г. Саратов |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А12-12904/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - О.В. Лыткиной, Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ропотовой Е.Д.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Аврора" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2020 года по делу N А12-12904/2020,
по иску садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Аврора" (ИНН 3448016016, ОГРН 1023402985077) к обществу с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337) о признании договора незаключенным, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Аврора" (далее - истец, СНТ "Аврора") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (далее - ответчик, ООО "Управление отходами - Волгоград") о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между СНТ "Аврора" и ООО "Управление отходами- Волгоград" не заключенным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2020 года по делу N А12-12904/2020 в иске отказано.
СНТ "Аврора", не согласившись с принятым решением суда, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в ней, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил суду письменный отзыв на апелляционную жалобу.
СНТ "Аврора" заявлено ходатайство об отложении судебного заседания. Ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное занятостью представителя заявителя в другом процессе.
При этом, в ходатайстве СНТ "Аврора" об отложении судебного заседания не указаны обстоятельства, в силу которых СНТ "Аврора" считает свое участие в судебном заседании суда обязательным и проведение судебного заседание в его отсутствие невозможным. Кроме того, в ходатайстве также не указано, какие существенные для рассмотрения дела пояснения мог бы дать представитель, в случае его участия в заседании суда и какие конкретно доказательства ему необходимо представить.
Указанное поведение СНТ "Аврора" свидетельствует о затягивании процесса и о злоупотреблении с его стороны процессуальными правами.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание вышеуказанные нормы права и обстоятельства, оснований для отложения судебного заседания не усмотрел, причины, изложенные в ходатайстве, уважительными не признаны.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что заявленное ходатайство ведет к затягиванию процесса, в связи с чем, в удовлетворении ходатайства отказано.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов 13 июля 2019года ООО "Управление отходами- Волгоград" направило в адрес СНТ "Аврора" для подписания договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 6913 от 10.07.2019 г.
Письмом N 3818 от 16.07.2019 г. ООО "Управление отходами-Волгоград" в ответ на жалобу истца сообщило СНТ "Аврора" о том, что действующее законодательство определяет обязанность садоводческого некоммерческого товарищества заключить договор с региональным оператором по обращению с отходами в интересах садоводов.
Письмом от 24.07.2019 г. N 040 СНТ "Аврора" вернуло в адрес ответчика договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 6913 от 10.07.2019 г. не подписанным.
Письмом от 14.08.2019 г. N 048 СНТ "Аврора" сообщило ответчику, что основанием для такого возврата явилось отсутствие законных оснований для заключения указанного договора.
Письмами от 21.08.2019, 16.10.2019 ООО "Управление отходами-Волгоград" просило СНТ "Аврора" погасить задолженность по договору оказания услуг по обращению с отходами от 01.04.2019 N 6913.
Требование истца основаны о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 6913 от 10.07.2019 между СНТ "Аврора" и ООО "Управление отходами- Волгоград" не заключенным.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Поддерживая по существу обжалуемое решение, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 24. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На территории Волгоградской области в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на
территории Волгоградской области от 06.08.2018 г. статус единого регионального оператора присвоен ООО "Управление отходами - Волгоград" сроком на 10 лет. Иные региональные операторы деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории области не осуществляют.
Согласно ч. 1 ст. 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают
договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с
собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу ч. 2 ст. 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обращения с ТКО, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) определяют порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Из содержания абз. 2 п. 8(17) Правил N 1156 следует, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".
Факт публикации договора на официальном сайте регионального оператора подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Ответчик отметил, что типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017)
Согласно п. 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2
Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Из указанных выше положений, следует, что плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО, является частью бремени содержания имущества.
Таким образом, собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ, товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
В соответствии со статьей 5 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обеспечение обращения с твердыми коммунальными отходами является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества, как являющихся членами садового общества, так и не являющихся таковыми.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 14 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные, в том числе с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями
В соответствии с пунктом 148 (7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148 (5) (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Как верно установлено судом, истец является уполномоченным лицом, действующим в интересах членов СНТ "Аврора", для которого заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным, а в силу установленного судом юридического состава, такой договор считается заключенным на условиях публичного договора N 6913 от 10.07.2019.
Стоимость коммунальной услуги обращение с ТКО определяется исходя из установленного тарифа и нормативов накопления или факта накопления ТКО и установлена законодательными актами.
Согласно приказу Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 г. N 47/23 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей на 2019 год.
Согласно ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
Согласно пункту 10 Постановления N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах сбора и накопления ТКО складирование таких отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с п.2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных приказом Минздрава СССР 05.08.88 N 4690-88) удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
Основное требование истца по данному делу - признание договора N 6913 от
10.07.2019 года незаключенным.
При этом, Федеральный закон N 89-ФЗ 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", Постановление N1156 от 12.11.2016 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N641" предусматривает, что договор между региональным оператором и собственником ТКО является обязательным и публичным.
Истцом предложение о заключении договора направлено не было, поэтому договор заключен на типовых условиях, форма которого предусмотрена Постановлением Правительства N 1156.
Заявленные истцом доводы фактически направлены на оспаривание факта исполнения договора несогласие с условиями договора, а не его заключения.
Суд учитывает, что истец, мог направить ответчику протокол урегулирования разногласий по условиям договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе, в части периодичности вывоза твердых коммунальных отходов.
Статьей 445 ГК РФ предусмотрен механизм взаимодействия для лиц, заключение договора для которых является обязательным. Так, если в соответствии с гражданским кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы уже являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта суд всесторонне и полно исследовал доказательства по делу, дал им надлежащую правовую оценку. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, основаны на установленных судом фактических обстоятельствах и представленных доказательствах.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, обоснованным. Апелляционная жалоба СНТ "Аврора" не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2020 года по делу N А12-12904/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-12904/2020
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "АВРОРА"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ - ВОЛГОГРАД"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА