г. Хабаровск |
|
14 декабря 2020 г. |
А04-5933/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ТрансЭкоСервис": Воронова Л.Ю. по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А04-5933/2020 Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансЭкоСервис" (ОГРН 1112804001100, ИНН 2804014952)
к администрации города Белогорск (ОГРН 1022800711647, ИНН 2804004986)
о взыскании 770 846 руб. 12 коп.,
третьи лица: министерство природных ресурсов Амурской области (ОГРН 1082801003350, ИНН 2801130936), министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ОГРН 1112801012477, ИНН 2801168320), общество с ограниченной ответственностью "Автосити" (ОГРН 1052800180113, ИНН 2804011662), муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск" (ОГРН 1082804000498, ИНН 2804013532),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансЭкоСервис" (далее по тексту - ООО "ТрансЭкоСервис", истец) 31.07.2020 обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации города Белогорск (далее - Администрация, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 752 790 руб. 12 коп.
Определением от 05.08.2020 суд принял исковое заявление к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлек к участию в деле в качестве третьих лиц министерство природных ресурсов Амурской области (далее - Минприроды), министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее - Министерство ЖКХ), общество с ограниченной ответственностью "Автосити" (далее - ООО "Автосити"), муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск" (МКУ "УЖКХ").
Решением в виде резолютивной части решения от 21.09.2020 суд отказал в иске по делу N А04-5933/2020. Мотивированное решение составлено судом 01.10.2020.
ООО "ТрансЭкоСервис" не согласилось с судебным актом суда первой инстанции, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 19.10.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда, лицам, участвующим в деле, предлагалось представить свои письменные пояснения не позднее 05.11.2020.
В силу положений части 4 статьи 227 АПК РФ в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 451-ФЗ), действующей с 01.10.2019, не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела, связанные с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует учитывать, что, по общему правилу, порядок судопроизводства определяется в соответствии с федеральным законом, действующим во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных актов (часть 4 статьи 3 АПК РФ). Соответственно, после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ установленный данным законом процессуальный порядок подлежит применению при рассмотрении искового заявления.
Согласно правовой позиции, содержащейся в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, требования о взыскании денежных средств по договорным обязательствам казенных учреждений не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства в силу части 4 статьи 227 АПК РФ.
По настоящему делу истцом заявлено требование о взыскании с Администрации муниципального образования неосновательного обогащения. По сути, заявлено требование, связанное с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исковое заявление подано в арбитражный суд после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ (01.10.2019), следовательно, дело не подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Рассмотрев заявленные исковые требования в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции не учел положения части 4 статьи 227 АПК РФ в редакции Федерального закона N 451-ФЗ, действующей на момент подачи искового заявления и разрешения судом вопроса о его принятии к производству.
Следовательно, дело, подлежащее рассмотрению по общим правилам искового производства, было рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, не извещенных надлежащим образом о судебном заседании, без проведения судебного заседания и без ведения протокола судебного заседания, то есть с такими процессуальными нарушениями, которые указаны в части четвертой статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд определением от 06.11.2020 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, назначил дело к рассмотрению в судебном заседании на 10.12.2020.
В судебном заседании было рассмотрено и удовлетворено ходатайство истца о принятии дополнений - запроса информации от 20.10.2020 N 1776 и ответ на запрос публично-правовой компании "Российский экологический оператор" от 03.11.2020 N 1308/20.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск в полном объеме.
Другие лица, участвующие в деле, не направили своих представителей в судебное заседание, не заявили возражений относительно рассмотрения дела по существу.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, суд в судебном заседании установил следующие обстоятельства.
27.06.2018 между Министерством ЖКХ и ООО "ТрансЭкоСервис" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N 2 (г. Белогорск, Белогорский, Ромненский, Серышевский и Октябрьский районы)" Амурской области.
В соответствии с соглашением от 27.06.2018 ООО "ТрансЭкоСервис" присвоен статус регионального оператора на осуществление деятельности по обращению (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) сроком на 10 лет.
На основании п. 1.3 соглашения от 27.06.2018 региональный оператор осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой, Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории области на период 2018-2028 годов, утвержденной постановлением Правительства области от 08.11.2017 N 527, нормативными правовыми актами Российской Федерации, области и настоящим соглашением.
