город Москва |
|
17 декабря 2020 г. |
дело N А40-191427/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 17.12.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Тех-Эксперт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2020 по делу N А40-191427/20
по заявлению Федеральной службы по аккредитации (ОГРН 5117746026756)
к ООО "Тех-Эксперт" (ОГРН 5167746181829)
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - Тигиева М.С. по доверенности от 26.05.2020;
от ответчика - Воронин И.Н. по доверенности от 26.10.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2020 ООО "Тех-Эксперт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 400.000 руб.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и административного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии письмом от 20.04.2020 N 1019-ОГ/05 (вх. от 20.04.2020 N ОГ-467) направлена в адрес Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) жалоба гражданки Алешиной А.С. на действия ООО "Тех-Эксперт", связанные с неправомерной, по мнению подателя жалобы, выдачей сертификатов соответствия.
В целях проверки сведений, содержащихся в мотивированном представлении N МП/110 в отношении ООО "Тех-Эксперт", приказом Федеральной службы по аккредитации N 59-П-ВД от 10.06.2020 инициирована внеплановая документарная проверка.
Для проведения внеплановой документарной проверки направлено в Прокуратуру г. Москвы заявление N 11429/03-НД от 10.06.2020 о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Решением прокуроры г. Москвы согласована внеплановая документарная проверка (письмо от 16.06.2020 N 7/31-08-523-2020/Исорг4760).
Росаккредитация надлежащим образом уведомлено общество о проведении в отношении него внеплановой проверки.
В силу п. 8 приказа Росаккредитации N 59-П-ВД к проверке следовало приступить с 22.06.2020 и окончить не позднее 21.07.2020.
Согласно п. 11 приказа Росаккредитации N 59-П-ВД в процессе проверки надлежало провести мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки в том числе рассмотрение документов и (или) сведений, имеющихся в распоряжении Росаккредитации, включая Федеральную государственною информационную систему в области аккредитации, реестр сертификатов соответствия (срок с 22.06.2020 по 21.07.2020); оценке соблюдения в деятельности органа по сертификации правил документооборота (соблюдение в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к сертификации), установленных в Руководстве по качеству в соответствии с подп. "е" п. 14.8 Критериев аккредитации, по сертификатам соответствия (срок с 16.06.2020 по 15.07.2020); оценку соблюдения в деятельности органа по сертификации правил выполнения работ по сертификации, установленных в Руководстве по качеству в соответствии с п. 14.11 Критериев аккредитации, по вышеуказанным сертификатам соответствия (срок с 22.06.2020 по 21.07.2020); проверку соблюдения в процессе деятельности органа по сертификации требований нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, при выполнении работ по сертификации продукции по вышеуказанным сертификатам соответствия (срок с 22.06.2020 по 21.07.2020).
ООО "Тех-Эксперт" аккредитовано в качестве органа по сертификации (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11БH01).
Уведомлением о проведении проверки N 128-У от 19.06.2020 Росаккредитацией у органа по сертификации запрошены материалы дел по сертификатам соответствия, в том числе по сертификату соответствия N ЕАЭС RU C-CN.EБ01.B.01024/19 от 01.11.2019.
Ааккредитованным лицом не представлена запрашиваемая информация.
B ходе проведения внеплановой документарной проверки выборочно проверены сертификаты соответствия в том числе N ЕАЭС RU C-CN.EБ01.B.01024/19 от 01.11.2019.
Согласно сведениям ФГС Росаккредитации сертификат соответствия N ЕАЭС
RU C-CN.EБ01.B.01024/19 от 01.11.2019 выдан органом по сертификации по схеме 1с на серийное производство продукции: "приборы бытовые электрические для поддержания и регулировки микроклимата в помещениях: вытяжки кухонные указанных марок с целью подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011. Изготовитель "GUANGDONG ATLAN ELECTRONIC APPLIANCE MANUFACTURE CO., LTD" (место нахождения и осуществления деятельности: КИТАЙ, No. 12, East 3 Road, Jiangyi Avenue, Leliu Town,Shunde, Foshan, Guangdong, PC 528323).
Требования ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 включены в область аккредитации органа по сертификации ООО "Тех-Эксперт", следовательно, при осуществлении работ по подтверждению соответствия продукции требованиям данных технических регламентов на указанном аккредитованном лице лежит обязанность без изъятий соблюдать установленные ими требования.
