г. Хабаровск |
|
06 февраля 2024 г. |
А73-10131/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мангер Т.Е., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Нью Форест Про": Бесхлебного А.Е. представителя по доверенности от 03.08.2023, сроком на один год; Турбиной И.Е. представителя по доверенности от 07.11.2019, сроком на 5 лет;
от Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Правительства Хабаровского края: Турчан О.В. представителя по доверенности от 15.02.2022, сроком на три года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Нью Форест Про"
на решение от 09.10.2023
по делу N А73-10131/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Нью Форест Про" (ОГРН 1182724030312, ИНН 2709016533)
к Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053)
о признании незаконными решения
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Нью Форест Про" (далее - заявитель, АО "Нью Форест Про", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Правительства Хабаровского края (далее - Министерство, Министерство лесного хозяйства) с заявлением о признании незаконными решения о проведении внепланового рейдового осмотра от 12.05.2023, действий в виде составления протоколов от 08.06.2023, актов о лесонарушении от 13.06.2023, и вынесения в результате проверки предписания от 13.06.2023 N 229/2-23.
Решением суда первой инстанции от 09.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, акционерное общество "Нью Форест Про" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: судом, при вынесении решения, не в полном объеме выяснены обстоятельства дела (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ); суд не исследовал фактор угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, как условие, разрешающее проведение контрольного (надзорного) мероприятия; суд не исследовал надлежащим образом оспариваемое решение на предмет отсутствия в нем указаний, на факторы, создающие непосредственную угрозу возникновению ЧС и не дал оценки противоречию позиции Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края в части содержания непосредственной угрозы возникновению ЧС в обустройстве выемочно-напашных террас; судом не дана оценка по тексту мотивированной части решения - существенного доказательства, предоставленного заявителем, а именно заключения аттестованного специалиста АНО "Комплексная экспертиза" от 08.08.2023 N 65-2023 по проведению исследования с целью установления уклонов склонов на лесных участках на основании данных дистанционного зондирования земли (далее - ДЗЗ) специальным оборудованием, доказывающим отсутствие уклонов свыше 20-ти градусов на всех разрабатываемых заявителем делянах; требование к соблюдению досудебной стадии обжалования ненормативных актов через портал "Госуслугуги" является дискриминационным, АПК РФ, КоАП РФ, КАС РФ не содержат ограничительных норм на подачу жалобы в электронной форме на официальный адрес органа административной власти (путем подписания скана документа ЭЦП); Министерство лесного хозяйства письменно отвечает на поданные заявителем возражения на предписания см. письмо от 18.07.2023 г. 03.2-21-10715, следовательно, оно принимает данную переписку и считает ее надлежащей; материалами дела не доказан факт содержания непосредственной угрозы возникновению ЧС в обустройстве выемочно-напашных террас, и не доказан факт содержания непосредственной угрозы возникновению ЧС в нахождении склада древесины объемом до 25м3 на лесной дороге.
04.12.2023 от общества в суд представлены дополнения к апелляционной жалобе, в которых последнее, в том числе утверждает следующее: срубленный лес даже потенциально не может стать причиной пожара; на момент издания решения N 2 о проведении внепланового рейдового осмотра от 12.05.2023, Министерство не располагало ни одним поводом для непосредственного возникновения угрозы ЧС; тот факт, что вышеуказанное решение Министерства о проведении внепланового рейдового осмотра получило положительное согласование в прокуратуре, не может являться достаточным доводом о законности указанного решения; судом не проводилось исследования фактов, изложенных в самом обжалуемом решении Министерства N 2; не соответствует действительности утверждение о том, что работы по разработке лесосеки окончены в феврале 2023 года; судом не оценен довод общества о неверном выборе Министерством вида КНМ по причине отсутствия таких мероприятий в виде рейдового осмотра; суд проигнорировал заявление общества о фальсификации актов внепланового рейдового осмотра N 229/5-2023, N 229/6-2023; общество обращало внимание суда на нарушение формы протокола осмотра, что лишило последнего возможности знакомиться с протоколом и удостоверить правильность его содержания.
В представленных в суд отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к отзыву, Министерство отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Вместе с отзывом Министерства в суд поступило письмо (указано в приложении к отзыву) и пакет фотографий в электронном виде.
17.01.2024 от общества в суд поступило дополнение к апелляционной жалобе с приложением дополнительных документов (перечислены в приложении к жалобе).
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, представленных ранее, также просит отложить судебное заседание либо объявить перерыв в судебном заседании для предоставления письменной позиции на отзыв.
Представитель Министерства возражает против ходатайства общества о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 01.02.2024 до 12 час. 45 мин.
30.01.2024 от Министерства в суд поступили возражения относительно приобщения дополнительных доказательств к материалам дела.
31.01.2024 от общества в суд поступили возражения на отзыв, с приложением протоколов осмотра Министерства от 08.06.2023 с приложениями и письмо Министерства (указано в приложении к возражениям).
После перерыва судебное заседание продолжено в том же состава суда с тем же представителем Министерства, что и до перерыва; от общества после перерыва в заседании участвуют тот же представитель, что и до перерыва и представитель по доверенности Турбина И. Е.
В судебном заседании представители общества поддерживают апелляционную жалобу в полном объеме, просят отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, просят удовлетворить ходатайство о приобщении дополнительных документов, представленных 17.01.2024, также просят приобщить к материалам дела документы, представленные в суд 31.01.2024 вместе с возражениями на отзыв.