25.12.2018 между Министерством ЖКХ и ООО "ТрансЭкоСервис" заключено дополнительное соглашение к соглашению от 27.06.2018.
Прокуратурой г. Белогорска проведена проверка исполнения законов об охране окружающей среды и природопользования на территории г. Белогорск. В ходе проверки установлено, что в районе дома в г. Белогорск, ул. Пролетарская, 65 А, складируется бытовой мусор, о чем составлен акт от 21.05.2018.
21.06.2018 вынесено представление в адрес МКУ "УЖКХ" об устранении установленных нарушений федерального законодательства. В установленные законом сроки представление не исполнено.
В письме от 11.07.2018 МКУ "УЖКХ" указало, что свалка внесена в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе ТКО на территории области на период с 2018 по 2028 год. Схема утверждена приказом Минприроды области от 01.11.2017 N 260-ОД. Свалка будет убрана региональным оператором, деятельность которого начнется с 01.01.2019.
Вступившим 17.08.2019 в силу решением Белогорского городского суда Амурской области от 11.07.2019 по делу N 2-1269/2019 на ООО "ТрансЭкоСервис" возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу очистить от бытового мусора территорию г. Белогорска Амурской области в районе дома, расположенного по адресу: ул. Пролетарская, 65 А.
04.10.2019 истец ликвидировал несанкционированную свалку по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Пролетарская, 65 А. МОСП по г. Белогорску и Белогорскому району, по результату ликвидационных работ составлен акт о совершении исполнительских действий, объем и стоимость вывоза отходов подтверждены путевыми листами, справками о приеме отходов на полигоне ТБО, калькуляцией.
ООО "ТрансЭкоСервис" направило сопроводительным письмом от 16.10.2019 в адрес Администрация счет на оплату от 15.10.2019, акт оказания услуг от 15.10.219 N 3196 и акт о совершении исполнительских действий, для оплаты мероприятий по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Пролетарская, 65 А.
Письмом от 13.11.2019 Администрация отказала в удовлетворении досудебного требования, сослалась на вступившее в законную силу решение Белогорского городского суда Амурской области от 11.07.2019 по делу N 2-1269/2019.
Вышеуказанные обстоятельства послужили ООО "ТрансЭкоСервис" поводом для предъявления иска по настоящему делу. В обоснование иска ООО "ТрансЭкоСервис" сослалось на положения главы 60 (Обязательства вследствие неосновательного обогащения) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 06.10.2002 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым, по мнению истца, орган местного самоуправления несет обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора.
Предъявляя иск, ООО "ТрансЭкоСервис" не учитывало следующее.
Согласно статье 8 ГК РФ обязательства могут возникать из неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ).
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статьи 309, 310 ГК РФ).
На основании статьи 65 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами; накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации; юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей; зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальным отходами (далее - Правила), согласно которым, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 01.11.2017 N 260-ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами.
Перечень мест несанкционированного размещения отходов представлен в Приложении 4 к территориальной схеме, вкладка "Несанкционированные места 2017".
В перечень мест несанкционированного размещения отходов вошли свалки, которые в соответствии с территориальной схемой подлежат обустройству в качестве мест накопления отходов, мест захоронения отходов (полигонов) или ликвидации региональным оператором.
Все остальные свалки, существующие на территориях населённых пунктов области и не вошедшие в территориальную схему, должны быть ликвидированы органами местного самоуправления.
В перечне мест несанкционированного размещения отходов включено место накопления отходов г. Белогорск, ул. Калининская, в районе д. 60, площадью 0.03 га и объемом 90,4 тыс. куб.м. Указанная территория несанкционированного размещения отходов включает и место ликвидации ООО "ТранЭкоСервис" несанкционированной свалки по ул. Пролетарская, д. 65 А. Место несанкционированного размещения отходов по ул. Пролетарская, 65 А включено в территориальную схему, следовательно, должно быть ликвидировано силами регионального оператора ООО "ТрансЭкоСервис" за счет собственных средств.
Согласно пункту 16 Правил, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 17 Правил установлено, что если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Указанные нормы права предусматривают право регионального оператора на возмещение понесенных расходов только в том случае, если место несанкционированного размещения ТКО не вошло в территориальную схему, и обнаружено им самостоятельно.