В соответствии с п. 2 ТР ТС 004/2011 настоящий Технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к низковольтному оборудованию, обеспечения свободного перемещения низковольтного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В силу п. 1 ст. 7 ТР ТС 004/2011 перед выпуском в обращение на рынке низковольтное оборудование должно пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза.
Подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 7 ТР ТС 004/2011 сертификация низковольтного оборудования, выпускаемого серийно, осуществляется по схеме 1с.
Hизковольтное оборудование для сертификации представляет изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо).
Аналогичные требования к порядку проведения сертификации указаны в ст. 7 ТР ТС 020/2011.
B соответствии с п. 4 ст. 7 ТР ТС 004/2011 сертификация низковольтного оборудования проводится аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Пунктом 5 ст. 7 ТР ТС 004/2011 установлен порядок проведения сертификации, в соответствии с которым изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер предоставляет органу по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) комплект документов на низковольтное оборудование, подтверждающий соответствие низковольтного оборудования требованиям безопасности настоящего Технического регламента Таможенного союза, который включает технические условия (при наличии); эксплуатационные документы; перечень стандартов, требованиям которых должно соответствовать данное низковольтное оборудование из Перечня стандартов, указанных в п. 1 ст. 6 настоящего Технического регламента Таможенного союза.
Орган по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) осуществляет отбор образца (образцов); проводит идентификацию низковольтного оборудования путем установления тождественности его характеристик признакам, установленным в ст. 1 настоящего Технического регламента Таможенного союза, положениям, установленным ст. 5 настоящего Технического регламента Таможенного союза, и документам, перечисленным в подп. 5.1 п. 5 настоящей статьи; организует проведение испытаний образца (образцов) низковольтного оборудования на соответствие требованиям стандартов из Перечня стандартов, указанных в п. 1 ст. 6 настоящего технического регламента Таможенного союза и проводит анализ протокола (протоколов) испытаний; проводит анализ состояния производства (схема 1с); выдает сертификат соответствия по единой форме, утвержденной Комиссией.
Орган по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) проводит инспекционный контроль за сертифицированным низковольтным оборудованием посредством проведения испытаний образцов в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) и (или) анализа состояния производства (схема 1с).
Пунктом 22.1 Положения установлено, что схема 1с, по которой проводились работы по подтверждению соответствия экспертами по сертификации по вышеуказанному сертификату соответствия, включает следующие процедуры: подачу заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение сертификации с прилагаемой технической документацией; рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации продукции; отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний; проведение испытаний образцов продукции - аккредитованной испытательной лабораторией; проведение органом по сертификации продукции анализа состояния производства; обобщение органом по сертификации продукции результатов испытаний и анализа состояния производства и выдачу заявителю сертификата соответствия; нанесение единого знака обращения; инспекционный контроль за сертифицированной продукцией".
Согласно п. 11 раздела III Типовых схем оценки соответствия: типовые схемы сертификации включают в себя следующие процедуры, выполняемые последовательно, если иное не установлено актами органов Союза: подача заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение работ по сертификации, в которой указывается информация, предусмотренная п. 13 настоящего документа, с приложением документов, указанных в п. 14 настоящего документа; рассмотрение и анализ органом по сертификации продукции заявки и прилагаемых документов, принятие решения о проведении работ по сертификации или об отказе в проведении работ по сертификации и информирование заявителя о принятом решении (непосредственно или путем направления информации заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении); проведение органом по сертификации продукции идентификации и (или) отбора образцов (проб) продукции (типовых образцов продукции) для проведения их исследований (испытаний) и измерений, если это предусмотрено схемой сертификации; привлечение органом по сертификации продукции на договорной основе (при необходимости) для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованной испытательной лаборатории (центра) из числа тех, с которыми взаимодействует орган по сертификации продукции для проведения исследований (испытаний) и измерений (если проведение исследований (испытаний) и измерений предусмотрено схемой сертификации).
B случае, если заявитель по каким-либо причинам считает невозможным проведение исследований (испытаний) и измерений в привлеченной аккредитованной испытательной лаборатории (центре), он должен информировать об этом орган по сертификации продукции (с обоснованием причин отказа).
