превышающей 5700 кг, у которого масса пустого ВС была установлена в соответствии с информацией и расчетами, представленными его изготовителем.".
Как следует из материалов дела, масса каждого пустого воздушного судна, принадлежащего заявителю, была установлена в соответствии с информацией и расчетами, представленными изготовителем - компанией "Bell Helicopter Textron Inc" в Отчетах о средней массе и центровке - Модель 429, по каждому воздушному судну.
В соответствии с Отчетом от 29.11.2018, выполненного изготовителем, масса пустого воздушного судна с серийным номером 57355 составляет 4341,3 1Ь (американских фунта) или 1 969,18 кг (данная масса не включает массу дополнительного съемного оборудования).
В соответствии с Отчетом от 18.02.2019, выполненного изготовителем, масса пустого воздушного судна с серийным номером 57356 составляет 4341,3 1Ь (американских фунта) или 1 969,18 кг (данная масса не включает массу дополнительного съемного оборудования).
Таким образом, масса "пустого снаряженного аппарата" (воздушного судна) составляет в соответствии с Отчетами о средне массе и центровке - Модель 429 (Приложения N N 14, 15) менее 2000 кг.
В указанных Отчетах также содержится перечень и масса воздушных судов вместе с дополнительным (съемным) оборудованием, которое в соответствии с Отраслевым стандартом ОСТ 1 02565-86 и ГОСТ Р 54580-2011 не учитывается при определении массы пустого снаряженного аппарата (воздушного судна).
Таможенным органом ошибочно отнесено данное дополнительное съемное оборудование, установленное на ВС, к постоянно установленному оборудованию (оборудованию, имеющему фиксированное размещение).
Принадлежность составляющих масс вертолета к определенной группе или подгруппе, исходя из функционального назначения элементов вертолета, в том числе для целей отнесения вертолета к категории снаряженного, пустого снаряженного, а также отнесения элементов (оборудования) вертолета к базовым (несъемным) и съемным установлена в Отраслевом стандарте ОСТ 1 02565-86.
Принадлежность составляющих масс вертолета к определенной группе или подгруппе, исходя из функционального назначения элементов вертолета, в том числе для целей отнесения вертолета к категории снаряженного, пустого снаряженного, а также отнесения элементов (оборудования) вертолета к базовым (несъемным) и съемным установлена в Отраслевом стандарте ОСТ 1 02565-86.
В соответствии с Отраслевым стандартом ОСТ 1 02565-86 и Приложением к нему для единообразной трактовки состава масс вертолета при расчете, сравнительном анализе и весовом контроле предусмотрена классификация. Классификация в Приложении N 1 к Отраслевому стандарту предусматривает деление масс вертолета на массу снаряженного пустого вертолета и массу снаряженного вертолета с дополнительным (съемным) оборудованием - снаряжением, топливом и целевой нагрузки.
Части (элементы), относящиеся к пустому снаряженному вертолету, приведены в п. 1.1 Отраслевого стандарта.
В силу положений Отраслевого стандарта (Приложения к нему), массы дополнительного оборудования, указанные в Отчетах, относятся к дополнительному снаряжению и целевой нагрузке и не должны учитываться при определении массы полного снаряженного вертолета.
В соответствии с п. 9.1-9.4 ГОСТ Р 54580-2011 при использовании эксплуатационной массы ВС (вместо массы пустого ВС) в уполномоченный орган в области ГА направляется перечень съемного оборудования и расходуемой нагрузки, включенных в эксплуатационную массу. При изменении состава оборудования, включенного либо в массу пустого ВС, либо, если это возможно, в эксплуатационную массу ВС, в соответствующий перечень эксплуатантом должны быть внесены изменения и экземпляр этого перечня направлен в уполномоченный орган в области ГА. Перед проведением работ по измерению массы ВС эксплуатант должен оценить необходимость внесения изменений в перечень оборудования.
Из Акта проверки и из документов, представленных заявителем, следует, что вес воздушных судов по разным источникам различен.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что воздушные суда были приобретены Обществом у завода-изготовителя по договору в базовой комплектации, пригодной для выполнения полетов, предусматривающей наличие постоянно установленного оборудования. Результаты первоначального взвешивания, произведенные заводом-изготовителем, представлены в Отчетах о средней массе и центровке - Модель 429 от 29.11.2018 г. и от 18.02.2019.
