г. Челябинск |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А47-7624/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Бабиной О.Е., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2020 по делу N А47-7624/2019.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом" (далее - ООО УК "Наш дом", истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Оренбургской области "Областной имущественный фонд" (далее - ГУП "Областной имущественный фонд", ответчик):
1.) В случае действия по состоянию на 21.09.2020 (дату рассмотрения дела) ключевой ставки в размере 4,25%:
Взыскать с ГУП "Областной имущественный фонд" денежные средства в размере 1 319 614 руб. 04 коп., из которых задолженность за оказание жилищных и коммунальных услуг за период с 01.02.2017 по 31.08.2019 в сумме 1 260 677 руб. 37 коп. из них:
по квартирам N N 41, 92, 106, 107, 108, 137, 140, 159 многоквартирного дома N 137-А по ул.Московской г.Бузулука 363 434,48 руб. 48 коп., в том числе:
- за коммунальные услуги 72 309 руб. 67 коп.;
- за жилищные услуги 291 124 руб. 81 коп.
по квартирам N N 4, 5, 8, 9, 17, 21, 28, 32, 36, 37, 44, 60, 61, 65, 68, 69 многоквартирного дома N 145а по ул.Московской г.Бузулука 897 242,89 руб. 89 коп., в том числе:
- за коммунальные услуги 236 335 руб. 97 коп.;
- за жилищные услуги 660 906 руб. 92 коп.
2.Пени в сумме 58 936 руб. 67 коп. рассчитанные включительно по 05.04.2020 г. на всю сумму долга, сложившегося по состоянию на 31.08.2019, а также оплаченную истцом государственную пошлину.
2.) В случае действия по состоянию на 21.09.2020 (дату рассмотрения дела) ключевой ставки в размере 4,00%:
Взыскать с ГУП "Областной имущественный фонд" денежные средства в размене 1 316 147 руб. 17 коп., составляющие:
1. задолженность за оказание жилищных и коммунальных услуг за период с 01.02.2017 по 31.08.2019 в сумме 1 260 677 руб. 37 коп., из них:
по квартирам N N 41, 92, 106, 107, 108, 137, 140, 159 многоквартирного дома N 137-А по ул.Московской г.Бузулука 363 434 48 коп., в том числе:
- за коммунальные услуги 72 309 руб. 67 коп.;
- за жилищные услуги 291 124 руб. 81 коп.
по квартирам N N 4, 5, 8, 9, 17, 21, 28, 32, 36, 37, 44, 60, 61, 65, 68, 69 многоквартирного дома N 145а по ул.Московской г.Бузулука 897242 руб. 89 коп., в том числе:
- за коммунальные услуги 236 335 руб. 97 коп.;
- за жилищные услуги 660 906 руб. 92 коп.
2. Пени в сумме 55 469 руб. 80 коп., рассчитанные включительно по 05.04.2020 на всю сумму долга, сложившегося по состоянию на 31.08.2019, а также оплаченную истцом государственную пошлину (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений требований).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее -третьи лица).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2020 в удовлетворении исковых требований ООО УК "Наш дом" отказано (т. 6, л.д. 127-132).
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО УК "Наш дом" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме (т. 6, л.д. 136-137).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом установлено, что в спорный период размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в порядке пункта 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления для спорных домов не утвержден. Однако, суд посчитал, что поскольку органом местного самоуправления применительно к спорному периоду плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда не установлено, что в данном случае разница в плате, вносимой нанимателем и установленной органом местного самоуправления, отсутствует. Полагает, что отсутствие в спорный период утвержденного органом местного самоуправления размера платы является лишь свидетельством ненадлежащего исполнения им своих обязанностей и не может служить основанием для отказа в оплате произведенных работ и оказанных услуг.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил отклонить изложенные в жалобе доводы, полагая их несостоятельными. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени его проведения и рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в собственности Оренбургской области и хозяйственном ведении ГП "Областной имущественный фонд" находятся квартиры N N 32, 41, 56, 92, 106, 107, 108, 137, 140, 149, 159 по улице Московской N 137 А г. Бузулука и квартиры N N 4, 5, 8, 9, 17, 21, 28, 32, 36, 37, 44, 60, 61, 65, 68, 69, 72 по улице Московской N 145 А г. Бузулука Оренбургской области.