B этом случае для проведения исследований (испытаний) и измерений орган по
сертификации продукции привлекает иную аккредитованную испытательную лабораторию (центр), с которой он взаимодействует; проведение аккредитованной испытательной лабораторией (центром) исследований (испытаний) и измерений отобранных образцов (проб) продукции, если это предусмотрено схемой сертификации;
е) проведение органом по сертификации продукции исследования типа продукции, если это предусмотрено схемой сертификации; проведение органом по сертификации продукции исследования проекта продукции, если это предусмотрено схемой сертификации; проведение органом по сертификации продукции анализа состояния производства, если это предусмотрено схемой сертификации; анализ органом по сертификации продукции полученных результатов работ по сертификации продукции и принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия продукции требованиям Технического регламента (сертификат соответствия продукции); оформление и выдача органом по сертификации продукции сертификата соответствия продукции; внесение сведений о выданном сертификате соответствия продукции в единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии; обеспечение заявителем маркировки продукции единым знаком обращения продукции на рынке Союза (единый знак обращения) в порядке, утверждаемом Евразийской экономической комиссией; осуществление органом по сертификации продукции периодической оценки сертифицированной продукции, если это предусмотрено схемой сертификации; приостановление (возобновление) или прекращение органом по сертификации продукции действия выданных им сертификатов соответствия продукции.
Согласно п. 4.1 ГОСТ Р 54293-2010 "Анализ состояния производства при подтверждении соответствия", утвержденного приказом Росстандарта от 28.12.2010 N 1134-ст (ГОСТ Р 54293-2010), целью проведения анализа состояния производства является установление наличия необходимых условий для обеспечения соответствия выпускаемой продукции требованиям технических регламентов.
B соответствии с абз. 1 п. 5.3 ГОСТ Р 54293-2010 орган по сертификации определяет программу работ по анализу состояния производства, назначает экспертов для его проведения, уведомляет организацию-заявителя о необходимости представления исходных документов и сроках проведения проверок.
B силу п. 5.4 ГОСТ Р 54293-2010 в согласованные сроки в организацию-заявитель направляются эксперты.
При этом организация-заявитель предоставляет им на месте необходимые документы: конструкторскую документацию (при наличии); технологическую документацию; методики испытаний; стандарты организации и инструкции, распространяющиеся на производство сертифицируемой продукции; регистрационно-учетную документацию (журналы и папки с протоколами, актами, удостоверениями и тому подобными документами, заполняемыми в процессе производства и контроля, подтверждающими выполнение требований, предъявляемых к сертифицируемой продукции).
Пункт 5.6 ГОСТ Р 54293-2010 устанавливает, что в процессе проверки эксперты
проверяют состояние объектов оценки в соответствии с программой и оценивают выполнение каждого требования.
Согласно п. 5.12 ГОСТ Р 54293-2010 акт о результатах анализа состояния производства рассматривает орган по сертификации совместно с протоколом сертификационных испытаний продукции для принятия решения о возможности и условиях выдачи сертификата.
B соответствии со сведениями, размещенными во ФГИС Росаккредитации, органом по сертификации выдан сертификат соответствия N ЕАЭС RU CCN. БН01.В.00987/19 от 21.10.2019 на продукцию марки "MAUNFELD", модели Araks, Box, Cascada Push, изготовителя "QINGDAO XINGBANG ELECTRONIC APPLIANCES CO., LTD", место нахождения: КИТАЙ, NO.12, KUNLUN SHAN NORTH ROAD, ECONOMIC AND TECHNOLOGICAL DEV. ZONE, QINGDAO P.R.CHINA.
Таким образом, из сертификатов соответствия N ЕАЭС RU CCN. БН01.В.00987/19 и N ЕАЭС RU C-CN.БН01.В.01024/19 следует, что продукция марки "MAUNFELD", модели Araks, Box, Cascada Push одновременно имеет двух разных производителей: "QINGDAO XINGBANG ELECTRONIC APPLIANCES CO., LTD" и "GUANGDONG ATLAN ELECTRONIC APPLIANCE MANUFACTURE CO.,LTD".
Согласно сведениям ФГИС Росаккредитации, сертификат соответствия N ЕАЭС
RU C-CN.БН01.В.01024/19 выдан на основании протокола сертификационных испытаний N 190911-018-019-02/Ир от 21.10.2019 испытательной лаборатории ООО "Инновационные решения" (уникальный номер записи об аккредитации в реестре
аккредитованных лиц РОСС RU.0001.21АB90).