Согласно Отчетам масса приобретенного у производителя пустого воздушного судна с постоянно установленным (стационарным) оборудованием (то есть, масса пустого снаряженного аппарата - Average Aircraft Empty Weight) составила по обоим воздушным судам 4341,3 lb (американских фунта), что составляет 1 969,18 кг (4341,3 lb х 0.453592 кг).
Воздушные суда в соответствии с заявлением конечного пользователя от 01.08.2018 были приобретены для целей медицинского применения.
Поскольку воздушные суда были приобретены для медицинского применения (для авиационных работ с целью оказания медицинской помощи), то они впоследствии были укомплектованы дополнительным съемным оборудованием, предназначенным, в том числе для авиамедицинских целей.
- системой предупреждения столкновения в воздухе - в целях снижения рисков столкновения с другими воздушными судами при выполнении полетов с целью оказания медицинской помощи в условиях плохой видимости;
- створчатыми дверьми с остеклением в задней части фюзеляжа - для обеспечения загрузки больного на носилках;
- системой предупреждения об опасном сближении с землей - для предотвращения столкновения с землей для полетов на малой высоте в условиях плохой видимости;
- аккумуляторной батарей повышенной емкости 53 Ач - для обеспечения электропитания дополнительного оборудования вертолета, в том числе медицинского;
- 3-м пилотажно-навигационный дисплеем и вторым дополнительным магнитным компасом - для обеспечения требований к составу оборудования для выполнения полетов по приборам;
- щеточными стеклоочистителями лобового остекления у командира ВС и второго пилота - для выполнения полетов с целью оказания медицинской помощи в условиях дождя и снега;
- автоматическим радиокомпасом - для выполнения полетов по приборам в сложных метеоусловиях;
- доработкой внутреннего самолетного переговорного устройства на 6 точек в пассажирском салоне - для обеспечения связи врачей в салоне с любого рабочего места друг с другом и с экипажем;
- комплектом для облечения мойки компрессоров двигателей - для быстрой мойки компрессоров в условиях полетов в загрязненной атмосфере, влияющей на тяговые характеристики двигателей;
- бортовым магнитофоном и средством сбора полетной информации - для обеспечения полетов с повышенной взлетным весом;
- проблесковой фарой для отпугивания птиц - для обеспечения полетов с повышенным взлетным весом и предотвращения столкновения с птицами на посадке и взлете;
- органами управления для второго пилота - для обеспечения пилотирования вертолета экипажем из двух человек в условиях плохой видимости и выполнения полетов по приборам;
- 4-х осевым автопилотом - для выполнения автоматического полета в медицинских целых в сложных метеоусловиях;
- тормозом несущего винта - для обеспечения быстрой остановки несущего винта после посадки вертолета для обеспечения быстрой загрузки и выгрузке врачей;
- пневмодоводчиками дверей кабины экипажа и пассажирского салона - для удерживания дверей в открытом состоянии при быстрой загрузке экипажа и врачей;
- системой обогрева салона - для выполнения полетах при низких температурах наружного воздуха;
- системой защиты от столкновения с проводами - для предотвращения столкновения с проводами при выполнении полетов по приборам и в плохих метеоусловиях при выполнении аваимедицинских работ;
- разветвителями-прикуривателями 12 В - для обеспечения питания съемного медицинского оборудования;
- съемными креслами - в количестве 8 штук - для размещения авиамедицинской бригады и пациентов.
Перечень такого дополнительного съемного оборудования, предназначенного для авиамедицинских целей и добавленного к пустому снаряженному воздушному судну, а также масса данного дополнительного оборудования содержатся в Отчетах, а также в отчете от 12.06.2019 и в отчете от 11.06.2019. Масса дополнительного съемного оборудования составила в отношении вертолета с серийным номером 57355 - 238,68 кг, в отношении вертолета с серийным номером 57356 - 232,24 кг.
После дооснащения воздушных судов дополнительным оборудованием, предназначенным для выполнения авиамедицинских работ, заявителем для эксплуатации воздушных судов были получены в Северо-Западном межрегиональном территориальном управлении Росавиации Министерства транспорта Российской Федерации сертификаты летной годности N N 2132190181 и 2132190182.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Отчеты о средней массе и центровки на воздушное судно выданы заводом-производителем и предусматривают вес пустого снаряженного воздушного судна.