ООО УК "Наш Дом" является управляющей организацией многоквартирных домом, распложенных по адресу: Оренбургская обл., город Бузулук, ул. Московская, 137 А и N 145 А, что подтверждается протоколами общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме от 02.12.2014 и 03.12.2014 (т. 1 л.д. 22- 25, 29-32).
Протоколами общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу N 137А по улице Московская, г. Бузулука от 02.12.2014 и протоколом N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу N 145 А по улице Московская г. Бузулук от 03.12.2014 принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией ООО УК "Наш Дом".
23.06.2016 между ООО УК "Наш Дом" и ГУП "Областной имущественный фонд" заключен договор на управление многоквартирным домом N 28/ГУПОИФ/137А, согласно которому управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Многоквартирный дом расположен по адресу: Оренбургская область, город Бузулук, ул. Московская, д. 137А (пункт 2.1. договора) (т. 1 л.д. 48-53).
В соответствии с условиями договора собственник обязуется соблюдать правила пользования жилым помещением в соответствии с п. 3.2. договора.
Пунктом 5.2. договора предусмотрено, что собственник и (или) потребитель (пользователь) до 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым, вносит плату за коммунальные услуги, перечисленные в п. 3.1.1 договора, которую Управляющая организация в последующем перечисляет на счет ресурсоснабжающим организациям в соответствии с заключенными договорами и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Договор вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на отношения сторон с 18.03.2016 и действует по 31.12.2016. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении или изменении договора управления многоквартирным домом, по окончании срока его действия такой договор считается каждый раз продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором (пункт 7.1. договора).
Дополнительным соглашением N 1 к договору управления многоквартирным домом от 23.06.2016 (т. 1 л.д. 54) стороны изменили размер платы за содержание жилого помещения для многоквартирного дома по адресу: Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Московская, д. 137 А (т. 1 л.д. 54).
24.06.2016 стороны заключили аналогичный договор управления многоквартирным домом N 28/УПОИФ/145А в отношении многоквартирного дома расположенного по адресу: Оренбургская обл., г. Бузулук, ул. Московская, д. 145А (т. 1 л.д. 42-46).
Дополнительным соглашением от 28.02.2017 стороны изменили размер платы за содержание жилого помещения для многоквартирного дома по адресу: оренбургская область, г. Бузулук, ул. Московская, д. 145-А (т. 1 л.д. 47).
В спорный период размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в порядке части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления для спорных домов не утверждена.
Истец указывает, что задолженность ответчика за коммунальные услуги и содержание спорных многоквартирных домов составила: 1 260 677 руб. 37 коп. из них: по квартирам N N 41, 92, 106, 107, 108, 137, 140, 159 многоквартирного дома N 137-А по ул. Московской г. Бузулука 363 434,48 руб. 48 коп., в том числе: за коммунальные услуги 72 309 руб. 67 коп., за жилищные услуги 291 124 руб. 81 коп.; по квартирам NN 4, 5, 8, 9, 17, 21, 28, 32, 36, 37, 44, 60, 61, 65, 68, 69 многоквартирного дома N 145а по ул. Московской г. Бузулука 897 242,89 руб. 89 коп., в том числе: за коммунальные услуги 236 335 руб. 97 коп., за жилищные услуги 660 906 руб. 92 коп.
Истец считает, что в нарушение действующего законодательства ответчик, будучи полномочным лицом от имени собственника жилых помещений указанных в договорах управления многоквартирными домами, свои обязательства по оплате услуг надлежащим образом не исполнил.
Кроме того, ГУП "Областной имущественный фонд" не производит разделения платежей, поступающих от физических лиц и ГУПа, учитывает все платежи в хронологическом порядке.
Истцом направил в адрес ответчика направлены претензии N 3547 от 29.12.2018, N 1341 от 29.04.2019, с требованием оплатить задолженность.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу правового регулирования, с момента заключения договора найма жилых помещений по договору найма жилых помещений государственного жилищного фонда на нанимателей возложена обязанность по внесению платы за жилищные и коммунальные услуги. Получателем данной платы является управляющая компания. До заселения жилых помещений государственного жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги нес и несет ответчик, обратного истцом не доказано. Документов, опровергающих расчеты и пояснения ответчика относительно полной оплаты по периодам, в которых квартиры не были заселены, материалы дела не содержат.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных ЖК РФ (статья 60 Кодекса).
На основании статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги у нанимателя, арендатора, собственника жилого помещения возникает в силу договора найма (например, социального найма), договора аренды жилого помещения, договора управления многоквартирным домом, заключаемых в письменной форме (часть 1 статьи 63, часть 3 статьи 91.1, часть 1 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 674 ГК РФ).
Частью 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Предоставление закрепленных за ГУП "Областной имущественный фонд" на праве хозяйственного ведения спорных жилых помещений в спорный период в наем физическим лицам, подателем жалобы не оспаривается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с момента заключения договора найма жилых помещений по договору найма жилых помещений государственного жилищного фонда на нанимателей возложена обязанность по внесению платы за жилищные и коммунальные услуги. Получателем данной платы является управляющая компания.
Разногласия сторон возникли относительно того, что в спорный период размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в порядке части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления для спорных домов не утверждена.
Податель апелляционной жалобы утверждает, что в отсутствие соответствующего нормативного акта органа местного самоуправления размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда составляет нулевое значение, а разницу в размере полной стоимости платы за содержание, установленной общим решением собственников многоквартирного дома, обязан уплачивать наймодатель (ГУП "Областной имущественный фонд").
Указанные доводы апелляционной жалобы нельзя признать верными в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 этой статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В силу приведенного правового регулирования возложение на нанимателей обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения в размере, превышающем установленный органом местного самоуправления размер этой платы, не допускается (пункт 25 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019).
Поскольку органом местного самоуправления применительно к спорному периоду плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда не установлена, то в данном случае разница в плате вносимой нанимателем и установленной органом местного самоуправления отсутствует.
Принимая во внимание, что в договорах найма предусмотрена обязанность нанимателя по внесению платы за жилое помещение, а также учитывая положения статей 153, 155 ЖК РФ, удовлетворение исковых требований привело бы к освобождению нанимателей в полном объеме от внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, что противоречит нормам действующего законодательства.
Кроме того, по смыслу части 4 статьи 155 ЖК РФ разница в плате, вносимой нанимателем жилого помещения, и в плате, подлежащей перечислению наймодателем управляющей компании, обусловлена размерами этих плат, установленными в договоре найма и договоре управления. Следовательно, обязанность наймодателя по указанной в части 4 статьи 155 ЖК РФ выплате может иметь место в случае установления в договоре управления платежей, не установленных в договоре найма.
В данном случае из содержания договора управления многоквартирным домом не усматривается достижения сторонами соглашения об установлении платы за оказываемые управляющей компании нанимателям услуги, отличной от установленных тарифов. Также из договора не следует обязанность собственника муниципального жилищного фонда возмещать управляющей компании задолженность нанимателей жилых помещений по содержанию, ремонту и оплате коммунальных услуг.
Следовательно, наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда, использующие жилые помещения, закрепленные на праве хозяйственного ведения за ГУП "Областной имущественный фонд" и включенные в жилищный фонд коммерческого использования Оренбургской области, на условиях заключенных договоров коммерческого найма, вносят плату за содержание жилого помещения управляющей организации в размере, определенном общим собранием собственников.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования общества УК "Наш Дом" как в части задолженности, так и в части пени.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2020 по делу N А47-7624/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7624/2019
Истец: ООО "Управляющая компания "Наш Дом"
Ответчик: ГУП Оренбургской области "Областной имущественный фонд"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛАСТНОЙ ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД", Министерство природных ресурсов, экологии и природных ресурсов Оренбургской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1067/2021
10.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13573/20
29.09.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-7624/19
17.09.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-7624/19