Согласно протоколу сертификационных испытаний N 190911 -018-019-02/Ир от
21.10.2019 испытанию подверглись следующие образцы: приборы бытовые электрические для поддержания и регулировки микроклимата в помещениях: вытяжки кухонные, модель Phlox в количестве 5 шт.; приборы бытовые электрические для поддержания и регулировки микроклимата в помещениях: вытяжки кухонные марки "MAUNFELD" модель TS Touch 60ClassBlack в количестве 1 шт.
Кроме того, из данных протокола сертификационных испытаний N 190911-018-
019-02/Ир от 21.10.2019 следует, что данные результаты испытаний распространяются
только на образцы, подвергнутые испытаниям.
Вместе с тем указанный сертификат соответствия выдан, в том числе на продукцию: приборы бытовые электрические для поддержания и регулировки микроклимата в помещениях: вытяжки кухонные марки MAUNFELD; модели Alpha, Amber, Amber Push, Avon, Avon Push, Ancona, Ancona Plus, Ancona PlusA, Ancona PlusA (Glass Isla), Ancona PlusA (Isla), Ancona Color, Astro, ARAKS, ARAKS SBL, Armlet, Aurora, Aurora Bright, Aire, Aire Fast, Bala, Bath, Bath Light (Isla), Bath Plus, Bay, Berk, Berford, Beta, Berta, Berta Plus, Blast, Blast Push, BOX, BOX Quadro, BOX Large, BOX Flash, BOX Rope (Isla), Brent, Brent Push, Bridge, Bristol, Bristol Plus, Breeze, Boreas, Boreas Plus, Buckingham, Cam, Cambridge, Cascada, Cascada Push, Cascada E, Cetias, Cetias Push, Caledonia, Caledonia Push, Clare, Clare Plus, Classic, Classic Lux, Clyde, Clyde Lux, Clyde Plus, Creek, Crosby, Crosby Push, Crosby Light, Crosby Flat, Corsa, Corsa Light, Comfort, Cork, Cork Push, Crystal, Crystal Push, Cumbria, Chelsea, Cherry, Derwent, Derby, Design, Devon, Diamond, Domina, Domina Push, Don, Dover, Dover Bright, Dream, Dundee, Eagle, Eagle Push, Eden, Eden Push, Elegant, Elegant Turbo, Emerald, Emerald Push, Enver, Enver Push, Esk, Exe, Fermana, Firth, Forest, Forest Push, Fantasy, Fantasy Push, Fly, Galaxy, Gloucester, Gloria, Gloria Plus, Gretta, Gretta Novas, Great, Great Push, Gulf, Guld Push, Harbour, Harbour Glass (Isla), Humber, Inlet, Irwell, Irwell G, Irwell GS, Irthing, Isla, Jupiter, Jupiter Black, Jantar, Jantar Push, Kent, Kennet, Lacrima, Lacrima Push, Lagoon, Lagoon Push, Lee, Lee Wall, Lee Light (Isla), Leeds, Leeds Push, Limerick, Lazurite, Lazurite Push, Luton, Luton Push, Londa, London, Manchester, Manchester Light, Mars, Mars Push, Modern, Mersey, Mirage, Medway, Monnow, Moon, Moon Push, MF, MF-50-1, MF-60-1, MP, MPA, MPC, MP350-1, MP360-1, MPC50-1, MPC60-1, MPA50-1, MPA60-1, MTF, MTF-60-2, MZR, MZR II, Nebula, Nene, Nice, Norfolk, Nottingham, Omron, Omron Push, Optima, Optima Push, Orion, Orion Push, Oxford, Ouse, Ouse Touch, Plym, Plym Touch, Plym Soft, Pearl, Pearl Push, Plymouth, Prestige, Prima, Prima Plus, Prima Eye, Prima Bright, Primetime.
Таким образом органом по сертификации, по результатам анализа представленных документов, в том числе протокола сертификационных испытаний, содержащего результаты испытаний не по всем образцам продукции, принято решение о выдаче сертификата соответствия.
В соответствии со сведениями ФГИС Росаккредитации сертификат соответствия
N ЕАЭС RU С-CN.БН01.В.01024/19 выдан ООО "Тех-Эксперт", в том числе, на основании акта анализа состояния производства N1907/1 от 19.017.2019, проведенного исполнителем - экспертом по сертификации Удаловой С.В.