Дополнительное оборудование, установленное на воздушных судах, является съемным, не является постоянно установленным, его вес не входит в вес пустого снаряженного воздушного судна.
Критерием постоянства установленного оборудования выступает необходимость данного оборудования в обеспечении готовности вертолета к вылету, при этом данный критерий, как считает суд, не следует понимать исключительно в контексте нормативов авиационных правил.
Согласно Пояснениям к Примечанию 1 к группе 88 ТН ВЭД (примечание 1 к субпозициям), пункту 4 статьи 88 Воздушного кодекса Российской Федерации, положениями Федеральных авиационных правил "подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 готовность судна к полету определяется его стандартной комплектацией производителя, соответствующей его типовой конструкции, и предполагающей возможность осуществить взлет и посадку воздушного судна без учета условий (специфики) полета (в частности, без учета дальности полета - перегоночный полет; без учета особых условий полета - над водной гладью, в горной местности, при неблагоприятных погодных условиях и других, перечисленных в названных Правилах).
Также суд правомерно отметил, что фактическое наличие или отсутствие оборудования, которое может быть снято в зависимости от комплектации (цели или специфики полета) на момент декларирования (или продажи декларанту) не имеет правового значения, поскольку, как буквально следует из Примечания 1 к группе 88 ТН ВЭД из массы готового к полету воздушного судна вычитается масса: а) экипажа; б) топлива; в) оборудования, кроме постоянно установленного.
То есть вычитается все оборудование, кроме стандартного, готовность к вылету является классифицирующим условием.
Стандартный вес пустого воздушного судна определен производителем и указан в Отчетах о средней массе и центровке - Модель 429 по каждому воздушному судну и в Технических характеристиках, выданных производителем, и составляет менее 2000 кг, а именно, 4341,3 lb (американских фунта) или 1 969,18 кг (4341,3 lb х 0.453592 кг).
В соответствии с выданными производителем Bell положениями руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) вертолета (часть 1 - Limitation (ограничения)), во втором абзаце пункта 1-6-А предусмотрено, что взлетный полный вес (gross weight) вертолета (Minimum GW for flight) составляет 4400 pounds или 1996 кг.
В соответствии с письмом производителя (Компании BELL HELICOPTER TEXTRON INC.) от 06.08.2020 года за исх. N МЕВ-20-0065 средний вес пустого воздушного судна вертолета марки Bell 429 составляет 4341,3 фунта и включает вес вертолета, произведенного в соответствии с типовой конструкцией и с дополнительным оборудованием/дополнениями к сертификату типа; производитель в названном письме от 06.08.2020 подчеркивает, что в данной комплектации (конфигурации) пустого воздушного судна вертолет Bell может проходить сертификацию.
Также, производитель (Компания BELL HELICOPTER TEXTRON INC.) в названном письме от 06.08.2020 подтверждает, что минимальный вес 4400 фунтов (примерно 1996 кг), указанный в руководстве по летной эксплуатации Bell 429, обозначает полный вес (действительный полетный вес, включающий пилота, груз и топливо); даже если при изначальном пустом весе 4341.3 фунта до установки дополнительного оборудования и выбранного варианта комплектации, наличие пилота и минимального количества топлива увеличит полный вес до пределов требуемого минимума в 4400 фунтов, воздушное судно будет соответствовать эксплуатационным ограничениям, указанным в руководстве по летным эксплуатации.
