г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А56-41625/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей Л.В. Зотеевой, О.В. Фуркало,
при ведении протокола судебного заседания: А.А. Вардиковой,
при участии:
от истца (заявителя): М.Н. Виноградова, доверенность от 20.07.2020;
от ответчика (заинтересованного лица): Т.С. Лазарева, доверенность от 02.06.2020;
не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32023/2020) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2020 по делу N А56-41625/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭНГЕЛЬС-ТОРГ" о признании незаконными действий, обязании,
заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭНГЕЛЬС - ТОРГ" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу; Управлению Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее также - заинтересованное лицо, Инспекция, Управление) о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в исключении общества с ограниченной ответственностью "ЭНГЕЛЬС - ТОРГ" из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; обязании включить общество с ограниченной ответственностью "ЭНГЕЛЬС - ТОРГ" в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) приняты уточнения Общества, согласно которым заявитель просит ходатайство в части замены ненадлежащего ответчика оставить без рассмотрения и разрешения его по существу, признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу по исключению сведений об Обществе из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства незаконными, необоснованными и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу восстановить сведения об Обществе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2019 в установленном законом порядке.
Решением от 23.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
Принятое решение обжаловано Инспекцией в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену решения, заинтересованное лицо ссылается на неправильное применение судом положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее также - Закон N 209-ФЗ), несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу заявитель просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Присутствовавшие в судебном заседании представители заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы жалобы и отзыва в соответствующей части.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, Общество обратилось в Инспекцию с обращением о рассмотрении вопроса о включении его в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - Реестр) N 43-б/2020 от 08.04.2020.
В ответ на обращение Инспекцией направлено письмо N 11-19/08580 от 15.04.2020, в котором указано, что общество с ограниченной ответственностью "ЭНГЕЛЬС-ТОРГ" 10.08.2019 исключено из Реестра в связи с невыполнением условий, установленных пунктом 3 части 1.1. статьи 4 Закона N 209-ФЗ, а именно - превышением установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 предельного значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за 2018 год, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ранее, 01.08.2016 Общество было включено в Реестр в качестве малого предприятия.
Полагая действия Инспекции необоснованными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы сторон и исследовав имеющиеся материалы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1, части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ одним из критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства является величина дохода данных лиц.
В целях отнесения субъектов к рассматриваемым категориям согласно пункту 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.
В силу правил пункта 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ.
Так как доход Общества за 2018 год превысил установленное предельное значение для средних предприятий (в 2 млрд. рублей), то сведения о нем были обоснованно исключены из Реестра 10.08.2019 (несоответствие условиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ).
При этом суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исключение сведений о лице из Реестра, предусмотренное пунктом 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, и изменение его категории как субъекта малого или среднего предпринимательства, предусмотренное пунктом 4 части 1.1 статьи 4 данного Федерального закона, являются различными механизмами и изменение категории субъекта не тождественно исключению сведений о нем из Реестра.
Превышение лицом показателей (их несоответствие) предельным критериям, установленным для субъектов среднего предпринимательства (средних предприятий), влечет отсутствие общей возможности включения сведений о нем в Реестр с последующим отнесением его к той или иной категории субъекта малого или среднего предпринимательства.
Для исключения сведений о лице из Реестра в порядке пункта 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ в связи с тем, что оно не соответствуют условиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, не требуется последовательного несоответствия данным условиям в течение трех календарных лет.
Иной подход, по мнению судебной коллегии, не отвечает целям принятия Закона и не обеспечивает достижение задач последнего.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права.
Учитывая правила подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, статьи 110 АПК РФ, применительно к разъяснениям, приведенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", недоплаченная при обращении в арбитражный суд первой инстанции с настоящим заявлением государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2020 по делу N А56-41625/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭНГЕЛЬС-ТОРГ" в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41625/2020
Истец: ООО "ЭНГЕЛЬС-ТОРГ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 23 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