Порядок проведения анализа состояния производства регламентирован ГОСТ Р 54293-2010 "Анализ состояния производства при подтверждении соответствия".
ГОСТ Р 54293-2010 "Анализ состояния производства при подтверждении соответствия" предназначен для использования органами, которые осуществляют оценку подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов, а также для заинтересованных предприятий при подготовке к проведению анализа состояния производства.
Анализ состояния производства проводится с целью установления наличия у изготовителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции установленным требованиям.
По результатам анализа состояния производства оформляется акт, в котором приводятся результаты проведенного анализа, отмечаются выявленные несоответствия и формулируются выводы о способности заявителя обеспечить стабильность выпуска продукции, соответствующих установленным требованиям.
В процессе проверки эксперты проверяют состояние объектов оценки в соответствии с программой и оценивают выполнение каждого требования.
В соответствии с ГОСТ Р 54293-2010 "Анализ состояния производства при подтверждении соответствия" анализ состояния производства проводится по месту осуществления производственных процессов продукции.
Между тем, порядок проведения анализа состояния производства также регламентирован п. п. 65-70 раздела IX Типовых схем оценки соответствии, согласно которому: анализ состояния производства проводится органом по сертификации продукции при подтверждении соответствия продукции в форме сертификации серийно выпускаемой продукции с целью установления наличия у изготовителя необходимых условий для обеспечения постоянного (стабильного) соответствия выпускаемой продукции требованиям технического регламента, подтверждаемым при подтверждении соответствия продукции в форме сертификации
Анализ состояния производства проводится по адресу места осуществления деятельности по изготовлению продукции (на месте нахождения производства изготовления) продукции) органом по сертификации продукции в соответствии с программой анализа состояния производства, разработанной и утвержденной руководителем (заместителем руководителя) органа по сертификации продукции.
По результатам проведения анализа состояния производства составляется акт по форме, установленной руководящими документами системы менеджмента органа по сертификации продукции, в котором указываются результаты анализа, приводятся ссылки на подтверждающие документы и материалы, а также при необходимости устанавливаются сроки устранения выявленных несоответствий.
Акт о результатах анализа состояния производства подписывается всеми членами комиссии (экспертами (экспертами-аудиторами) и представителем предприятия изготовителя продукции.
В случае, если продукция производится (изготавливается) в филиалах изготовителя (или) на производственных площадках, анализ состояния производства осуществляется на одном или нескольких филиалах изготовителя и (или) на производственных площадках, изготавливающих наиболее широкий ассортимент (наибольшую номенклатуру) сертифицируемой продукции или самое сложное изделие из числа сертифицируемой продукции в наибольших объемах, при условии обеспечения ответственности изготовителя за безопасность изготавливаемой продукции и стабильность ее производства в каждом из филиалов изготовителя и (или) на производственных площадках.
В случае наличия положительных результатов проведения анализа состояния производства органом по сертификации продукции составляется и согласовывается с изготовителем график дальнейшего проведения анализа состояния производства на других производствах изготовителя в рамках плановой периодической оценки сертифицированной продукции (с указанием сроков проведения проверок).
В ходе проведения проверки должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольных мероприятий, у органа по сертификации запрошены документы, подтверждающие пересечение экспертом Удаловой С.В. границ Российской Федерации и Китая, а именно командировочные документы, транспортные проездные документы, включая посадочные талоны, а также запрошены документы,
подтверждающие нахождение Удаловой С.В. по адресу: КИТАЙ, No. 12, East 3 Road, Jiangyi Avenue, Leliu Town,Shunde, Foshan, Guangdong, PC 528323, включая заявки, разрешение, приглашение, иные документы, свидетельствующие о допуске на территорию завода (прохождение через контрольно-пропускной пункт).
В ходе проведения проверки органом по сертификации такие документы не представлены: командировочные документы, транспортные проездные документы, включая посадочные талоны; заграничные паспорта с отметками о выезде и въезде в страну; документы, свидетельствующие о допуске на территорию завода (прохождение через контрольно-пропускной пункт).
Изложенные обстоятельства доказывают отсутствие Удаловой С.В. по адресу места производства для проведения работ по сертификации, связанных с анализом состояния производства сертифицируемой продукции, что свидетельствует о фактическом не проведении анализа состояния производства.