В судебном заседании представитель Министерства поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу и дополнении к нему, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, возражает против ходатайства общества о приобщении дополнительных документов.
Рассмотрев ходатайство общества о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела, не выявив уважительных причин для такого приобщения, арбитражный суд, руководствуясь положениями статьи 159, частью 2 статьи 268 АПК РФ, определил: отказать в его удовлетворении, все документы вернуть заявителю жалобы вместе с сопроводительным письмом.
Представленные Министерством в суд документы (поступили вместе с отзывом) надлежит приобщить к материалам дела в силу абзаца 2 части 2 статьи 268 АПК РФ ( в обоснование возражений относительно доводов апелляционной жалобы).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями и отзыва на нее, дополнении на отзыв, возражения на отзыв, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В период с 30.05.2023 по 13.06.2023 на основании решения от 12.05.2023 N 2 Министерством проведен внеплановый рейдовый осмотр производственного объекта - лесного участка, предоставленного ООО СП "Аркаим" по договору аренды от 12.12.2008 N 0069/2008 в выделах 12, 29 квартала 509 (лесосека N 2), в выделах 7, 9, 10 квартала 509 (лесосека N 6) Верхне-Ашойского участкового лесничества Нанайского лесничества, фактические работы по заготовке древесины на котором осуществляются АО "Нью Форест Про" на основании договора об освоении лесного фонда от 14.06.2019 N 02-2019.
Данное контрольное (надзорное) мероприятие (далее - КНМ) инициировано Министерством в порядке Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в связи с наличием угрозы возникновения и распространения лесных пожаров, причинения материального вреда и угрозы жизни и здоровью граждан, а также угрозы возникновения чрезвычайной ситуаций природного и (или) техногенного характера вследствие возникновения эрозионных явлений, снижения экологических функций лесов, снижения эффективности последующего воспроизводства леса. Основанием для принятия указанного решения послужили результаты совместного осмотра Министерства и Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу лесных участков в Верхне-Анюйском участковом лесничестве Нанайского лесничества в связи с проверкой информации о нарушениях лесного законодательства, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (акт совместного натурного осмотра, проведенного в рамках проверки информации о нарушениях природоохранного законодательства, размещенной в сети "Интернет" от 04,04.2023 N 01/0-23).
Учитывая, что пользование лесными участками в Верхне-Анюйском участковом лесничестве Нанайского лесничества осуществляется несколькими лицами, принято решение о проведении рейдового осмотра в качестве внепланового КНМ в порядке ст. 71 Закона N 248-ФЗ.
Проведение внепланового рейдового осмотра согласовано Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой решением от 15.05.2023 N 7-29-2023.
В рамках внепланового КНМ проведены осмотры лесных участков, расположенных в выделах 12, 29 (лесосека 2) и в выделах 7, 9, 10 (лесосека 6) квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества (протоколы осмотров от 08.06.2023 N 229/1-23 и N 229/2-23).
По результатам данного КНМ выявлены нарушения требований лесного законодательства в части правил заготовки древесины, пожарной, санитарной безопасности в лесах. Оформлены акты рейдового осмотра от 13.06.2023 N 229/5-2023 и N 229/6-2023, акты о лесонарушении от 08.06.2023 N 229/3-23 от 09.06.2023 N 229/4-23, ООО СП "Аркаим" и АО "Нью Форест Про" выданы предписания об устранении выявленных нарушений от 13.06.2023 N 229/1-23, N 229/2-23.
Предписанием от 13.06.2023 N 229/2-23 АО "Нью Форест Про" предписано при проведении работ по заготовке древесины на арендованном ООО СП "Аркаим" лесном участке обеспечить:
- хранение заготовленной древесины в выделе 29 и выделе 9 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- очистку лесосек 2 и 6 (в выделах 29, 12 квартала 509, выделах 7, 9, 10 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества) от порубочных остатков в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- проведение работ по заготовке древесины в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не согласившись с решением о проведении внепланового рейдового осмотра от 12.05.2023, а также действия в виде составления протоколов от 08.06.2023, актов о лесонарушении от 13.06.2023 и предписания от 13.06.2023 N 229/2-23, считая их незаконными и необоснованными, АО "Нью Форест Про" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно частей 1, 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) под рейдовым понимается КНМ, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц. Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом.
В соответствии с пп. "б" п. 9 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098, объектами государственного контроля (надзора) являются производственные объекты:
- лесные участки, части лесных участков, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению;
- средства предупреждения и тушения лесных пожаров.
Как следует из материалов дела по результатам совместного осмотра в марте 2023 года Министерства и Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу лесных участков в Верхне-Анюйском участковом лесничестве Нанайского лесничества в связи с проверкой информации о нарушениях лесного законодательства, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", установлены факты оставления не вывезенной заготовленной древесины, использования многооперационной техники при трелевки древесины на склонах крутизной свыше 20 градусов на арендованных ООО СП "Аркаим" лесных участках.
Министерством данные обстоятельства расценены как наличие непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, непосредственной угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера согласно пп. "а" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (в связи с наличием угрозы возникновения и распространения лесных пожаров, причинения материального вреда и угрозы жизни и здоровью граждан, а также угрозы возникновения чрезвычайной ситуаций природного и (или) техногенного характера вследствие возникновения эрозионных явлений, снижения экологических функций лесов, снижения эффективности последующего воспроизводства леса).
Объектами контроля в данной ситуации являются производственные объекты: лесной участок, предоставленный ООО СП "Аркаим" по договору аренды лесного участка от 12.12.2008 N 0069/2008, средства предупреждения и тушения лесных пожаров.
