г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А42-2078/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Загараевой Л.П., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен);
от заинтересованного лица: 1) не явился (извещен); 2) Титова Л.А. по доверенности от 26.05.2020;
от 3-го лица: не явился (извещен);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26066/2020) ОСП Октябрьского округа города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.07.2020 по делу N А42-2078/2020(судья Кушниренко В.Н.), принятое
по заявлению МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
к 1) судебному приставу исполнителю ОСП Октябрьского округа города Мурманска Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области Ходотай Ирине Валентиновне 2) Управлению Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области
3-е лицо: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области"
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - заявитель, МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, должник) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Октябрьского округа г.Мурманска Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области от 21.02.2020 о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства N 20236/20/51001-ИП от 06.02.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области; в качестве заинтересованного лица - Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области").
Решением суда от 20.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Отдел судебных приставов Октябрьского округа г.Мурманска Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области (далее - Отдел), ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что требования исполнительного документа должником в установленный срок не исполнены.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы Отдела.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области поддержал доводы жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на исполнении судебного пристава-исполнителя Отдела находилось исполнительное производство N 20236/20/51001-ИП от 06.02.2020. Предмет исполнения: обязать МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия предоставить ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" государственную услугу - прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 51:04:0010408:45 и право оперативного управления на объект недвижимого имущества - гараж общей площадью 42,5 кв.м, кадастровый номер 51:04:0010408:247, расположенными по адресу: Мурманская область, Терский район, п.г.т.Умба, ул.Приморская, д. 25Б.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 06.02.2020 должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
19.02.2020 в адрес Отдела поступило письмо (исх. N 51-ДЕ-05/1588), содержащее информацию об исполнении требований исполнительного документа, с приложением копии распоряжения от 18.02.2020 N 51-56-р об изъятии федерального недвижимого имущества, и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации.
Полагая, что требования исполнительного документа не были исполнены в срок в полном объеме, 21.02.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, должник обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о неправомерности постановления о взыскании исполнительского сбора.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
На основании статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным.
Частью 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Как установлено частями 11 и 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 названного Федерального закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации.
Право должника на обращение в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ, в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора предусмотрено частью 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор является санкцией за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения соответствующей обязанности.
В рассматриваемом случае исполнительное производство N 20236/20/51001-ИП возбуждено судебным приставом-исполнителем постановлением от 06.02.2020.
19.02.2020 от должника поступило письмо, содержащее информацию об исполнении требований исполнительного документа, с приложением копии распоряжения от 18.02.2020 N 51-56-р об изъятии федерального недвижимого имущества, и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации.
Судебный пристав-исполнитель на основании представленных документов пришел к выводу, что требование исполнительного документа выполнено не в полном объеме, в связи с чем, 21.02.2020 вынес постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
При вынесении оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем не учтено следующее.
Приказом Минэкономразвития России N 621 от 07.11.2011 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 1.1 Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений, порядок взаимодействия Росимущества, территориальных органов Росимущества. их структурных подразделений с заявителями, указанными в пункте 1.2 Административного регламента, а также порядок взаимодействия с другими Федеральными органами исполнительной власти при предоставлении Росимуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки.
В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- рассмотрение заявления, в том числе и в электронной форме, о прекращении права;
- запрос документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций и которые заявитель вправе представить;
- принятие решения о предоставлении государственной услуги Росимуществом или территориальным органом Росимущества;
- принятие распорядительного акта о прекращении права физического или юридического лица;
- направление заявителю уведомления о прекращении его права на земельный участок;
- направление уведомления о прекращении права на земельный участок, которое не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- направление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления о государственной регистрации прекращения права, если ранее данное право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 2.6 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является принятие распорядительного акта о прекращении права на земельный участок.
В рассматриваемом случае результатом предоставления государственной услуги является издание должником распоряжения "Об изъятии федерального недвижимого имущества, и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации" от 18.02.2020 N 51-56-р.
Следовательно, заявителем фактически оказана государственная услуга по прекращению права на земельный участок путем принятия соответствующего распоряжения.
В дальнейшем МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия выполняло административные процедуры, которые, по сути, направлены на доведение до сведения взыскателя информации об изъятии у него федерального недвижимого имущества и прекращении его права на земельный участок; направление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления о государственной регистрации прекращения права. Указанные административные процедуры осуществляются уже непосредственно после достижения результата государственной услуги по прекращению соответствующего права, которые также прописаны в распорядительном документе.
Пунктом 3 Распоряжения от 18.02.2020 N 51-56-р установлена обязанность ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" представить для подписания в МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов и извещение по формам, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, в течение трех недель с момента издания распоряжения.
Акты приема-передачи имущества по установленной форме представлены в МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия 10.03.2020 (вх. N 51-3103 от 10.03.2020) письмом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" от 03.03.2020 N 12-31-93/2131.
На первичных учетных документах, согласно законодательству Российской Федерации, предусмотрена подпись главного бухгалтера либо иного уполномоченного лица.
Соглашением от 14.01.2019 полномочия по начислению выплат и оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, ведению бюджетного учета, включая составление бюджетной отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, а также обеспечение представления такой отчетности в соответствующие государственные органы переданы от МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в Управление федерального казначейства по Мурманской области (далее - Соглашение от 14.01.2019).
Взаимодействие между сторонами по документообороту предусмотрено разделом III Соглашения от 14.01.2019.
Акты приема-передачи имущества по установленной форме подписаны Управлением федерального казначейства по Мурманской области с учетом сроков накопления, обработок передачи первичных документов.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015.N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган государственной власти в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти либо сделки с органом государственной власти, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
С заявлением о государственной регистрации права в рассматриваемом случае МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось 30.03.2020, т.е. в течение 5 рабочих дней с момента подписания актов приема - передачи по установленной форме.
Таким образом, требования Административного регламента в части принятия распорядительного акта о прекращении соответствующего права юридического лица исполнены МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в полном объеме и в срок, установленный пунктом 2 постановления судебного пристава-исполнителя от 06.02.2020 о возбуждении исполнительного производства, в соответствии с пунктами 2.6, 3.1 Административного регламента.
Требование в части направления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления о государственной регистрации прекращения права исполнено МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в полном объеме и в срок, установленный частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу пункта 2.6 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является принятие распорядительного акта о прекращении права на земельный участок.
Соответствующий распорядительный акт был издан заявителем в срок, установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что постановление от 21.02.2020 о взыскании исполнительского сбора является необоснованным, не соответствующим требованиям Закона N 229-ФЗ, нарушающими права и законные интересы заявителя, в связи с чем, правомерно признано недействительным и отменено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.07.2020 по делу N А42-2078/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2078/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Ответчик: ОСП Октябрьского округа города Мурманска, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"