Росаккредитация указывает на то, что в отсутствие документов, подтверждающих выезд Удаловой С.В. за границу в период проведения подтверждения соответствия указанной продукции, свидетельствует о том, что экспертом по сертификации фактически не проводились работы по анализу состояния производства сертифицируемой продукции, что является нарушением органом по сертификации порядка подтверждения соответствия продукции по схеме 1С, что является нарушением ГОСТ Р 54293-2010 "Анализ состояния производства при подтверждении соответствия", статьи 7 ТР ТС 004/2011, ст. 7 ТР ТС 020/2011 в части нарушения порядка сертификации, связанного с не проведением анализа состояния производства как одного из обязательных элементов сертификации, п. 22.1 Положения, п. п. 11, 65-70 Типовых схем оценки соответствия, а равно является нарушением п. 6 в части несоблюдения требований подп. "е" п. 14.8, п. 14.11 Критериев аккредитации, п. 8 Критериев аккредитации в части несоблюдения требований ТР ТС 004/2011, ст. 7 ТР ТС 020/2011.
Фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что органом по сертификации ООО "Тех-эксперт" при выдаче сертификата соответствия N ЕАЭС RU CCN. EБ01.B.01024/19 от 01.11.2019 нарушены приведенные нормы законодательства о техническом регулировании, что отражено в акте внеплановой документарной проверки N 90-АДП от 21.07.2020.
По факту указанных нарушений 28.09.2020 заместителем начальника Управления аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности Федеральной службы по аккредитации А.В. Петровым в отсутствие законного представителя ООО "Тех- Эксперт" генерального директора Петровой Н.В., извещенной надлежаще и заблаговременно в установленном законом порядке составлен протокол об административном правонарушении N 217/2020.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, судом не установлено.
В порядке ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 Кодекса.
Судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены, поскольку административным органом доказаны событие и состав правонарушения, вменяемые обществу, нарушений процедуры привлечения не допущено, срок привлечения к ответственности не истек.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц осуществляет национальный орган по аккредитации.
Пунктами 1, 2 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по аккредитации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 27.07.2015 N 499, установлено, что государственная функция по осуществлению федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц исполняется Федеральной службой по аккредитации и территориальными органами Федеральной службы по аккредитации.
Статьей 27 Закона N 412-ФЗ установлены особенности организации и проведения федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Внеплановые проверки при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц проводятся по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" аккредитация в национальной системе аккредитации - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Национальным органом по аккредитации выдается аттестат аккредитации, являющийся документом удостоверяющим аккредитацию в определенной области аккредитации.
Пункт 5 ст. 4 Закона N 412-ФЗ определяет, что аккредитованное лицо - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статьей 4 Закона N 412-ФЗ установлено, что критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации (п. 8).
Область аккредитации - это сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (п. 9 ст. 4 Закона N 412-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона N 412-ФЗ, аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям Технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона N 184-ФЗ Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно абз. 3 п. 3 ст. 7 Закона N 184-ФЗ содержащиеся в Технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 26 Закона N 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В силу п. 2 ст. 26 Закона N 184-ФЗ орган по сертификации: привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры); выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; осуществляет отбор образцов для целей сертификации и представляет их для проведения исследований (испытаний) и измерений в аккредитованные испытательные лаборатории (центры) или поручает осуществить такой отбор аккредитованным испытательным лабораториям (центрам).
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 25 Закона N 184-ФЗ схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим Техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим Техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям Технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Из материалов дела следует, что ООО "Тех-Эксперт" в рамках рассмотрения дела N А40-188973/2020 (по сертификату соответствия N ЕАЭС RU C-CN.BH01.B.00987/19 от 30.10.2019 представлены маршрутные квитанции электронного билета на имя Удаловой С.В., в соответствии с которыми она 17.07.2020 вылетела из Москвы и 18.07.2020 прилетела в Гаунчжоу.
Данные документы могут быть представлены по данному делу в подтверждение выезда для осуществления анализа состояния производства по сертификату соответствия N ЕАЭС RU C-RU.BH01.B.01024/19 от 01.11.2019.