ООО СП "Аркаим", являясь арендатором участка, разработало проект освоения лесов, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 24.12.2018 N 1272П (далее - Проект освоения лесов), подает лесные декларации для заготовки древесины, направляет отчеты об использовании лесов, разрабатывает технологические карты лесосечных работ. При этом работы по заготовке древесины на арендованных ООО СП "Аркаим" лесных участках осуществляются АО "Нью Форест Про" на основании договора об освоении лесного фонда от 14.06.2019 N 02-2019.
Согласно данному договору АО "Нью Форест Про" принимает на себя обязательства исполнять в полном объеме обязанности, возложенные на ООО СП "Аркаим" по договорам аренды лесных участков, обязуется самостоятельно и за свой счет осуществлять освоение лесных участков лесного фонда по целевому назначению, осуществлять заготовку деловой древесины, включающую валку деревьев, обрезку сучьев, раскряжевку на сортимент, трелевку и складирование сортиментов, с приобретением права собственности на пиловочник, полученный в результате указанных мероприятий. АО "Нью Форест Про" вправе самостоятельно осуществлять все действия по использованию лесных участков, либо привлекать на подрядные работы 3-х лиц.
Таким образом, учитывая, что пользование лесными участками в Верхне-Анюйском участковом лесничестве Нанайского лесничества осуществляется несколькими лицами, принято решение о проведении рейдового осмотра в качестве внепланового КНМ в порядке ст. 71 Закона N 248-ФЗ.
Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой доводы Министерства о наличии оснований для проведения внепланового рейдового осмотра признаны законными в связи с принятием решения от 15.05.2023 N 7-29-2023 о согласовании данного КНМ.
При таких обстоятельствах, верен вывод суда о том, что оспариваемое заявителем решение Министерства от 12.05.2023 N 2 о проведении внепланового рейдового осмотра соответствует действующему законодательству.
По материалам дела установлено, что в рамках внепланового КНМ проведены осмотры лесных участков, расположенных в выделах 12, 29 (лесосека 2) и в выделах 7, 9, 10 (лесосека 6) квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества (протоколы осмотров от 08.06.2023 N 229/1-23 и N 229/2-23).
По результатам данного КНМ выявлены нарушения требований лесного законодательства в части правил заготовки древесины, пожарной, санитарной безопасности в лесах. Оформлены акты рейдового осмотра от 13.06.2023 N 229/5-2023 и N 229/6-2023, акты о лесонарушении от 08.06.2023 N 229/3-23, от 09.06.2023 N 229/4-23, ООО СП "Аркаим" и АО "Нью Форест Про" выданы предписания об устранении выявленных нарушений от 13.06.2023 N 229/1-23, N 229/2-23.
Довод заявителя об отсутствии необходимой квалификации Сапунова В.В., проводившего КНМ судом во внимание не принят в связи со следующим.
Заявителем не приведены нормативные обоснования требований, которые, по мнению общества, предъявляются к квалификации, профессиональному образованию, стажу работы, направлению подготовки, знаниям и умениям для должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор).
Исходя из положений ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, проверке их соответствия иным установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы и определении по результатам таких оценки и проверки гражданина из числа претендентов для назначения на должность гражданской службы,
Должностные лица, уполномоченные на проведение рейдового осмотра, указанные в решении от 12.05.2023 N 2, актах рейдового осмотра от 13.06.2023, являются должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) - государственными лесными инспекторами, соответствуют квалификационным требованиях предъявляемым к занимаемым должностям.
Факт назначения Сапунова В.В. на должность главного специалиста отдела лесного контроля (надзора) и лесной охраны управления сохранения лесов Министерства, а также наделение его полномочиями по проведению внепланового КНМ является достаточным подтверждением, что данное должностное лицо соответствует всем предъявляемым Министерством требованиям к занимаемой должности.
АО "Нью Форест Про" не согласно с протоколами осмотра от 08.06.2023 N 229/1-23 и N 229/2-23, указывает на их несоответствие приказу Росприроднадзора от 20.08.2021 N 543 "Об утверждении форм документов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора)" (далее - Приказ Росприроднадзора N 543).
Вместе с тем, в соответствии с ч. 10 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации право издания нормативных правовых актов по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений закреплено за Минприроды России.
Росприроднадзор не является органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда, в связи с чем, Приказ Росприроднадзора N 543 не применим к рассматриваемому КНМ.
Формы протокола осмотра, фототаблицы, используемые в рамках КНМ федерального государственного лесного контроля (надзора), законодательно не утверждены.
Согласно ч. 3 ст. 76 Закона N 248-ФЗ по результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
В силу ст. 36 Закона N 248-ФЗ контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) имеет право присутствовать при проведении КНМ, давать пояснения по вопросам их проведения.
Исходя из положений ст. 37 Закона N 248-ФЗ проведение контрольных (надзорных) действий возможно в отсутствии контролируемого лица, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении КНМ может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
При этом в рамках осмотров лесосек, проводимых с 30.05.2023 по 02.06.2023, представитель АО "Нью Форест Про" Мастевной И.В. присутствовал только 30.05.2023. Замечания и возражения по поводу осмотров лесосек без участия представителей АО "Нью Форест Про" от последнего не поступали.
АО "Нью Форест Про" также настаивает, что фототаблица к протоколу осмотра оформлена не в соответствии с Приказом Росприроднадзора N 543 Указано, что фототаблица к протоколу осмотра от 08.06.2023 N 229/1-23 содержит фото 1 со временем, не совпадающим со временем осмотра, а также фото на стр. 6, датированное 02.06.2023 (на 2 дня позже окончания осмотра).
Между тем, фототаблицы к протоколам осмотров составлены с целью визуализации осмотренной территории, наглядного отображения выявленных нарушений, фотоматериалы имеют привязку к местности.
Согласно протоколу осмотра от 08.06.2023 N 229/1-23 проведен осмотр лесосеки 2 в выделах 29, 12 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества. Осмотр проведен 30.05.2023 (е 14:40 до 18:00), 31.05.2023 (с 09:25 до 18:00).
Все представленные фотоматериалы сделаны в рамках выездной части КНМ (с 30.05.2023 по 02.06.2023). Осмотренные лесосеки 2 и 6 расположены рядом, возможность доступа к лесосекам для необходимой фотофиксации имелась в течение всех дней осмотра.
Отметка времени "14:32" на первой фотографии, а также отметка даты "02.06.2023" на фотографии на стр. 6 фототаблицы к протоколу осмотра от 08.06.2023 N 229/1-23 не свидетельствует о фальсификации данных фотоматериалов, так как указанные на них координаты относятся к территории осмотренной лесосеки 2.
Кроме того, факты нарушений по не очистке лесосеки от порубочных остатков, оставлению не вывезенной древесины в равной степени отражены и на остальных фотографиях данной фототаблицы. Фотография на стр. 6 дополнительно подтверждает, что лесосека 2 не была очищена от порубочных остатков как на момент 30.05.2023 - 31.05.2023, так и на дату 02.06.2023.
В этой связи судом верно приняты как обоснованные возражения Министерства против исключения фототаблицы к протоколу осмотра от 08.06.2023 N 229/1-23 из числа доказательств по делу.
Также АО "Нью Форест Про" не согласно с актами рейдового осмотра от 13.06.2023 N 229/5-2023 и N 229/6-2023, указывает на их составление в одно и то же время, а также заявляет о запросе документов, находящихся в распоряжении проверяющих. АО "Нью Форест Про" заявило о фальсификации актов рейдового осмотра от 13.06.2023 N 229/5-2023 и N 229/6-2023 в связи с невозможностью их оформления в одно и то же время.
Министерство не отрицает, что указанные акты оформлялись одновременно, так как результаты внепланового КНМ, все выявленные обстоятельства и нарушения изложены одинаково для ООО СП "Аркаим" и АО "Нью Форест Про". В актах рейдового осмотра указано время завершения формирования данных документов.
Рейдовый осмотр проведен в течение 10 рабочих дней согласно требованиям ч. 7 ст. 71 Закона 248-ФЗ.
В рамках КНМ у контролируемых лиц запрашивались только те документы, которые отражены в п. 13 Решения от 12.05.2023 N 2.
Согласно ч. 10 ст. 71 Закона 248-ФЗ при выявлении нарушений обязательных требований в результате рейдового осмотра акт контрольного (надзорного) мероприятия составляется в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
Оформление актов рейдового осмотра в одно время не свидетельствует о нарушении прав проверяемых лиц.
Частью 2 ст. 91 Закона N 248-ФЗ установлен перечень грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), влекущих недействительность результатов КНМ, к которым оформление итоговых документов по месту нахождения контрольного органа, а также оформление данных документов в одно время не отнесено.
Заявителем не приведены доказательства нарушения его прав в связи с оформлением актов рейдового осмотра в одно время, не указано, на предмет чего документы подлежат проверке об их фальсификации и каким образом данная проверка должна проводиться.
Согласно доводам АО "Нью Форест Про" расчистка визиров лесосек произведена надлежащим образом, дополнительно границы лесосеки обозначены яркой лентой.
Наличие красной сигнальной ленты по периметру лесосек 2 и 6 зафиксировано в протоколах осмотра от 08.06.2023 N 229/1-23, N 229/2-23, в актах внепланового рейдового осмотра от 13.06.2023 N 229/5-2023, N 229/6-2023.
При этом в ходе осмотра лесосек 2 и 6 установлен факт отсутствия расчистки створов визиров лесосек от тонкомерных деревьев и иной растительности (наличие в створах визиров произрастающей древесно-кустарниковой растительности, в том числе высотой более 1 м" а также отсутствие признаков прочистки визиров при отводе лесосек путем срубания, опиливания произрастающей в их створах растительности).
При этом, обществом не приведено правового обоснования такого несогласия.
Относительно доводов АО "Нью Форест Про" об отсутствии сведений о применении технических средств, измерительных приборов, применяемых при проведении осмотров, об отсутствии в протоколах осмотров строк для заявлений и замечаний о результатах осмотра, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 76 Закона N 248-ФЗ по результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
Учитывая указанное положение, протоколы осмотра в рамках рассматриваемого КНМ составлены одним инспектором с отражением сведений об осмотренных территориях, обследуемых объектах (лесные участки), с указанием лиц, участвовавших в проведении осмотров.
Как указано ранее, формы протокола осмотра, фототаблицы, используемые в рамках КНМ федерального государственного лесного контроля (надзора), законодательно не утверждены.
Таким образом, информация об идентификационных характеристиках приборов, применяемых в рамках осмотров, не является строго обязательной для отражения в протоколах осмотра. При этом в протоколах осмотров Министерства указано, что применялись рулетки 50 м и 10 м, GPS навигатор, видеорегистратор и буссоль.
Частью 7 ст. 71 Закона N 248-ФЗ допускается взаимодействие с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не более одного рабочего дня.
При этом ст. 36 Закона N 248-ФЗ разрешает контролируемому лицу присутствовать при проведении КНМ, давать пояснения по вопросам их проведения.
Как указано выше в рамках осмотров лесосек, проводимых с 30.05.2023 по 02.06.2023, представитель АО "Нью Форест Про" Мастевной И.В. присутствовал только 30.05.2023. Замечания и возражения по поводу осмотров лесосек без участия представителей АО "Нью Форест Про" не поступали.
Доводы заявителя о несоответствии протоколов осмотра действительности, в нарушение требований ст. 65 АПК РФ, не опровергнуты соответствующими доказательствами.
АО "Нью Форест Про" указывает о наличии погрешности навигатора согласно интернет-источникам, об отсутствии данных о поверке буссоли и рулетки.
GPS навигатор и буссоль в рамках осмотра использовались исключительно для позиционирования лесных участков на местности, замеры площади волоков при помощи данных приборов не осуществлялись.
Материалы рейдового осмотра содержат сведения о фактических измерениях каждого 50 метрового участка выемочно-насыпных волоков-террас осмотренных лесосек (длина и ширина).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона N 248-ФЗ порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) при передаче полномочий по его осуществлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 3 Закона N 248-ФЗ положением о виде контроля определяются иные вопросы, регулирование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется положением о виде контроля.
Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098, требования об использовании при проведении контрольных (надзорных) мероприятий инструментов, прошедших метрологическую поверку, не утверждены, в том числе и при проведении инструментальных обследований.
По смыслу Закона N 248-ФЗ (ч. 2 ст. 82) при осуществлении контрольных (надзорных) действий, включающих (требующих) проведения инструментального обследования, регламентировано применение специального оборудования и (или) технических приборов прошедших в случае необходимости метрологическую поверку.
При таких обстоятельствах требования к применению при осуществлении контрольных (надзорных) действий инструментов, прошедших метрологическую поверку отсутствуют, что исключает недостоверность зафиксированных ими данных.
Более того, при осуществлении лесохозяйственной деятельности в лесах лесозаготовительными предприятиями, в том числе АО "Нью Форест Про", при разметке в натуре границ погрузочных пунктов, трасс магистральных и пасечных волоков, производственных и бытовых площадок, границ лесных дорог, мест размещения лесных складов, применяется идентичное оборудование и приборы, включая GPS навигаторы, при этом требования к обязательной поверке такого оборудования для лесопользователей также отсутствуют. Точность определения лесопользователем на местности границ лесосек 6 и 2 с использованием приборов лесопользователя заявителем не ставится под сомнение.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) установлен перечень направлений деятельности, на которые распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение иных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В Перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 N 250, отсутствуют средства измерений, применяемые при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора).
Таким образом, поверка средств измерений, используемых при проведении мероприятий федерального государственного лесного контроля (надзора), законодательством не предусмотрена.
Относительно доводов АО "Нью Форест Про" о необоснованности выявленных нарушений, суд пришел к следующим выводам.
Из заявления следует, что вменение нарушения об отсутствии принятия мер по защите оставленной древесины от заселения стволовыми вредителями несостоятельно, поскольку фактическая санобработка древесины произведена.
АО "Нью Форест Про" в рамках рассмотрения жалобы на предписание от 13.06.2023 N 229/2-23, поданной в Министерство, предоставлены сведения о самостоятельном проведении карантинного фитосанитарного обеззараживания оставленной древесины на основании лицензии Россельхознадзора от 26.11.2019 N 0-0000352. В соответствии с актом АО "Нью Форест Про" карантинного фитосанитарного обеззараживания от 20.05.2023 N б/н обеззараживание продукции (стволов деревьев пород ель, пихта, береза в объеме 300 м) проведено методом аэрозольной обработки (опрыскиванием) пестицидом "Клипер, КЭ 100 г/л".
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" карантинное фитосанитарное обеззараживание проводится юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения такого обеззараживания.
В целях объективной оценки данных доводов Министерством направлен запрос от 05.07.2023 N 03.2-14-9963 в Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям.
Согласно ответу от 12.07.2023 N 04-4493 вид лицензируемой деятельности АО "Нью Форест Про" - проведение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию термическим методом. Лицензию на проведение работ по уничтожению или лишению жизнеспособности вредных организмов в подкарантинной продукции с применением пестицидов второго, третьего, четвертого классов опасности АО "Нью Форест Про" не получало. Таким образом, проведение АО "Нью Форест Про" работ по уничтожению или лишению жизнеспособности вредных организмов в подкарантинной продукции с применением пестицидов второго, третьего, четвертого классов опасности не является карантинным фитосанитарным обеззараживанием, не подлежит актированию и не обеспечивает гарантированного уничтожения карантинного вредного организма в подкарантинной продукции.
Документы, подтверждающие приобретение АО "Нью Форест Про" веществ, используемых для санитарной обработки древесины, не предоставлены.
Таким образом, сведения АО "Нью Форест Про" о проведении санитарной обработки древесины от заселения стволовыми вредителями на лесных участках в выделах 29, 9, 7 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества недостоверны.
Согласно доводам заявления, расчистка визиров лесосек произведена надлежащим образом.
