г. Саратов |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А12-14367/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2020 года.
|
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. коммунистическая, д. 28 А, ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 октября 2020 года по делу N А12-14367/2020
по заявлению акционерного общества "Волжский трубный завод" (404119, Волгоградская область, г. Волжский, проспект Металлургов, д. 6, ИНН 3435900186, ОГРН 1023401997101)
к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. коммунистическая, д. 28 А, ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555)
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности
заинтересованные лица: акционерное общество "Российский экспортный центр" (123610, г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 12, ИНН 7703376553, ОГРН 1157746363994), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (123317, г. Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2, ИНН 7705596339, ОГРН 1047796323123),
при участии в судебном заседании с использованием ВКС при содействии Арбитражного суда Волгоградской области:
представителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области - А.Н. Позняк по доверенности от 17.11.2020, выданной сроком до 31.12.2021, О.В. Фоминой по доверенности от 04.12.2020, выданной сроком до 31.12.2021,
представителя акционерного общества "Волжский трубный завод" - М.А. Азовцева по доверенности от 16.07.2020, выданной сроком до 31.12.2021, А.С. Бузевой по доверенности от 06.11.2020, выданной сроком до 31.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Волжский трубный завод" (далее - заявитель, АО "ВТЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (далее административный орган, УФК, Управление) N 18-31/412/2020 от 26.05.2020 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.08.2020 по ходатайству заявителя дела N А12-17262/2020, N А12-17816/2020, N А12-14367/2020 на основании ч. 2 и ч. 6 ст. 130 АПК РФ объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.10.2020 постановления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области о назначении административного наказания N 18-31/412/2020 от 26.05.2020, N 18-31/441/2020 от 29.06.2020, N 18-31/454/2020 от 29.06.2020 признаны незаконными и отменены.
Административный орган не согласился с принятым решением суда и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Обществу вменялось нарушение пп. "в" п. 3 Правил N 496. АО "ВТЗ" необоснованно получена субсидия на компенсацию части затрат на транспортировку продукции при несоблюдении условий ее предоставления, компенсированы затраты не предусмотренные Приложениями N 3 к соглашениям о предоставлении субсидии. На момент проверки АО "РЭЦ" и Минпромторгом России заявлений и документов Общества, не могла быть осуществлена их проверка на соответствие перечню затрат, приведенному в Приложениях N 3 к соглашениям о предоставлении субсидии, т.к. соответствующие соглашения о предоставлении субсидии на тот момент не были заключены, перечень затрат не определен. Вина Общества установлена и доказана. Общество не обращалось в Министерство и (или) АО "РЭЦ" с предложением о внесении изменений в соглашения. Датой нарушения является дата заключения соглашений, в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения оспариваемых постановлений не пропущен.
В судебное заседание явились представители АО "ВТЗ" и Управления Федерального казначейства по Волгоградской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Представители Управления Федерального казначейства по Волгоградской области огласили позицию по делу. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 октября 2020 года по делу N А12-14367/2020 считают незаконным и необоснованным, просят отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители акционерного общества "Волжский трубный завод" огласили позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражают. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 октября 2020 года по делу N А12-14367/2020 считают законным и обоснованным, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Предметом оспаривания являются постановления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области N 18-31/412/2020 от 26.05.2020, N 18-31/441/2020 от 29.06.2020, N 18-31/454/2020 от 29.06.2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по Волгоградской области, административный орган) от 28 января 2020 г. N 32-ОД "О назначении плановой выездной проверки АО "Волжский трубный завод", в соответствии с пунктом 4 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Волгоградской области в финансово-бюджетной сфере на 2020 год, утвержденного 31 декабря 2019 г., проведена выездная проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в Обществе за период с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2019 года (т. 1, л.д. 43-45).
В ходе проведения проверки административным органом установлены нарушения АО "ВТЗ" подпункта "в" пункта 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 496 (далее - Правила N 496), пункта 1.1, подпункта 3.1.1 Соглашений о предоставлении субсидий.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 13.03.2020 (т. 1, л.д. 51-75).
По указанным основаниям административным органом в отношении АО "ВТЗ" 13.05.2020, 15.06.2020 составлены протоколы об административном правонарушении.
Постановлениями УФК по Волгоградской области N 18-31/412/2020 от 26.06.2020, N 18-31/441/2020 от 29.06.2020, N 18-31/454/2020 от 29.06.2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 67 369,62 руб., 147 743,28 руб., 168 128,86 руб. соответственно.
АО "ВТЗ" с указанными постановлениями не согласилось и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу об отсутствии в действиях Общества вины во вменённом правонарушении, а также исходил из пропуска срока привлечения к административной ответственности по постановлениям N 18-31/412/2020 от 26.05.2020, N 18-31/441/2020 от 29.06.2020.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 496 (ред. от 21.12.2017) утверждены Правила о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции (далее - Правила N 496).
В соответствии с подп. "в" п. 3 Правил N 496 (в прежней редакции) субсидии предоставляются при соблюдении, в том числе, условия, что организация при осуществлении транспортировки продукции понесла затраты по контрактам на поставку продукции, требования к которым устанавливаются в агентском договоре и соглашении о предоставлении субсидии.
Из материалов дела следует, что АО "ВТЗ" обратилось в АО "Российский экспортный центр" с заявлениями о заключении Соглашений о предоставлении субсидий с приложением подтверждающих документов 29.03.2018 за период 4 квартал 2017 по январь 2018 (т. 2, л.д. 9), 27.06.2018 по водному транспорту с января 2018 по апрель 2018 (т. 7, л.д. 23), 03.09.2018 с мая по июль 2018 (т. 12, л.д. 71).