Вместе с тем, в рамках выдачи сертификата соответствия N ЕАЭС RU CCN. BH01.B.00987/19 от 30.10.2019 анализ состояния производства проводился 19.07.2019 у производителя "QINGDAO XINGBANG ELECTRONIC APPLIANCES CO., LTD." по адресу: Китай, NO. 12, KUNLUN SHAN NORTH ROAD, ECONOMIC AND TECHNOLOGICAL DEV. ZONE, QINGDAO P.R.CHINA) - Циндао.
Кроме того, в соответствии с реестром сертификатов соответствия в рамках выдачи сертификата соответствия N ЕАЭС RU C-RU.BH01.B.01024/19 от 01.11.2019 анализ состояния производства проводился 19.07.2019 у производителя "Shantou Chenghai Defa Plastic Toys Industry Co. Ltd." по адресу: Китай, 515800, Chenghai District, Shantou City, Guangdong Province)- Шаньтоу.
С учетом прилета эксперта по сертификации Удаловой С.В. в Гуаньджоу и отдаленность производств от места прилета и между собой (между Гуаньджоу и Циндао 2.300 км., между Гуаньджоу и Шаньтоу - 470 км., между Циндао и Шаньтоу - 2.000 км.) преодолеть указанное расстояние и провести анализ состояния производства в один день невозможно.
Анализ состояния производства - элемент типовой схемы оценки соответствия, представляющий собой совокупность действий, осуществляемых органом по сертификации продукции в целях определения наличия у изготовителя необходимых условий для обеспечения постоянного (стабильного) соответствия выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза продукции требованиям Технического регламента, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации (п. 10 Типовых схем оценки соответствия).
В соответствии с п. 66 Типовых схем оценки соответствия анализ состояния производства проводится по адресу места осуществления деятельности по изготовлению продукции (на месте нахождения производства (изготовления) продукции) органом по сертификации продукции в соответствии с программой анализа состояния производства, разработанной и утвержденной руководителем (заместителем руководителя) органа по сертификации продукции.
Объектами проверки при проведении анализа состояния производства являются техническая документация (проектная и (или) конструкторская, и (или) технологическая, и (или) эксплуатационная) на продукцию; компетентность персонала, выполняющего работу, влияющую на соответствие выпускаемой продукции требованиям, установленным техническим регламентом; инфраструктура производства (совокупность объектов, находящихся на территории изготовителя и необходимых для организации производства (производственные помещения, транспорт и т.п.); оборудование (средства технологического оснащения), а также его техническое обслуживание и ремонт; управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием; средства измерений, необходимые для обеспечения соответствия продукции требованиям, установленным техническим регламентом; входной контроль закупленной продукции, влияющей на показатели безопасности сертифицируемой продукции (сырья, материалов, комплектующих изделий); технологические процессы, в том числе специальные (при наличии соответствующих требований в техническом регламенте); приемочный контроль и периодические испытания готовой продукции, связанные с контролем характеристик, к которым Техническим регламентом установлены обязательные требования; маркировка готовой продукции, условия ее хранения, упаковки и консервации; взаимодействие с потребителем (в том числе рассмотрение жалоб и рекламаций по продукции данного изготовителя); идентификация продукции и ее прослеживаемость; корректирующие и предупреждающие мероприятия.
Предоставление маршрутных квитанций без посадочных талонов не может служить доказательством осуществления поездки в Китай экспертом по сертификации.
Из материалов дела следует, что на основании акта N 90-АДП Росаккредитацией о выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 21.07.2020 N 11-Прд, сроком исполнения до 14.08.2019, в которым, в том числе, предписывалось устранить выявленные нарушения, указанные в акте N 90-АДП, прекратить действие сертификатов соответствия, выданных с нарушениями, указанными в акте N 90-АДП, представить в Росаккредитацию отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки.
В соответствии с п. 63 приказа Минэкономразвития России от 27.07.2015 N 499 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по аккредитации государственной функции по осуществлению федерального
государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц" - аккредитованное лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Росаккредитацию, ее территориальный орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом аккредитованное лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Росаккредитацию, ее территориальный орган.
Поступившие от аккредитованного лица возражения к акту проверки приобщаются к материалам дела проверки.
Вместе с тем, возражения о несогласии с фактами, выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений от ООО "Тех-Эксперт" не поступали.
Отсутствие возражений проверяемого лица свидетельствует о его согласии с результатами проверки и выявленными нарушениями.
