гор. Самара |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А65-34012/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 декабря 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Сергеевой Н.В., Филипповой Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 декабря 2020 года в зале N 6 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Нижнекамский завод металлических конструкций" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2020, принятое по делу N А65-34012/2019 (судья Мазитов А.Н.),
по исковому заявлению Волжско-Камского межрегионального Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к Обществу с ограниченной ответственностью "Нижнекамский завод металлических конструкций" (ОГРН 1121674004187, ИНН 1646033806)
третьи лица:
- ООО "ЭКГ-Механизация",
- ООО "Управляющая компания "Экологические системы переработки отходов",
- ИП Яруллин Р.А.,
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год и пени,
при участии в судебном заседании:
от истца - Сафин Р.Р., представитель (доверенность от 14.10.2020);
от ответчика - Михайлова А.Т., представитель (доверенность от 17.01.2020);
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью "Нижнекамский завод металлических конструкций" о взыскании (с учетом уточнений исковых требований, принятых арбитражным судом) платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 в размере 1 322 768 руб. 43 коп. и пени в размере 70 318 руб. 43 коп.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "ЭКГ-Механизация", ООО "Управляющая компания "Экологические системы переработки отходов", ИП Яруллин Р.А.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2020 исковые требования Волжско-Камского межрегионального Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования удовлетворены. С Общества с ограниченной ответственностью "Нижнекамский завод металлических конструкций" взыскано 1 322 768 руб. 43 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду и 70 318 руб. 43 коп. пени.
С Общества с ограниченной ответственностью "Нижнекамский завод металлических конструкций" в доход федерального бюджета взыскано 26 931 руб. государственной пошлины.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Нижнекамский завод металлических конструкций", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2020 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 02 декабря 2020 года на 09 час. 20 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ИП Яруллиным Р.А. заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на отзыв, настаивая на отмене решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца не согласился с жалобой по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Обществом с ограниченной ответственностью "Нижнекамский завод металлических конструкций" была представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
Управлением в рамках проведения мероприятий по контролю была проведена проверка полноты, правильности и своевременности исчисления ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
При рассмотрении документов, поступивших 06.08.2019 от ООО "УК "ЭкСПО", эксплуатирующего полигон по адресу: РТ, Нижнекамский район, н.п. Сарсаз-Бли, Управлением Росприроднадзора установлен факт размещения ООО "Нижнекамский завод металлических конструкций" отхода (81290101724) "мусор от сноса и разборки зданий несортированный", в количестве 340 куб. метров.
Управлением Росприроднадзора начислена плата в соответствии с п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 255 Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду, ставка платы применена 663,2 в соответствии с IV классом опасности кода ФККО (81290101724) мусор от сноса и разборки зданий несортированный: 408 663,2 5 = 1 352 928 руб.
С учетом выявленного доначисления на основании декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год Управлением выявлена задолженность: 1 352 928 руб. - плата за размещение отходов производства, 130 286 руб. 97 коп. пени по ним за несвоевременное и неполное внесение указанной платы, что отражено в акте контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.09.2019 N 08-9527.
26.09.2019 в адрес ответчика было выставлено требование N 08-9527 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 352 928 руб. и пени в размере 130 286 руб. 97 коп.
Поскольку ответчик в добровольном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год и соответствующие пени не оплатил, истец обратился с арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации: постановлением Правительства Российской Федерации N 913 от 13.09.2016 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", Приказом Минприроды России от 09.01.2017 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717" территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования наделены бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по кодам доходов федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации на соответствующей территории в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании вышеизложенного, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, как администратор доходов, осуществляет проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду и взыскание задолженности по платежам в бюджет.
В рамках действующего законодательства РФ, устанавливающего порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, должником должна была уплачена плата за негативное воздействие не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Должником в нарушение срока, предусмотренного действующим законодательством, плата не была внесена.
В рамках действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающего порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, должником были предоставлены исходные данные о природопользовании - декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
При проверке сведений содержащихся в декларации и рассмотрении материалов, поступивших в Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан от ООО "УК "ЭкСПО", эксплуатирующего полигон по адресу: РТ, Нижнекамский район, н.п. Сарсаз-Бли, установлен факт размещения ООО "Нижнекамский завод металлических конструкций" отхода (81290101724) "мусор от сноса и разборки зданий несортированный", в количестве 340 куб. метров.
С учетом выявленного была доначислена плата в размере 1 352 928 руб. и пени в размере 130 286 руб. 97 коп.
Сумма платы начислена в соответствии с п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", ставка платы применена 663,2 в соответствии с IV классом опасности кода ФККО (81290101724) "мусор от сноса и разборки зданий несортированный": 408*663,2*5 = 1 352 928 руб.
Доводы ответчика о том, что оснований для применения в отношении ответчика пятикратного повышающего коэффициента к плате за размещение отходов производства в рассматриваемом случае не имеется, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно Акту контроля от 26.09.2019 N 08-9527, в ходе проведенной проверки выявлены следующие несоответствия: ответчиком размещен отход (81290101724) "мусор от сноса и разборки зданий несортированный" на полигоне ООО "Ук ЭкСПО"; фактическая масса размещенного отхода, указанная в декларации за 2018 год, не соответствует данным, указанным в первичных документах, подтверждающих размещение отходов на полигоне ООО "УК ЭкСПО"; в отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы; неправомерно не исчислена плата за размещение отходов.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно пункту 5 приказа Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" в лимиты на размещение отходов должны быть включены массы (объемы) отходов, предназначенные для накопления (на срок более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 35 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В силу пункта 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Плата за размещение отходов в пределах лимитов на размещение отходов рассчитывается по формуле согласно пункту 18 Правил N 255.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 255 при отсутствии действующих документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 названных Правил.
Довод общества о том, что в силу положений N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" освобождено от предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, отклоняется арбитражным апелляционным судом.
Согласно, части 3 приказа Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)", субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы
Довод ответчика о недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов отклоняется арбитражным судом.
Согласно части 13 Постановления N 255, лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении объема или массы отходов производства и потребления (за исключением твердых коммунальных отходов), указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 настоящих Правил, а в отношении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил, то есть с применением пятикратного повышающего коэффициента.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1904 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255" в пункте е) указано следующее, в пункте 13: слова "относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства" заменить словами "осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории".
Данная правовая позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу N А65-34010/2019.
Доводы ответчика о том, что Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.01.2019 N 9 "О внесении изменений в Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 325 "Вопросы министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" исключены полномочия по принятию отчетности МСП, являются несостоятельными.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
При этом в рассматриваемой ситуации, не стоит вопрос об обязанности или об отсутствии обязанности ответчика, представлять отчетность МСП.
В данном случае стоит вопрос о не указании ответчиком размещенных отходов в декларации и невнесении платы.
Ссылка ответчика на изменения, внесенные с 01.01.2020 в закон N 89-ФЗ, является несостоятельной и подлежит отклонению.
Частью 5 приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 установлено, что отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В рассматриваемом случае, размещение отходов произошло в 2018 году, ответчик был обязан отчитаться об этом до 15 января 2019 года.
Статья 18 закона N 89-ФЗ ни в новой, ни в старой редакции не содержит норм освобождающих лицо от представления отчетности МСП по отходам.
Управлением в адрес должника были направлены акт контроля и претензионное требование от 26.09.2019 N 08-9527 о необходимости погашения задолженности в добровольном порядке.
Претензионное требование на момент подачи искового заявления в рамках досудебного урегулирования спора исполнено не было.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что задолженность ответчика подтверждается документально, указанная плата ответчиком до настоящего времени в бюджет не перечислена, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 1 322 768 руб. 43 коп.
Ссылка ответчика на то, что он является субъектом малого предпринимательства, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Пункт 13 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 предусматривает, что лица, обязанные вносить плату, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в отношении объема или массы отходов, производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 настоящих Правил, а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил.
Поскольку ни в отчете об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год (л.д. 71 - 97) ни в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год ответчик не отразил размещение им на полигоне ООО "УК "ЭкСПО" 340 куб.м строительных отходов, то в соответствии с указанными пунктами 13 и 20 Правил плата за размещение указанных отходов должна была рассчитываться с коэффициентом к ставке платы равным 5, что и было обоснованно сделано истцом.
Управлением также заявлено требование о взыскании пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребление в размере 70 318 руб. 43 коп. за период с 04.03.2019 по 26.09.2019.
В силу части 4 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки; пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются начиная с 02 марта года, следующего за отчетным годом (Письмо Минприроды России от 25.03.2016 N 06-09-44/5872 "О разъяснениях по плате"), и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни.
Пени обоснованно начислены истцом в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действовавшей в период просрочки.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления в сумме 70 318 руб. 43 коп.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с соответствующими выводами суда первой инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2020, принятое по делу N А65-34012/2019, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Нижнекамский завод металлических конструкций" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-34012/2019
Истец: Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г.Казань
Ответчик: ООО "Нижнекамский завод металлических конструкций", г.Елабуга
Третье лицо: ИП Яруллин Рашит Афганович, ООО Управляющая компания "Экологические системы переработки отходов, ООО "ЭКГ - Механизация", ООО ЭКГ Механизация