Эксплуатационная масса воздушных судов со всем дополнительным (съемным) оборудованием указана в сертификатах летной годности N N 2132190182, 2132190181:
- от 11.06.2019 (ВС с серийным номером 57356, КА-01637) - 4853,3 1Ь - 2 201,42 кг
- от 12.06.2019 (ВС с серийным номером 57355, КА-01636) - 4867,5 1Ь - 2 207,86 кг
То есть, сведения указанные в сертификатах летной годности по весу конструкции в 2207,86 кг (воздушное судно с серийным номером 57355, КА-01636, СЛГ N 2132190181 и 2201,42 кг (воздушное судно с серийным номером 57356, КА-01637, СЛГ N 21321901812 содержат в себе вес конструкции эксплуатационной массы, включающей в себя массу "пустого снаряженного аппарата", а также массу дополнительного съемного оборудования и расходуемой нагрузки.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом производителя (BELL HELICOPTER TEXTRON INC.) от 06.08.2020 N МЕВ-20-0065, в соответствии с которым указанная в Отчетах от 11.06.2019 и от 12.06.2019 и сертификатах масса включает в себя установленное дополнительное оборудование, дополнения к сертификату типа, выбранный вариант комплектации, указанные в Приложении А Отчета об определении веса и центровки воздушного судна, а также неиспользуемый остаток топлива, масло двигателя и трансмиссии, гидравлическую жидкость и установленный балласт. Данное заключение также подтверждается указанием на стр.2 указанных отчетов, на "средний" характер веса пустого воздушного судна, что предполагает, что этот вес (пустого воздушного судна) может быть как меньше, так и больше веса пустого воздушного судна, в зависимости от веса снятого (дополнительно установленного оборудования), то есть оборудования, которое не учитывается при определении массы пустого снаряженного аппарата в смысле Примечания к субпозициям группы 88 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с письмом Росавиации от 09.12.2019 N 3326/CЗМТУ указанный в отчетах от 11.06.2019 и от 12.06.2019 вес ВС включает вес дополнительного съемного оборудования; Росавиацией указано, что дополнительное съемное оборудование и системы могут быть сняты с вертолетов, в зависимости от полетного задания и цели полета.
В письме Авиарегистра России от 13.05.2020 N АР-1202 указано, что масса ВС не регламентируется нормативно-техническими требованиями при сертификации; согласно технической документации вертолета Bell-429 вес пустого вертолета в стандартной конфигурации составляет 2025 кг. Однако вес пустого вертолета может иметь и меньшее значение, например, в грузовом варианте (при демонтированном пассажирском салоне) и(или) в конфигурации для выполнения полетов минимальным составом экипажа. В отношении ВС, приобретенных заявителем, ВС были приобретены в авиамедицинских целях, поэтому пассажирский салон демонтируется для размещения авиамедицинского оборудования. Кроме того, для определения массы пустого снаряженного аппарата вес данных ВС подлежит в любом случае уменьшению на массу экипажа по смыслу Примечания к субпозициям группы 88 ТН ВЭД ЕАЭС.
В ответе Авиарегистра России от 26.06.2020 года N АР-1566 указано, что в указанная в сертификатах летной годности масса ВС учитывает полную комплектацию каждого экземпляра с установленным дополнительным оборудованием. Кроме того, в ответе определено, что изложенная в письме информация является оценочным суждением и не может быть отнесена к разряду официального заключения.
Масса воздушных судов, указанная в сертификатах летной годности, включает в себя массу "пустого снаряженного аппарата", а также массу дополнительного съемного оборудования и расходуемой нагрузки, в связи с чем, масса воздушного судна в сертификате не является массой пустого снаряженного аппарата в смысле примечаний к субпозициям группы 88 ТН ВЭД ЕАЭС.
Для определения массы пустого снаряженного аппарата в целях выбора надлежащего кода ТН ВЭД ЕАЭС необходимо вычесть из массы воздушного судна, указанной в сертификате летной годности, массы дополнительного съемного оборудования, определенного в соответствии с Отраслевым стандартом (в качестве Снаряжения, Топлива, Целевой нагрузки), и расходуемой (целевой) нагрузки.
То есть, для определения классифицирующего признака - массы пустого снаряженного аппарата - необходимо исключить все дополнительные элементы, которые устанавливаются в дополнение с обязательными или стандартными элементами, а также аварийно-спасательное оборудование. При исключении масса пустого снаряженного аппарата составит 4341,3 lb (американских фунта) или 1 969,18 кг, то есть менее 2000 кг.
Таким образом, вследствие неправильного определения массы воздушных судов таможенным органом применен неверный код 8802 1200 0 1 ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи с указанным решение таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации, доначисление и довзыскание таможенным органом с заявителя сумм таможенных пошлин и НДС, предусмотренных данным кодом ТН ВЭД ЕАЭС, не могут считаться законными и обоснованными.
Материалами дела подтверждается наличие дополнительного съемного оборудования и сведения о его совокупной массе.
Доказательств обратного таможенным органом не представлено.