В соответствии с п. 14. Порядка отвода и таксации лесосек" утвержденных приказом Минприроды России от 17.10.2022 N 688, при отграничении визирами лесосек, отводимых под сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений, в створе визира срубаются все тонкомерные деревья с диаметром ствола до 16 см. На деревьях, расположенных вдоль визира, и на незксплуатационных площадях, не входящих в лесосеку, ставятся отметки на высоте 1,3 м от корневой шейки (яркая лента, липкая лента, краска, затески).
Факт отсутствия расчистки створов визиров лесосек 2 и 6 от тонкомерных деревьев и иной растительности (наличие в створах визиров произрастающей древесно-кустарниковой растительности, в том числе высотой более 1 м, а также отсутствие признаков прочистки визиров при отводе лесосек путем срубания, спиливания произрастающей в их створах растительности) установлен в ходе осмотра лесосек, проведенного должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора), что зафиксировано в протоколах осмотра от 08.06.2023 N 229/1-23, N 229/2-23, в актах внепланового рейдового осмотра от 13.06.2023 N 229/5-2023, N 229/6-2023.
АО "Нью Форест Про" полагает, что требования предписания о проведении очистки лесосек являются преждевременными ввиду действия лесных деклараций до 31.12.2023 (согласно лесной декларации от 29.12.2022 N 0315/0069/2022) на лесосеку N 6, до 01.10.2023 (согласно лесной декларации от 11.10.2022 N 0298/0069/2022) на лесосеку N 2.
Согласно п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с пп, "а" п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время.
В рамках рейдового осмотра установлено, что лесосеки N 2, N 6 разработаны на 100%. Согласно сведениям отчетов об использовании лесов ООО СП "Аркаим" за январь, февраль 2023 года рубка лесных насаждений на лесосеках N 2, N 6 осуществлена в течение данных месяцев (в зимнее время).
В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 13.03.2023 N 138-рп, с учетом внесенных распоряжением Правительства Хабаровского края от 13.04.2023 N 209 изменений, на территории Нанайского муниципального района установлен особый противопожарный режим.
На момент осмотров лесных участков действовал режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера согласно распоряжениям Правительства Хабаровского края от 15.05.2023 N 287-рп, от 13.06.2023 N 343-рп.
Таким образом, в целях соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах, предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров лесосеки N 2, N 6 подлежали очистке от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины, проведение доочистки лесосек допускалось в весеннее время.
Учитывая, что на осмотренных лесосеках зафиксированы оставленные срубленные стволы деревьев пород ель, пихта, берёза, не очищенные от сучьев, не уложенные плотно на землю, не собранные в штабеля и не отделенные противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, по результатам КНМ АО "Нью Форест Про" вменено нарушение п. 29 Правил пожарной безопасности в лесах
Согласно доводам заявителя спил деревьев пород лиственница и береза, не предназначенных к рубке лесной декларацией, был произведен в целях обеспечения техники безопасности в рамках подготовительных лесосечных работ в соответствии с п. 18 приказа Минтруда России от 23.09.2020 N 644 н "Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ" (далее - Приказ Минтруда России N 644н) о запрете оставления опасных деревьев на корню или в зависшем положении. АО "Нью Форест Про" полагает, что данная древесина не является заготовленной, с территории делян не вывозилась, а оставлялась там в измельченном и закопанном виде, в связи с чем сведения о данной древесине не подлежали отражению в отчете об использовании лесов.
При осмотре лесосеки 2 в выделах 29, 12 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества установлено, что в пасеках производилась заготовка пород ель, пихта, лиственница, береза. При этом пни от срубленных деревьев породы лиственница, не указанных в лесной декларации, присутствуют по всей площади заготовки. Также в лесосеке обнаружены пни деревьев породы береза с оставленной у пня древесиной, у которой отсутствуют признаки, свидетельствующие о возможном создании угрозы безопасности проведения лесосечных работ (отсутствуют следы вывороченных пней, ветровальных, буреломных деревьев, сломленных, надломленных стволов деревьев). По площади лесосеки разбросаны вершинные части деревьев, порубочные остатки и преимущественно неликвидные части деревьев порол лиственница и береза, что свидетельствует о заготовке и вывозке ликвидной части данных деревьев.
Кроме того, в выделе 29 и выделе 9 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества зафиксировано складирование на обочине лесных дорог 4-метровых сортиментов пород лиственница, ель, пихта, берёза в объеме 20-25 м3 и 100 м3. Также с северо-западной стороны лесосеки в выделе 7 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества зафиксировано складирование 4-метровых сортиментов пород лиственница, ель, пихта в объёме 10 м.
АО "Нью Форест Про" в подтверждение своей позиции о наличии опасно стоящих деревьях на лесосеке 2 представлен акт от 14.03.2023 N б/н, согласно которому сотрудниками предприятия на лесосеке 2 обнаружены опасно стоящие деревья породы ель (15 шт.), лиственница (11 шт.), береза (8 шт.), принято решение о проведении ликвидации опасно стоящих деревьев согласно Приказу Минтруда России N 644н.
При этом согласно п. 6 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных приказом Минприроды России от 17.01.2022 N 23 (далее - Виды лесосечных работ), указанные работы должны осуществляться в рамках подготовительных лесосечных работ.
Как указано выше, разработка осмотренных лесосек в полном объеме осуществлена в январе, феврале 2023 года, в связи с чем акт АО "Нью Форест Про" от 14.03.2023 N б/н противоречит фактическим обстоятельствам, установленным в рамках КНМ.
