г. Ессентуки |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А20-1917/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цигельникова И.А.,
судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В.,
при участии представителей МР ИФНС РФ N 4 по КБР - Фицежева А.Р. по доверенности от 02.07.2020 N 02-14/04058, от УФНС по КБР - Устарханова Р.А.(по доверенности от 09.01.2020 N 03-07/14156),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу акционерного общества "Энергетическая компания "Эталон" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2020 по делу N А20-1917/2020 (Сохрокова А.Л.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Энергетическая компания "Эталон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к УФНС по КБР (далее - Управление) и к МР ИФНС РФ N 4 по КБР (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 17.03.2020 N 2 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 22.09.2020 заявленные требования Общества удовлетворены частично, признано недействительным решение Инспекции от 17.03.2020 N 2 в части начисления штрафа в размере 81600р, в удовлетворении остальной части требований - отказано.
Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемого решения Инспекции и наличием оснований для снижения назначенного штрафа.
Не согласившись с принятым решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным и отменить полностью оспариваемое решение Инспекции.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Общества, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления поддержали позицию, изложенную отзыве на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Инспекции и Управления, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании решения Инспекции от 23.12.2019 N 3 назначена и проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
В ходе проведения проверки Обществу выставлено требование от 25.12.2019 N 1449 "О представлении документов (информации)" (т.1, л.д. 34-35), состоящему из 8 позиций: оборотно - сальдовая ведомость по счетам N N 01,02,04,05,07,08 за2016-2018 гг. (по месяцам); оборотно - сальдовая ведомость по счетам N N 10,20,23.25,26,28,40,41,43,44,50,58,60,62,66,67,70,71,76,84,90,91,99 за 2016 -2018 гг. (по кварталам); штатное расписание за 2016 - 2018 гг. (отдельно за год, с учётом всех изменений и дополнений); свидетельство о государственной регистрации права на все объекты недвижимости; налоговый регистр по налогу на прибыль за 2016 - 2018 гг. (внереализационные доходы с расшифровкой по каждому виду доходов); налоговый регистр по налогу на прибыль за 2016 - 2018 гг. (внереализационные расходы с расшифровкой по каждому виду расходов); налоговый регистр по налогу на прибыль за 2016 - 2018 гг. (доходы от реализации с расшифровкой по каждому виду доходов); налоговый регистр по налогу на прибыль за 2016-2018 гг (расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации с расшифровкой по каждому виду расходов). Всего 508 документов.
В связи с непредставлением налогоплательщиком документов по требованию от 25.12.2019 N 1449 Инспекцией составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 30.01.2020 N 2.
По результатам рассмотрения акта от 30.01.2020 N 2 и материалов проверки Инспекцией принято решение от 17.03.2020 N 2 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т.1, л.д. 21-24), которым Общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленные сроки запрошенных при проведении выездной налоговой проверки документов в виде штрафа в размере 101600р.
Решением Управления от 29.05.2020 N 03/1-04/04011 решение Инспекции от 17.03.2020 N 2 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Общество, полагая, что решение Инспекции является недействительным и подлежит отмене, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришел к следующим выводам.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Праву налогового органа требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога (подпункт 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ), корреспондирует обязанность налогоплательщика в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, представлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункт 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ).
Пунктом 12 статьи 89 НК РФ определено, что при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В Определении Конституционного суда РФ от 16.03.2006 N 70-О указано, что подпункт 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ, предусматривающий право налоговых органов требовать у налогоплательщика документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также абзац первый пункта 1 статьи 93 данного Кодекса, конкретизирующий это право применительно к выездной налоговой проверке, направлены на создание необходимых условий для проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля и, следовательно, нацелены на обеспечение исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
В соответствии с пунктом 3 статьи 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, налоговый орган вправе при проведении выездной проверки истребовать у налогоплательщика документы, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты проверяемых налогов. При этом перечень таких документов является открытым. Необходимость их представления определяется налоговым органом самостоятельно, исходя из предмета назначенной проверки.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса (пункт 4 статьи 93 НК РФ).
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200р за каждый непредставленный документ (пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ).
Как следует из имеющихся в деле доказательств, выездная налоговая проверка в отношении Общества проводилась на территории налогоплательщика.
Согласно материалам налоговой проверки, документы в количестве 508 штук по требованию налогового органа в установленный пунктом 3 статьи 93 НК РФ срок Обществом в Инспекцию не представлены.
Вместе с тем, Обществом в адрес Инспекции направлено письмо от 15.01.2020 N 46 о том, что исполнение требования реализуется путем предоставления права налоговому органу ознакомится со всеми интересующими и запрошенными документами на территории налогоплательщика.
Однако, суд апелляционной инстанции полагает, что представленное Обществом письмо от 15.01.2020 N 46 не имеет правового значения для рассматриваемого дела, поскольку доказательств передачи документов, в том числе реестр, акт-передачи в материалы дела не представлены; доказательств того, что налоговый орган отказал в приеме представленных документов также не представлено ни в суде первой инстанции либо в суде апелляционной инстанции. На основании чего довод о предоставлении всех необходимых документов отклоняется, как документально не подтвержденный.
Кроме того, Обществом не было направлено и ходатайства о продлении срока представления истребуемых документов в налоговый орган.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях налогоплательщика состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Нарушений процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля не установлено.
Оценив размер примененной налоговой санкции, в том числе с учетом требований индивидуализации и дифференциации наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, соблюдения баланса частного и публичного интересов, суд первой инстанции правомерно обоснованно снизил размер штрафа до 20000р.
Доводы апелляционной жалобы, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2020 по делу N А20-1917/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1917/2020
Истец: АО "Энергетическая компания "Эталон"
Ответчик: МР ИФНС РФ N4 по КБР, УФНС по КБР
Третье лицо: Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд