город Томск |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А67-5202/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кривошеиной С. В., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Центра ПФР N 1 по установлению пенсий в Томской области (N 07АП-10653/2020) на решение Арбитражного суда Томской области от 28.09.2020 по делу N А67-5202/2020 (рассмотрено в порядке упрощенного производства) (судья А.Н. Гапон) по заявлению Центра ПФР N 1 по установлению пенсий в Томской области (ИНН 7017042210 ОГРН 1027000859819, 634050, г.Томск ул.Гагарина,27) к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирьтехстрой" (ИНН 7017345609 ОГРН 1147017000624, 634045 г. Томск, ул. Ф. Лыткина, 3/1, оф. 225) о взыскании штрафных санкций в сумме 3500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета за ноябрь 2018 года, январь, февраль, май, август, сентябрь 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Центр ПФР N 1 по установлению пенсий в Томской области (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирьтехстрой" (далее - ответчик, ООО "Сибирьтехстрой", общество) о взыскании штрафных санкций в размере 3500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета за ноябрь 2018 года, январь, февраль, май, август, сентябрь 2019 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 28.09.2020 Арбитражного суда Томской области заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части отказа во взыскании финансовых санкций в размере 1000 руб. за непредставление в установленный срок сведений персонифицированного учета за май 2019 года и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд указывает на то, что исходя из статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срок подачи в суд заявления о взыскании финансовых санкций истекает не ранее 24.10.2020 (с учетом срока на добровольную уплату, указанного в требовании), Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением 09.07.2020, то есть до истечения шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3000 руб.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Учитывая, что решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета за ноябрь 2018 года, январь, февраль, август, сентябрь 2019 года, подателем жалобы не обжалуется, от лиц, участвующих в деле, соответствующих возражений не поступило, апелляционным судом проверяется законность и обоснованность обжалуемого решения только в части отказа во взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета за май 2019 года в размере 1000 руб.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Пенсионный фонд обратился с заявлением в арбитражный суд о взыскании штрафных санкций в размере 3500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета за ноябрь 2018 года, январь, февраль, май, август, сентябрь 2019 года.
Суд первой инстанции установил, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за ноябрь 2018 года, январь, февраль, август, сентябрь 2019 года (исходные) представлены ООО "Сибирьтехстрой" 04.12.2018, 07.02.2019, 06.03.2019, 03.09.2019, 01.10.2019, то есть в установленный пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) срок; в связи с допущенной ошибкой общество представило дополняющие отчеты за указанные периоды 05.11.2019, при этом ошибка была выявлена и исправлена страхователем самостоятельно путем реализации предусмотренного статьей 15 Закона N 27-ФЗ права на представление дополняющей формы СЗВ-М, что не влечет ответственности. Иная оценка условий применения положений части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, при которой самостоятельное выявление ошибок плательщиком не освобождает его от ответственности, не отвечает целям правосудия, может стимулировать сокрытие ошибок, что приведет к искажению отчетности и нарушению прав граждан в сфере пенсионного законодательства. В связи с чем суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований заявителя о взыскании штрафных санкций за ноябрь 2018 года, январь, февраль, август, сентябрь 2019 года.
Пенсионный фонд в указанной части решение суда первой инстанции не обжалует.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что его требования о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета за май 2019 года в размере 1000 руб. подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 24.06.2019 обществом в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М (исх.) на 2-х застрахованных лиц за май 2019 года.
Пенсионным фондом в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении ООО "Сибирьтехстрой" нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.07.2019 N 080S18190005499; 08.08.2019 по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение N 080S191900005954 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которого, ООО "Сибирьтехстрой" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за май 2019 года.
Ответчику было направлено требование об уплате финансовых санкций от 03.09.2019 N 080S01190007390 с предложением уплатить их в срок до 23.09.2020, которое не исполнено, в связи с чем последовало обращение в суд.
Отказывая в удовлетворении требования в части взыскания штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета за май 2019 года в размере 1000 руб., суд первой инстанции исходил из того, что заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением 13.07.2020, то есть со значительным пропуском шестимесячного срока, который, по мнению суда, истек 23.03.2020.
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводами суда первой инстанции в данной части, в то же время считает необоснованными и доводы жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, 24.06.2019 ответчиком в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М (исх.) на 2 застрахованных лица за май 2019 года, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока.
С учетом изложенного, факт совершения страхователем правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за май 2019 года подтвержден материалами дела, доказательств уплаты штрафа в материалы дела не представлено, следовательно, Пенсионный фонд правомерно выставил требование от 03.09.2019 N 080S01190007390 с предложением уплатить финансовые санкции в размере 1000 руб., в срок до 23.09.2020, которое ответчиком не исполнено.
Частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Сроки для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлены.
В силу абзаца 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, который вступил в законную силу с 01.01.2017), правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Статьей 115 НК РФ, регламентирующей срок давности взыскания штрафов, предусмотрено, что налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019), статья 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа; между тем для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности; если задолженность не превышает 3000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3000 рублей. В данном случае в соответствии с частью 5 статьи 3 АПК РФ применена аналогия закона.
Также апелляционный суд полагает, что по смыслу разъяснений Верховного Суда РФ, размер задолженности в сумме, превышающей 3000 руб., является необходимым условием возникновения у Пенсионного фонда права на обращение в арбитражный суд за ее взысканием в любой процессуальной процедуре (приказном, упрощенном, общеисковом производствах).
По смыслу статей 46, 48 НК РФ, с заявлением о взыскании санкции, сумма которой не превышает 3000 рублей, Пенсионный фонд может обратиться в суд только по истечении 3-х лет с момента ее образования и не позднее 6 месяцев с момента истечения указанного срока.
В данном случае санкция за несвоевременную подачу сведений за май 2019 составила всего 1000 рублей.
Если в течение указанного трехлетнего срока задолженность плательщика страховых взносов достигает установленной суммы, срок на обращение в суд у Пенсионного фонда составляет 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превышает 3000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Как полагает апеллянт, накопленная задолженность по финансовым санкциям общества превысила 3000 рублей при начислении штрафа за май 2019 года (1000 руб.), и Пенсионный фонд мог инициировать ее взыскание в судебном порядке только после выставления требования от 06.04.2020 и истечения срока уплаты по данному требованию (24.04.2020) - до 24.10.2020, поэтому срок для подачи заявления в суд (13.07.2020) не пропущен.
Однако Пенсионным фондом не учтено, что требования о взыскании штрафных санкций за дополняющие отчеты за ноябрь 2018 года, январь, февраль, август, сентябрь 2019 года (на общую сумму 2500 руб.) заявлены необоснованно, и, как указано выше, в их удовлетворении отказано судом первой инстанции; решение суда в данной части Пенсионным фондом не обжалуется.
Таким образом, требования Пенсионного фонда являются обоснованными только в части взыскания 1 000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета за май 2019 года.
Поскольку указанная сумма штрафа за май 2019 года не превысила 3 000 руб. и в отношении нее не истек трехлетний срок со дня истечения срока исполнения требования, основания для ее взыскания в судебном порядке отсутствуют.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда первой инстанции в данной части являются неверными, не соответствующими вышеназванным нормам права, однако по сути это не влечет отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине в отношении апелляционной жалобы Пенсионного фонда, судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 28.09.2020 по делу N А67-5202/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Центра ПФР N 1 по установлению пенсий в Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья |
С. В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5202/2020
Истец: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1
Ответчик: ООО "Сибирьтехстрой"