Также таможней не представлены доказательства, определяющие анализ и оценку перечня, характеристик и массы дополнительного оборудования, приведенного в Отчетах о средней массе и центровке - Модель 429 и доказательства, соотносящие дополнительное оборудование, установленное на воздушных судах, с оборудованием, приведенном в Отраслевом стандарте, масса которых не учитывается при определении массы пустого снаряженного воздушного судна (определение данной массы необходимо для целей выбора и применения надлежащего кода по ТН ВЭД ЕАЭС).
В части определения массы воздушных судов - выводы, сделанные таможенным органом, содержащиеся в акте проверки и в заключении, приведены без должного обоснования и не подтверждены необходимыми расчетами масс отдельных частей (элементов) воздушного судна.
В связи с тем, что код 8802 1200 0 1 ТН ВЭД ЕАЭС не является верным в целях декларирования воздушных судов, принятое таможенным органом решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации, и на основании этого - доначислении и довзыскании с заявителя сумм таможенных пошлин и НДС, является необоснованным и неправомерным.
Данные Решения таможенного органа незаконно возлагают на заявителя дополнительные обязанности по оплате доначисленных пошлин и налогов в общей сумме 29 452 424,22 руб., чем нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод таможенного органа о том, что вес, указанный в актах взвешивания и в сертификатах летной годности, и включающий в себя вес дополнительного оборудования материалами дела не подтвержден..
В Отчетах о взвешивании содержатся сведения о дополнительном оборудовании и их весовых характеристиках, а также сведения о массе пустого снаряженного воздушного судна, которая составляет по обоим воздушным судам 4341,3 lb (американских фунта) или 1 969,18 кг (4341,3 lb х 0.453592 кг).
В соответствии с положениями руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) вертолета (часть 1 - Limitation (ограничения) предусмотрено, что минимальный взлетный полный вес (gross weight) вертолета (Minimum GW for flight) составляет 4400 pounds или 1996 кг.
Кроме того, в соответствии с письмом производителя (Компании BELL HELICOPTER TEXTRON INC.) от 06.08.2020 N МЕВ-20-0065 указанная в Отчетах о взвешивании от 11.06.2019 и от 12.06.2019 и сертификатах масса включает в себя установленное дополнительное оборудование, дополнения к сертификату типа, выбранный вариант комплектации, указанные в Приложении А Отчета об определении веса и центровки воздушного судна, а также неиспользуемый остаток топлива, масло двигателя и трансмиссии, гидравлическую жидкость и установленный балласт.
То есть, указанная в отчетах от 11.06.2019 г. и от 12.06.2019 года масса воздушного судна включает в себя вес конструкции воздушного судна (масса пустого снаряженного аппарата), а также массу всего размещенного на воздушных судах оборудования - дополнительного (съемного) оборудования и дополнительной, в том числе расходуемой нагрузки (вес несливаемого топлива, вес заправленной системы двигателя и трансмиссии, вес заправленной гидравлической системы, вес установленного балласта).
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые заявителем решения таможенного органа не соответствуют требованиям законодательства, и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и подлежат признанию незаконными. Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что не проведя фактическое взвешивание товара при декларировании, контроля и наличия либо отсутствия в них дополнительного оборудования таможенный орган подменяет данные действия представлением иных доказательств, которые не подтверждают достоверность массы вертолетов при их ввозе в РФ.
Оспариваемые заявителем Акт выездной таможенной проверки N 10210000/210/110220/А000001 от 12.02.2020 и заключение по возражениям проверяемого лица на акт таможенной проверки N 10210000/210/110220/А000001 от 04.03.2020 не могут являться предметом оспаривания в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в указанном акте и заключении отсутствуют обязательные предписания, влекущие юридические последствия, на заявителя указанными актом и заключением не возлагаются какие-либо обязанности и отсутствует вывод о его субъективных правах; акт проверки и заключение по возражениям лишь фиксируют определенные установленные обстоятельства и факты.
Следовательно, такой акт и заключение по возражениям не являются теми ненормативными актами, которые в силу части 1 статьи 198 АПК РФ могут быть оспорены в арбитражном суде.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которых не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2020 по делу N А56-33732/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33732/2020
Истец: ООО "Хели-Драйв Северо-Запад"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО "Восход"
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9451/2022
21.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3804/2022
29.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-33732/20
28.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2364/2021
10.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29724/20
04.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-33732/20