г. Москва |
|
08 декабря 2020 г. |
Дело N А40-310202/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственности "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 августа 2020 года по делу N А40-310202/19 (107-7289)
по заявлению Общества с ограниченной ответственности "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третье лицо: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
о признании недействительным решения
при участии:
от истца: |
Марцинковский Д.А. по дов. от 01.11.2019; |
от ответчика: |
Лахмостова В.В. по дов. от 20.03.2020; |
от третьего лица: |
Романова Ю.В. по дов. от 10.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственности "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка"
(далее - ООО "ЛУКОЙЛ-УНП", налогоплательщик, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщика N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган) с требованием (с учетом изменения предмета иска в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным решения от 31.05.2019 N 2.21- 11/3917р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления недоимки по налогу на имущество организаций в размере 6 989 919 р., соответствующих пеней и штрафа (далее - решение).
Решением от 28.08.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, им правомерно применена льгота по налогу на имущество организаций за 2012-2014 гг, предусмотренная ст. 381 НК РФ в отношении имущества, не используемого в деятельности по передаче электроэнергии по сетям.
В отзывах на апелляционную жалобу налоговые органы решение суда поддержали, возражали против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представители налоговых органов поддержали решение суда, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав позиции представителей лиц, участвующих в деле, считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекция проводила выездную проверку заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
После окончания проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 26.12.2018 N 52-20-14/2125а, рассмотрены возражения и материалы проверки (протокол), вынесено решение от 20.05.2019 N 2.19-14/3903р, которым налогоплательщику: начислена недоимка по налогу на имущество организаций в размере 7 033 023 р., пени в сумме 713 956 р., штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 559 993 р.
Решением ФНС России по жалобе от 19.08.2019 N СА-4-9/16337@ решение инспекции оставлено без изменения и утверждено, что послужило основанием для обращения заявителем в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2013) налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень).
В указанном Перечне содержатся наименования сложных технологических объектов, относящихся к магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
В виду отсутствия в налоговом законодательстве понятия "линии электропередач" в силу статьи 11 НК РФ необходимо руководствоваться положениями соответствующего специализированного законодательства.
Правовые основы в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (дале - Закон N 35-ФЗ). В соответствии установленными в статье 3 Закона N 35-ФЗ понятиями и терминами:
- электроэнергетическая система - совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
- объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;
- субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии (мощности);
- услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей.
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона N 35-ФЗ оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании публичного договора возмездного оказания услуг.
Обязательным условием оказания услуг по передаче электроэнергии покупателю является его участие в оптовом рынке электроэнергии и мощности либо наличие у него заключенного с производителем или иным поставщиком электроэнергии договора купли-продажи на оптовом рынке электроэнергии либо регулируемого договора купли-продажи.
Пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее также Правила N 861) установлено четкое разграничение по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, устанавливаемое в процессе технологического присоединения, между электрогенерирующими субъектами и сетевыми организациями, между сетевыми организациями и потребителями электрической энергии.
Данное разграничение устанавливается при технологическом подключении потребителей и производителей электрической энергии к сетям и фиксируется в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон - сетевых организаций, производителей и потребителей электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольной деятельностью, подлежащей ценовому регулированию, тарифы на эти услуги устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике на основании статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополия" и статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ, пунктов 6, 42, 46 - 48 Правил N 861.
Из анализа приведенных норм отраслевого законодательства следует, что под передачей электроэнергии (энергопередача) понимается передача электрической энергии субъектами электроэнергетики через технические устройства электрических сетей (объекты электросетевого хозяйства, в частности, линии электропередачи) до энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (лиц, приобретающих электрическую энергию).
Границы эксплуатационной ответственности электрических сетей указываются в актах разграничения балансовой принадлежности между электрогенерирующими субъектами и сетевыми организациями, между передающими организациями и потребителями электрической энергии.
Статьей 6 Закона N 35-ФЗ установлен прямой запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) куплепродаже электрической энергии.
Общей предпосылкой для формирования конкурентных отношений на розничных рынках электрической энергии служит выделение конкурентных (производство и сбыт электрической энергии) и неконкурентных (передача электрической энергии, оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике) видов деятельности, а также установление абсолютного запрета на совмещение конкурентных и неконкурентных видов деятельности в афере электроэнергетики.
Следовательно, существо спорной льготы заключается в экономической поддержке организаций (прежде всего сетевых компаний), которые в силу специфики осуществляемой деятельности имеют на балансе значительной протяженности сети, используемые для удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, и вынужденно несут значительные затраты по их обслуживанию, при этом доходность их деятельности ниже доходности генерирующих компаний.
Учитывая изложенное, судом из анализа указанных выше положений законодательства об электроэнергетике установлено, что в целях применения пункта 3 статьи 380 НК РФ к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, может быть отнесено только имущество, поименованное в Перечне N 504, непосредственно участвующее в процессе передачи энергии потребителям (имеющее такое функциональное назначение) и принадлежашее специальным субъектам (сетевыми организациями), осуществляющим деятельность в сфере передачи энергии потребителям на договорной основе и являющимися участниками открытого рынка электроэнергии и мощности на основании договора о присоединении.
Вывод суда о возможности применения льготы по пункту 3 статьи 380 НК РФ, полностью идентичной ранее имеющейся льготе в виде освобождения от уплаты налога в отношении линий электропередач установленной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, только электросетевыми компаниями в отношении линий электропередач, использующихся для передачи элеткроэнергии в рамках Единой энергетичкеской системы потребителям в рамках общего рынка электроэнергии и мощности, соответствует сложившецся судебной практики определенной в Определениях ВС РФ от 24.05.2018 N 305-КГ18-5737, от 14.12.2018 N 305-КП8-20630 и других.
Судом верно установлено, что заявитель в проверяемый период осуществлял деятельность по эксплуатации и хранению нефтепродуктов, что соответствует его основной деятельности по ОКВЭД - розничная торговля нефтепродуктами.
Деятельности в области передачи электроэнериги налогоплательщик фактически не осуществлял, никакого разрешения на передачу электроэнергии по сетям общего пользования в рамках Единой энергетической системы России он не осуществлял и осуществлять не мог, что подтверждается следуюшим.
Из анализа представленной обществом технической документации, инвентарных карточек на спорные объекты основных средств по форме ОС-6, договоров энергоснабжения, актов разграничения балансовой принадлежности электросетей, судом установлено, что:
- спорные объекты основных средств находятся на территории завода и биологических очистных сооружений ООО "Лукойл-Ухтанефтепереработка" и в балансовой принадлежности Общества, целью которых является переработка нефти;
- спорные объекты основных средств не выполняют функции снабжения тепло-, электроэнергией потребителей вне завода и биологических очистных сооружений общества,
- спорные объекты основных средств не участвуют в процессе транзита тепло-, электроэнергии через завод и биологические очистные сооружения к сторонним организациям (потребителям),
- назначение спорных объектов основных средств, согласно п. 3 ст. 380 НК РФ, связано не с передачей энергии третьим лицам, а с обеспечением работоспособности основного технологического оборудования на территории завода и на биологических очистных сооружений, - потребителями тепло-, электроэнергии, в выработке и передаче которой участвуют спорные объекты основных средств, является технологическое оборудование объектов нефтедобычи на территории завода и на биологических очистных сооружениях ООО "Лукойл-Ухтанефтепереработка" и деятельность по выработке и передаче энергии иным потребителям через спорные объекты не осуществляется.
Фактически из анализа представленной документации следует, что электроэнергия по существу вырабатывалась и передавалась по собственным сетям для обслуживания и эксплуатации завода и очистных сооружений, то есть сети и линии электропередач, а также соответствующее оборудование, использовались налогоплательщиком исключительно для собственных нужд.
Указанный вывод суда полностью подтверждается экспертным заключением АНО "Комиссия по финансовым расследованиям", составленным в рамках статьи 95 НК РФ по назначенной налоговым органом в ходе проверки экспертизы, которым установлено, что спорные объекты не относятся к линиям электропередач, соответствующим статье 380 НК РФ и законодательству об электроэнергетике, поскольку исходя из их функционального предназначения не соответствуют требованиям изложенным в Перечне, спорные объекты используюся исключительно для нужд общества и не осуществляют передачу электроэнергии третьим лицам.
Из изложенного следует, что поскольку спорное оборудование не может быть квалифицировано в целях п. 3 ст. 380 НК РФ как линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью, то в рассматриваемой ситуации у общества отсутствовали правовые основания для применения пониженных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в части указанных объектов. Довод заявителя об отнесении его к сетевым организациям, со ссылкой на включение в реестр в 1997 году по заявлению ФАС России, судом не принимается по следующим основаниям.
Правовые основы функционирования оптового рынка установлены статьями 30 - 36 Закона N 35-ФЗ и Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (далее - Правила), согласно которым в состав субъектов оптового рынка входят: поставщики электроэнергии (генерирующие компании) и покупатели электроэнергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в установленным порядке, совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие функционирование коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка, включая сетевые компании.
Для получения статуса субъекта оптового рынка на основании статьи 35 Закона N 35-ФЗ и пунктом 4 Правил необходимо заключить договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, форма которого разработана Некоммерческим партнерством "Совет рынка".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у заявителя отсутствует заключенный и подписанный договор о присоединении, что однозначно свидетельствует об отсутствии у заявителя статуса сетевой организации.
Ссылка на включение заявителя в 1997 году в некий реестр ФАС России судом в качестве доказательства получения статуса сетевой организации не принимается, поскольку такой статус возможен в силу Закона и Правил только путем заключения договора о присоединении.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что общество неправомерно применило льготу по налогу на имущество организаций за 2012-2014 год предусмотренную статьей 381 НК РФ в отношении имущества, не использующегося в деятельности по передаче электроэнергии по сетям, при том, что заявитель не является сетевой организацией, в связи с чем, оспариваемое решение инспекции от 31.05.2019 N 2.21-11/3917р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является законным и обоснованным.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, так как материалами налоговой проверки подтверждается использование спорного имущества при получении и потреблении электроэнергии для нужд собственного производства, не используется для передачи электроэнергии сторонним организациям. Заявитель не осуществляет передачу электроэнергии сторонним организациям. Спорные объекты основных средств функционально обеспечивают работу собственного производственного оборудования нефтепереработки на территории нефтеперерабатывающего завода заявителя. Таким образом, в целях пункта 3 статьи 380 НК РФ спорные объекты не могут быть квалифицированы как линии электропередачи. Ссылки заявителя на экспертное заключение апелляционным судом отклоняются, так как они не опровергают функциональное назначение спорных объектов, обеспечивающих работу собственного производства.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 августа 2020 года по делу N А40-310202/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-310202/2019
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-УХТАНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 1
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 2