АО "Нью Форест Про" не согласно с указанием в оспариваемом предписании о создании выемочно-насыпных волоков-террас на лесных участках, полагает, что данные объекты являются технологическими коридорами (подъездами) для продвижения Харвестера - ваточной машинной техники, и Форвардера трелевочной техники полной погрузки.
Также АО "Нью Форест Про" полагает, что при проведении КНМ использовались не подлежащие применению материалы устаревшего лесоустройства - таксационное описание Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества по состоянию на 01.01.1999.
Проведение лесоустройства регламентируют Лесной кодекс РФ, лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Минприроды России N 510 от 05.08.2022.
Датой окончания действия материалов таксации является дата внесения в государственный лесной реестр свежих результатов таксации насаждений. Действующим лесным законодательством срок действия материалов таксации не установлен.
Указанное таксационное описание на момент проведения КНМ не отменено проект освоения лесов ООО СП "Аркаим", утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 24.12.2018 N 1272П (далее - Проект освоения лесов), разработан на основании материалов данного лесоустройства.
Кроме того, в соответствии с п. 25 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 05.08.2022 N 510, периодичность работ по таксации лесов, расположенных на землях лесного фонда, сроком в 10 лет устанавливается для зоны интенсивного освоения лесов.
Согласно Лесному плану Хабаровского края на 2019-2028 годы, утвержденному постановлением Губернатора Хабаровского края от 31.01.2019 N 5, Нанайское лесничество относится к зоне среднего освоения лесов, для которой периодичность проведения лесоустройства не регламентирована.
Согласно таксационному описанию (по состоянию на 01.01.1999) выдел 12 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества представлен северо-западным склоном 24°, выдел 7 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества представлен юго-восточным склоном 22.
В рамках осмотров лесных участков установлено, что в выделе 12 и выделе 7 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества созданы выемочно - насыпные волока-террасы (на склонах свыше 20 градусов).
В соответствии с терминологическим словарем лесного хозяйства, изданным ФБУ "ВНИИЛМ" в 2002 году, терраса - это искусственно созданная на горном склоне поверхность в виде полосы, расположенной по горизонтали склона. В зависимости от крутизны склона террасы бывают напашными и выемочно-насыпными с обратным уклоном. Технологические коридоры лесные - это узкие полосы в лесу, очищенные от деревьев, кустарников, валежника, крупных камней и других препятствий, с выровненной поверхностью земли, предназначенные яш размещения, передвижения технических средств и выполнения ими операций технологических процессов рубок ухода и других мероприятий.
Таким образом, учитывая, что волока в выделе 12 и выделе 7 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества устроены по горизонтали горных склонов путем снятия (перемещения) части грунта (почвы), данные волока являются выемочно-насыпными волоками-террасами.
Вред, причиненный лесам в результате самовольного снятия почв, рассчитывался только по площади, занятой выемочно-насыпными волоками-террасами на склонах свыше 20 градусов.
Заявителем указано, что АО "Нью Форест Про" осуществляет эксплуатацию лесосек N 2, N 6 на основании лесных деклараций проекта освоения лесов и технологической карты, в которой установлен механический способ заготовки древесины при сплошной рубке. АО "Нью Форест Про" ссылается на положения п. 39 Приказа Минтруда России N 644н, допускающего машинную валку деревьев на уклонах, не превышающих значений, указанных в технической документации по эксплуатации ваточной машины конкретного типа (лесозаготовительная техника АО "Нью Форест Про" может осуществлять работы до 35 градусов).
Согласно п. 7 Видов лесосечных работ, трелевка древесины на склонах крутизной свыше 20 градусов должна осуществляться канатными установками или с помощью летательных аппаратов. Запрещается устройство волоков-террас на склонах крутизной свыше 20 градусов.
Исходя из указанной нормы, следует, что трелевка древесины с применением тракторной, автомобильной и иной техники на склонах крутизной свыше/20 градусов законодательством не предусмотрена.
Проектом освоения лесов ООО СП "Аркаим" закреплено устройство канатных установок на склонах крутизной более 21 градуса при всех видах и способах рубок.
Технологическими картами лесосечных работ ООО СП "Аркаим" предусмотрена трелевка с применением Форвардера, который является многооперационной самоходной техникой.
Таким образом, технологические карты лесосечных работ ООО СП "Аркаим" составлены с нарушением норм о необходимости использования канатных установок или летательных аппаратов для трелевки древесины на склонах крутизной свыше 20 градусов, а АО "Нью Форест Про" осуществлены работы по трелевке древесины с нарушением положений Проекта освоения лесов, требований действующего законодательства.
Нормы Приказа Минтруда России N 644н о возможности валки деревьев на уклонах в пределах технических характеристик машин не исключают необходимости соблюдения требований Видов лесосечных работ.
АО "Нью Форест Про" ссылается на п. 38 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2020 N 1014, о способах обработки почвы в горных условиях, допускающих в том числе нарезку выемочно-насыпных террас - при крутизне склонов от 12 до 40 градусов на почвах, подстилаемых водопроницаемой материнской породой.
Вместе с тем, указанные положения применимы при осуществлении работ по лесовосстановлению, которые проводятся на основании проекта лесовосстановления, подлежащего согласованию с Министерством.
В соответствии с технологическими картами лесосечных работ при заготовке древесины мероприятия по лесовосстановлению запланированы путем сохранения подроста, что не предполагает искусственное лесовосстановление и в свою очередь исключает необходимость обустройства выемочно-насыпных волоков-террас в качестве обработки почвы.
Также согласно Проекту освоения лесов в осмотренных выделах в качестве лесовосстановительного мероприятия рекомендовано сохранение подроста.
Факт устройства выемочно-насыпных волоков-террас (на склоне свыше 20 градусов) в выделе 12 и выделе 7 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества зафиксирован по результатам проведения работ по заготовке древесины, проекты лесовосстановления на указанные участки ООО СП "Аркаим" до проведения на них лесосечных работ и по настоящее время в Министерство не подавались.
В соответствии с доводами заявителя, Министерство не полномочно выдавать предписания об устранении нарушений лесного законодательства.
Министерство является исполнительным органом края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений согласно п. 1.1 Положения о Министерстве, утвержденного постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2021 N 707-пр.
Исходя из положений пп. 11 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098, органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса РФ организация и осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) регулируются Законом N 248-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении КНМ нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.
АО "Нью Форест Про" не согласно с составленными актами о лесонарушении от 08.06.2023 N 229/3-23, от 09.06.2023 N 229/4-23 (далее - Акты о лесонарушении), указывает на недоказанность снятия плодородного слоя почвы, на неясность вмененного нарушения, ошибки при расчете ширины волоков, необоснованное применение повышающего коэффициента "3", ненадлежащую фотофиксацию и оформление схем,
В связи с установлением факта самовольного снятия почв в выделе 12 и выделе 7 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества оформлены Акты о лесонарушении с расчетом вреда, причиненного лесам, на площади, занятой выемочно-насыпными волоками-террасами на склонах свыше 20 градусов.
В пункте 1 Актов о лесонарушении указан вид лесонарушения. установленный п. 6 приложения 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление 1730). При этом в п. 8 Актов о лесонарушении конкретизировано нарушение, за которое произведен расчет вреда - создание выемочно - насыпных волоков-террас (на склоне свыше 20 градусов) путем снятия почвы.
Пункт 6 приложения 3 к Постановлению 1730 не предполагает расчет вреда за снятие плодородного слоя почвы, а содержит исчисления вреда за "самовольное снятие, уничтожение или порчу почв".
Согласно ГОСТ 27593-88 (СТ СЭВ 5298-85) "Государственный стандарт Союза ССР. Почвы. Термины и определения" почва - это самостоятельное естественно-историческое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" почва - это компонент природной среды, состоящий из минеральных и органических частей, которые обеспечивают жизнедеятельность растений.
Факт наличия в выделе 12 и выделе 7 квартала 509 Верхне-Анюйского участкового лесничества Нанайского лесничества почвы подтверждается фотоматериалом, в соответствии с которым на склонах рядом с устроенными выемочно - насыпными волоками - террасами произрастает растительность (деревья).
Учитывая, что лесосеки N 2 и N 6 разработаны в январе, феврале 2023 года, при расчете вреда применен коэффициент 3 согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 N 2405 "О применении в 2023-2026 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310, в 2023 году применяются с коэффициентом 3).
Законодательно не установлены требования к содержанию и оформлению фототаблиц, планов, схем, оформляемых при осуществлении КНМ федерального государственного лесного контроля (надзора).
Фототаблицы и схемы к Актам о лесонарушениях составлены с целью визуализации осмотренной территории, наглядного отображения выявленных нарушений. Составленные схемы содержат информацию о расположении всех выемочно-насыпных волоков-террас на выделах с крутизной более 20 градусов, замер которых производился в рамках осмотров.
Закон N 248-ФЗ регламентирует обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона N 248-ФЗ жалоба на решение контрольного (надзорного) органа подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Подать жалобу на решение контрольного (надзорного) органа на портале "Госуслуги" (https://knd.gosuslugi.ru/) может руководитель или представитель юридического лица.
В нарушение данного порядка в Министерство 23.06.2023 на бумажном носителе поступила жалоба АО "Нью Форест Про" только на предписание об устранении выявленных нарушений от 13.06.2023 N 229/2-23.
Жалобы на решение о проведении внепланового рейдового осмотра от 12.05.2022, протоколы осмотров от 08.06.2023, акты о лесонарушении в Министерство в порядке досудебного обжалования не поступали.
Сведения АО "Нью Форест Про" о невозможности подачи жалобы через портал "Госуслуги" ранее не заявлялись ни в Министерство, ни в заявлении в суд. По представленному скриншоту в пояснениях к судебному заседанию на 10.08.2023 невозможно определить сайт, где осуществлялось заполнение данных, а также дату и время данного снимка.
На основании выявленных нарушений обязательных требований, в соответствии с частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ АО "Нью Форест Про" правомерно выдано предписание от 13.06.2023 N 229/2-23.
При таких обстоятельствах, верны выводы суда о том, что оспариваемые заявителем решение о проведении внепланового рейдового осмотра от 12.05.2023, а также действия в виде составления протоколов от 08.06.2023, актов о лесонарушении от 13.06.2023 и вынесения в результате проверки предписания от 13.06.2023 N 229/2-23, соответствуют действующему законодательству, и не нарушают права общества, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным выше, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, так как решение суда вынесено при полном, всестороннем, объективном исследовании обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, нормы материального права применены правильно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на законность и обоснованность решения суда либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09 октября 2023 года по делу N А73-10131/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Нью Форест Про" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения N 15158 от 22.11.2023. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Т.Е. Мангер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10131/2023
Истец: АО "Нью Форест Про"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Правительства Хабаровского края
Третье лицо: Бесхлебный Антон Евгеньевич