Во исполнение предписания, ООО "Тех-Эксперт" уведомило Росаккредитацию письмом от 12.08.2020 исх. N 12-02 (вх. Росаккредитации N 25002 от 14.08.2020), о прекращении действия сертификатов соответствия, в том числе сертификата соответствия N ЕАЭС RU C-RU.БH01.B.01024/19 от 01.11.2019.
Фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что при выдаче сертификата соответствия, в момент проведения проверки органом по сертификации акт анализа состояния производства не составлялся, анализ состояния производства фактически не проводился.
Из объяснений представителя ООО "Тех-Эксперт" следует, что представителями органа по сертификации на личном приеме в Росаккредитации и сообщено о невозможности предоставления всех сертификационных дел в указанный срок, так как сотрудники переведены на удаленную работу в связи с принятыми карантинными мерами в связи с распространением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Вместе с тем, доказательств, в подтверждение указанных доводов не представлено.
Кроме того, по данным системы 1С документооборот государственного учреждения за период июнь - июль 2020 (время проведения проверки) отсутствует карточка личного приема представителя ООО "Тех-Эксперт".
Согласно Указу Мэра г. Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" с 09.06.2020 в г. Москве отменен режим самоизоляции и сняты ограничительные меры, а проверка проводилась еще позже - во второй половине июля.
Удаленная работа сотрудников не является препятствием к выполнению выданного предписания N 11-Прд от 21.07.2020 в установленный срок.
ООО "Тех-Эксперт" имело возможность представить доказательства, свидетельствующие об отсутствии нарушений при выдаче сертификата соответствия N ЕАЭС RU C-RU.БH01.B.01024/19 от 01.11.2019 при составлении протокола об административном правонарушении.
Эксперт и представитель ООО "Тех-Эксперт" явились в Росаккредитацию 28.09.2020, но ввиду отсутствия полномочий на представление интересов ООО "Тех-Эксперт" не допущены к участию при составлении протоколов об административном правонарушении.
Ходатайств об отложении составления протоколов об административном правонарушении с целью предоставления доказательств, подтверждающих отсутствие нарушений со стороны органа по сертификации, в том числе предоставления актов анализа состояния не заявлено.
ООО "Тех-Эксперт" не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставления данных документов ранее.
Представление документов исключительно в суд свидетельствуют о нарушении органом по сертификации его обязанности предоставлять по запросам национального органа по аккредитации информацию, которая свидетельствует о компетентности аккредитованных лиц и их соответствии критериям аккредитации (с учетом требований
законодательства Российской Федерации к предоставлению сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа);
а также безвозмездно представлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности, состав, порядок и сроки представления которых установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации (за пользование федеральной государственной информационной системой в области аккредитации плата не взимается).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 412-ФЗ и п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845 Росаккредитация наделена полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, а также проверять правильность выполнения работ по сертификации при выдаче сертификата соответствия.
Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц установлены в ст. 27 Федерального закона N 412-ФЗ.
Порядок осуществления государственного контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля".
Согласно ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Следовательно, полномочиями по осуществлению контроля, в том числе в отношении аккредитованного органа по сертификации и результатов его деятельности, обладает национальный орган по аккредитации.
Таким образом, проверка правильности выполнения работ по сертификации при выдаче сертификата соответствия отнесена к компетенции именно Росаккредитации.
Кроме того, подлинник акта состояния производства с комплектом доказательственных материалов должен хранится в органе по сертификации продукции, выдавшем сертификат соответствия продукции, в течение не менее 5 лет с даты окончания срока действия сертификата соответствия продукции, если иное не установлено Техническим регламентом (п. 122 Типовых схем оценки соответствия).
Представленная ООО "Тех-Эксперт" копия акта анализа состояния производства является недопустимым доказательством и не может свидетельствовать об отсутствии нарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.
Обществом не представлено доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Фонда к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса не истек на дату рассмотрения судом первой инстанции заявления.
Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным судом не усматривается.
Санкция ч. 1 ст. 14.47 Кодекса предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от 400.000 до 500.000 руб.
Назначенный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 Кодекса.
В материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества.
Таким образом, суд не усматривает оснований для применения положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2020 по делу N А40-191427/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-191427/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
Ответчик: ООО "ТЕХ-ЭКСПЕРТ"