В соответствии с Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018 - 2028 годов, утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 08.11.2017 N 527 (ред. от 27.02.2019), финансовым обеспечением Региональной программы являются средства консолидированного бюджета Амурской области; средства региональных операторов по обращению с ТКО; средства операторов по обращению с ТКО; заемные и иные средства (кредитные и лизинговые средства).
Мероприятия, реализуемые за счет средств регионального оператора и операторов по обращению с ТКО, будут финансироваться за счет собственных или привлеченных средств на основании собственных инвестиционных программ.
Перечень мест несанкционированного размещения отходов представлен в Приложении 4 к территориальной схеме обращения с отходами, учрежденной Министерством природных ресурсов Амурской области от 01.11.2017 N 260-ОД (вкладка "Несанкционированные места 2017"). В перечень мест несанкционированного размещения отходов вошли свалки, которые в соответствии с территориальной схемой подлежат обустройству в качестве мест накопления отходов, мест захоронения отходов (полигонов) или ликвидации региональным оператором, в том числе включено место накопления отходов г. Белогорск, ул. Калининская, в районе д. 60, площадью 0, 03 га и объемом 90,4 тыс. куб.м. Указанная территория несанкционированного размещения отходов включает и место ликвидации ООО "ТранЭкоСервис" несанкционированной свалки по ул. Пролетарская, д. 65 А.
Согласно ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Вступившим в законную силу решением Белогорского городского суда Амурской области от 11.07.2019 по делу N 2-1269/2019 на ООО "ТрансЭкоСервис" возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу очистить от бытового мусора территорию г. Белогорска Амурской области в районе дома, расположенного по адресу: ул. Пролетарская, 65 А.
Вышеуказанным решением было установлено, что несанкционированная свалка, расположенная в районе д. 65 "а" по ул. Пролетарской (д. 60, 62 по ул. Калининская) включена в территориальную схему обращения с отходами на территории Амурской области в период с 2018 по 2028 годы, утв. Приказом Министерства природных ресурсов от 01.11.2017 N 260-ОЗ, и, поскольку обязанность по уборке свалки возложена на регионального оператора ООО "ТрансЭкоСервис", указанное лицо следует признать надлежащим ответчиком по иску в части очистки территории от бытового мусора территории - ул. Пролетарская, 65А.
Таким образом, из сложившегося правоотношения, обстоятельств, установленных судебным актом суда общей юрисдикции, следует, что истец ликвидировал несанкционированную свалку по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Пролетарская, 65 А, понес расходы, предъявленные к взысканию в настоящему деле, в счет исполнения своих обязательств, не в счет исполнения обязанностей ответчика. Следовательно, на стороне Администрации отсутствует неосновательное обогащение.
Ссылки истца на положения Закона N 52-ФЗ, Закона N 7-ФЗ, ЗК РФ, Закона N 131-ФЗ подлежат отклонению, поскольку в спорном правоотношении подлежит применению Закон N 89-ФЗ, Правила, судебный акт суда общей юрисдикции, согласно которым обязанность очистить от бытового мусора территорию г. Белогорска Амурской области в районе дома, расположенного по адресу ул. Пролетарская, 65 А возложена на истца в рамках заключенного соглашения от 27.06.2018.
Суд считает, что принятие решения об удовлетворении требования по настоящему делу вступит в противоречие с решением Белогорского городского суда Амурской области от 11.07.2019 по делу N 2-1269/2019.
Подлежит отклонению и ссылка истца на выраженное в письме от 03.11.2020 N 1308/20 мнение лица, не участвующего в деле, - публично-правовой компании "Российский экологический оператор".
Судебные расходы по делу истцу не возвращаются и не возмещаются в силу ст. 110 АПК РФ.
Решение от 01.10.2020 по делу N А04-5933/2020 Арбитражного суда Амурской области подлежит отмене по безусловным основаниям (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
отменить решение от 01.10.2020 по делу N А04-5933/2020 Арбитражного суда Амурской области.
Отказать в иске.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5933/2020
Истец: ООО "ТрансЭкоСервис"
Ответчик: Администрация города Белогорска
Третье лицо: АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство природных ресурсов Амурской области, Министрество жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, МКУ "Управление жилищно-коммунального хазяйства администрации города Белогорск", Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хазяйства администрации города Белогорск", ООО "АВТОСИТИ", Шестой арбитражный апелляционный суд