г. Тула |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А09-1637/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Грошева И.П. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лисицыной О.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А09-1637/2020 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции, по исковому заявлению Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (г. Брянск, ИНН 3257008078, ОГРН 1133256012394) к муниципальному образованию город Брянск (г. Брянск, ИНН 3250067042, ОГРН 1063250032504) о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (далее - Региональный фонд капитального ремонта МКД Брянской области, истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к муниципальному образованию "городской округ город Брянск" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее - Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, ответчик) о взыскании 13 093 руб. 85 коп. долга по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г. Брянск, ул. Октябрьская, д. 7 за период: 01.09.2014 - 30.11.2019.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.07.2020 с Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации в пользу Региональный фонд капитального ремонта МКД Брянской области взыскано 13 093 руб. 85 коп. долга, а также 2000 руб. в возмещение судебных расходов.
Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.07.2020 по делу N А09-1637/2020, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт.
В обоснование своей жалобы заявитель ссылался на отсутствие в материалах дела доказательств подтверждающих, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности.
Заявитель жалобы указывал на то, что им в суде первой инстанции было сделано заявление о пропуске истцом срока исковой давности, однако, судом первой инстанции заявление ответчика рассмотрено не было.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению арбитражного дела N А09-1637/2020 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции.
Истцом при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по правилам, установленным для суда первой инстанции, истец поддерживал исковые требования.
Ответчик представил суд дополнение к апелляционной жалобе, в которой просил применить к заявленным истцом требованиям срок исковой давности, ссылается на то, что судом не был проверен составленный истцом расчет пени.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит отказать ответчику в применении к заявленным требованиям исковой давности, поскольку истец узнал о том, что спорное помещение находится в муниципальной собственности только 13.11.2019.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Брянска N 117 от 17.05.1994 утверждён перечень объектов жилого фонда, отнесённых к муниципальной собственности города Брянска. В этот перечень включен, в том числе, многоквартирный жилой дом по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Октябрьская, д. 7. На основании ордера N 171 серия СР от 25.03.1993 квартира N 58 в указанном доме предоставлена в наем гражданке Марочкиной Людмиле Федоровне.
Неисполнение ответчиком обязанности по внесению платежей на капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного жилого дома, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Жилое помещение (квартира N 58) общей площадью 35,8 кв.м. по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Октябрьская, д. 7 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Брянская городская администрация.
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Исходя из части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Брянской области" (2014-2043 годы) утверждена постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 802-п и опубликована в информационном бюллетене Правительства Брянской области "Официальная Брянщина" N 38/1 (174), 31.12.2013.
Таким образом, обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт у всех собственником помещений в многоквартирных домах, включенных в утвержденную региональную программу капитального ремонта, возникла в силу закона с 01.09.2014.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
В соответствии со статьями 195,196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса
В соответствии со статьей 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика задолженности по взносам на капитальный ремонт с 01.09.2014 по 30.11.2019 в сумме 13 093,85 руб.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ответчиком пропущен срок исковой давности в части требований за период с 01.09.2014 по январь 2017 года.
Согласно части 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Судом апелляционной инстанции не могут быть приняты доводы истца о том, что им не пропущен срок исковой давности, поскольку он узнал о том, что квартира находятся в муниципальной собственности только 13.11.2019.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается не только со дня, когда лицо узнало, но и со дня когда должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком.
Истец как организация созданная для целей сбора взносов на капитальный ремонт должн контролировать своевременность уплаты вносов на капитальный ремонт, в связи с чем с первой даты неуплаты взносов на капитальный ремонт в 2014 году, истец обязан был установить собственника спорной квартиры и предъявить ему требования о выполнении обязательств по уплате взносы.
Таким образом, истец должен был узнать о надлежащем ответчике в 2014 году.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает подлежащими удовлетворению требования о взыскании задолженности в сумме 7 364,06 руб. за период с февраля 2017 года по ноябрь 2019 года, а в остальной части требований оставлению без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции не могут быть приняты доводы ответчика об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих право муниципальной собственности на квартиру N 58 в доме N7 по ул. Октябрьской, в отношении которой истцом предъявлены требования о взыскании вносов на капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации города Брянска N 1117 от 17.05.1994 ( л.д.91 т.1) жилой дом N 7 по ул. Октябрьской г. Брянска был передан в муниципальную собственность.
Поскольку передан жилой дом N 7, то следует сделать вывод о том, что все квартиры, находящиеся в данном жилом доме, в том числе квартира N 58 были переданы в муниципальную собственность.
Ответчиком не представлено документов, подтверждающих, что указанная квартиры была отчуждена из муниципальной собственности в собственность других лиц.
Из материалов дела следует, что в квартире на основании ордера, выданного 25.05.1993 г., то есть на условиях договора социального найма проживает Марочкина Л.Ф., что также подтверждает, что квартира находится в муниципальной собственности.
Довод ответчика о том, что истцом неверно составлен расчет пени, судом не рассматривается, поскольку истцом не заявлялось требование о взыскании пени.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, с Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в пользу Регионального фонда капитального ремонта МКД Брянской области подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в сумме 1125 руб., а также с Регионального фонда капитального ремонта МКД Брянской области подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1313 рублей
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 09.07.2020 по делу N А09-1637/2020 отменить.
Взыскать с Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в пользу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области задолженность в сумме 7364 рублей 06 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1125 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1313 рублей
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1637/2020
Истец: Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области
Ответчик: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации
Третье лицо: Брянская городская администрация, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации