г. Москва |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А40-87316/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2020 по делу N А40-87316/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Ефимова А.Н. по дов. от 30.12.2019; |
от ответчика: |
Лопатина Е.Б. по дов. от 24.04.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, ответчик) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 26.02.2020 N 7/20-22866 об отказе в осуществлении учетных действий в отношении помещения с кадастровым номером 77:05:0012006:6197, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Братеевская, д. 16, корп. 3.
Решением суда от 03.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Управление указало, что оспариваемый отказ является законным, поскольку соответствует действующему законодательству и не нарушает прав Департамента.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, как принятое с нарушением материальных и процессуальных норм права.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал решение суда, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав позиции представителей Управления и Департамента, считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлениями по осуществлению учетно-регистрационных действий города Москвы в отношении помещения с кадастровым номером 77:05:0012006:6197, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Братеевская, д. 16, корп. 3.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 26.02.2020 N 77/20-22866 сообщено об отказе в осуществлении учетных действий по причине того, что посредством входящих в состав помещения комнат 17, 23, 236 обеспечивается доступ в иные образуемые в результате деления помещения.
В этой связи названные комнаты подлежат постановке на кадастровый учет в качестве отдельных нежилых помещений с назначением - помещение вспомогательного использования.
Кроме того, в отношении образуемых объектов недвижимости в техническом плане некорректно заполнены графы "Ранее присвоенный государственный учетный номер помещения (кадастровый, инвентарный или условный номер", а также в решении об отказе неверно указан кадастровый номер помещения - 77:05:0001001:3620, вместо 77:05:0012006:6197.
Согласно сведениям ЕГРН в режиме online, указанный кадастровый номер принадлежит помещению по адресу: г. Москва, наб. Дербеневская, д 7, стр. 2, пом. I.
В то время как Департаментом было подано заявление от 12.11.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-2008 в отношении помещения по адресу: г. Москва, ул. Братеевская, д. 16, корп. 3.
Не согласившись с указанным решением, Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. п. 1 - 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным Приказом Росреестра 23.01.2017 N П/0027, иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Согласно с положениями Федерального закона N 218-ФЗ при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Федерального закона N 218-ФЗ, решение о проведении либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах, их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
С целью проведения учетно-регистрационных действий по внесению изменений в сведения ЕГРН о нежилом помещении с кадастровым номером 77:05:0012006:6197, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Братеевская, д. 16, корп. 3, Департаментом в рамках государственного задания в ГБУ "МосгорБТИ" заказаны соответствующие работы.
Впоследствии Департаменту в проведении учетно-регистрационных действий было отказано Управлением Росреестра по Москве на основании ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ.
В качестве основания к отказу, Управление Росреестра по Москве указывает на то, что комнаты 17, 23, 236 должны быть поставлены на государственный кадастровый учет как помещения вспомогательного использования.
Также в отношении образуемых объектов недвижимости в техническом плане не корректно заполнены графы "Ранее присвоенный государственный учетный номер помещения (кадастровый, инвентарный или условный номер".)
Право собственности города Москвы зарегистрировано в ЕГРН на нежилое помещение по указанному адресу с кадастровым номером 77:05:0012006:6197 площадью 307 кв.м. (подвал, помещение 1а - комнаты с 10 по 19, 23, 23а, с 24 по 26, 26а).
ГБУ "МосгорБТИ" в рамках выполнения Государственного задания проводились работы по разделу помещения площадью 307 кв.м. на помещения площадью 23,2 кв.м (подвал, пом. 1а, ком. 10), 62,6 кв.м (подвал, пом. 1а, ком. 12,13) и оставшиеся помещения. В целях проведения указанных работ ГБУ "МосгорБТИ" было представлено заявление от 12.11.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-2008 в Управление Росреестра по Москве о кадастровом учете указанного помещения с приложением технических планов.
Однако в проведении указанных учетных действий было отказано 26.02.2020 по причине того, посредством входящих в состав помещения комнат 17, 23, 236 обеспечивается доступ в иные образуемые в результате деления помещения.
В этой связи названные комнаты подлежат постановке на кадастровый учет в качестве отдельных нежилых помещений с назначением - помещение вспомогательного использования.
Кроме того, в отношении образуемых объектов недвижимости в техническом плане не корректно заполнены графы "Ранее присвоенный государственный учетный номер помещения (кадастровый, инвентарный или условный номер".
Согласно подпункту 34 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" учетно-регистрационные действия приостанавливаются, если помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).
Согласно позиции Росреестра, под изолированностью следует понимать отсутствие возможности использования помещения для прохода в иные помещения.
Однако, в действующем законодательстве отсутствует формальное (нормативное) определение понятия "изолированности" помещения, таким образом, позиция Росреестра не основана на требованиях законодательства и является субъективной.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с п. 6 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ, п. 5 ст. 1 Закона о регистрации зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Данное преобразование объекта недвижимости осуществляется в существующих границах находящегося в собственности города Москвы помещения, какие-либо претензии и притязания третьих лиц отсутствуют.
Указанные требования органа регистрации прав могут быть применены при постановке на учет помещений, в отношении которых зарегистрированное право отсутствует, однако, учитывая, что право собственности города Москвы в отношении объекта зарегистрировано и не оспорено в судебном порядке, основания для приостановления и отказа не усматриваются.
Обратное толкование приводит к невозможности использования собственником принадлежащего ему объекта по своему усмотрению, что приводит к необоснованному ограничению права собственности, нарушающему права собственника.
Кроме того, согласно замечанию государственного регистратора посредством комнат 17, 23, 236, обеспечивается доступ в иные образуемые в результате деления помещения.
Вместе с тем, посредством комнат 17, 23, 236, обеспечивается доступ только в комнаты, находящиеся в собственности города Москвы (в помещения площадью 307 кв.м с кадастровым номером 77:05:0012006:6197 и 190,6 кв.м с кадастровым номером 77:05:0012006:6195).
Также согласно замечанию государственного регистратора не корректно заполнены графы "Ранее присвоенный государственный учетный номер помещения (кадастровый, инвентарный или условный номер)".
Однако указанные графы заполнены согласно требованиям приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 18 декабря 2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" в части указания ранее присвоенного государственного учетного номера (кадастровый, инвентарный или условный номер).
В техническом плане в разделе "Характеристики объекта недвижимости" в п. 3 указаны: условный номер 275553, инвентарный номер: 3717/2, которые полностью совпадают с номерами, указанными в сведениях ЕГРН, представленных в режиме online, в отношении кадастрового номера 77:05:0012006:6197.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в осуществлении учетных действий.
Кроме того ответчик, затребованные определением суда от 29.06.2019 г., от 28.07.2020 г. доказательства соответствия оспариваемого решения закону в суд не представил в связи, с чем возможность проверки законности оспариваемого решения отсутствует.
С учетом изложенного, Управление Росреестра по Москве в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представило доказательств соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия. Доказательств того, что спорные помещения имеют вспомогательное назначение, в деле нет, Управлением не представлены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2020 по делу N А40-87316/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87316/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