13.04.2018, 27.07.2018, 28.09.2019 даны заключения АО "Российский экспертный центр", в соответствии с которыми, по результатам проверки документов, представленных АО "ВТЗ" в соответствии с Правилами, АО "Российский экспертный центр" подтверждает полноту содержащихся в них сведений, их соответствие условиям и целям представления субсидий, а также расчет субсидий на сумму 152 454 155, 27 руб., 184 052 470, 81 руб., 209 577 773,06 руб. соответственно.
Между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), которому как получателю средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, АО "ВТЗ" (далее-получатель) и АО "Российский экспортный центр" (далее - Агент) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Правилами N 496 заключены Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции от 31.05.2018 г, N 020-11-2018-215 в размере 152 454 155,27 руб., от 27.09.2018 N 020-11-2018-697 в размере 184 052 470, 81 руб., 28.12.2018 N 020-11-2018-1473 в размере 209 577 773,06 руб.
В соответствии с пунктом 1.1 раздела I Соглашений его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2018 году Субсидии в целях возмещения части затрат Общества, связанных с транспортировкой высокотехнологичной продукции, определенных в Приложении N 3 к указанным Соглашениям, являющемуся их неотъемлемой частью.
Пунктом 3 Приложения N 3 к Соглашениям определен перечень затрат по перевозке продукции водным транспортом, на компенсацию которых предоставляется Субсидия, а именно:
-транспортировка продукции посредством водного транспорта (фрахт);
- погрузка и разгрузка продукции;
- аренда контейнеров;
- упаковка и крепление контейнеров.
В связи с заключенными соглашениями в 2018 году Минпромторгом России по Соглашению от 31.05.2018 г. N 020-11-2018-215 Обществу перечислены средства Субсидии в размере 152 454 155, 27 рублей; по Соглашению от 27.09.2018 N 020-11-2018-697 Обществу перечислены средства Субсидии в размере 184 052 470, 81 руб.; по Соглашению от 28.12.2018 N 020-11-2018-1473 Обществу перечислены средства Субсидии в размере 209 577 773,06 руб.
Как следует из материалов дела, Обществу компенсированы затраты по договорам перевалки и транспортной экспедиции труб, вывозимых с территории Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 602-11311Г, от 01 апреля 2018 N 602-11658Г заключенным с Публичным акционерным обществом "Новороссийский морской торговый порт" (далее - Порт).
В соответствии со счетами-фактурами, которые были предъявлены Обществом Агенту к компенсации по Соглашению от 31.05.2018 г, N 020-11-2018-215, по договору от 26 декабря 2016 г. N 602-11311Г Портом оказаны услуги Обществу на общую сумму 22 560 937,00 рублей счета-фактуры, в том числе:
- за перегрузку экспортного груза с внутрипортовым перемещением на общую сумму 18 350 335,52 руб.;
- за неполное транспортно-экспедиторское обслуживание груза - трубы в связках на общую сумму 4 077 885,16 рублей;
- за хранение открытое - трубы в связках на общую сумму 132 716,32 рублей.
Размер субсидии по указанным счетам-фактурам составил в общей сумме 18 048 749,60 рублей.
В соответствии со счетами-фактурами, предъявленными Обществом Агенту к компенсации по Соглашению от 27.09.2018 г, N 020-11-2018-697, по договору от 26 декабря 2016 г. N 602-11311Г Портом оказаны услуги Обществу на общую сумму 50 787 889,95 руб., в том числе:
- за перегрузку экспортного груза с внутрипортовым перемещением на общую сумму 41 553 934,83 руб.;
- за неполное транспортно-экспедиторское обслуживание груза - трубы в связках на общую сумму 9 233 955,12 рублей;
Размер субсидии по указанным счет-фактурам составил в общей сумме 40 630 311,96 руб.
В соответствии со счетами-фактурами, которые были предъявлены Обществом Агенту к компенсации по Соглашению от 28.12.2018 г, N 020-11-2018-1473, по договору от 01 апреля 2018 N 602-11658Г Портом оказаны услуги Обществу на общую сумму 57 794 205,65 руб., в том числе:
- за перегрузку экспортного груза с внутрипортовым перемещением на общую сумму 47 286 151,63 руб.;
- за неполное транспортно-экспедиторское обслуживание груза - трубы в связках на общую сумму 10 508 054,02 руб.;
Размер субсидии по указанным счет-фактурам составил в общей сумме 46 235 364,52 руб.
В оспариваемых постановлениях административный орган указывает, что Обществом в перечень затрат на перевозку продукции водным транспортом, на компенсацию которых предоставляется субсидия в соответствии с пунктом 3 Приложения N 3 к Соглашениям, не включены затраты на неполное транспортно-экспедиторское обслуживание груза и затраты на открытое хранение груза. Указанное, по мнению УФК, нарушает подпункт "в" пункта 3 Правил N 496, пункт 1.1, подпункт 3.1.1 Соглашений, поскольку в 2018 году Обществом из федерального бюджета получены субсидии на компенсацию части затрат на транспортировку продукции на общую сумму 19 162 088,47 рублей при несоблюдении условий ее предоставления, а именно компенсированы затраты, не предусмотренные Приложением N 3 к Соглашениям от 31.05.2018 N 020-11-2018-215, от 27.09.2018 N 020-11-2018-697, от 28.12.2018 N 020-11-2018-1473.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции и следует из положений заключенных соглашений от 31.05.2018 N 020-11-2018-215, от 27.09.2018 N 020-11-2018-697, от 28.12.2018 N 020-11-2018-1473, их положения регулируются Бюджетным Кодексом РФ и Правилами N 496.
В соответствии с подп. "в" п. 3 Правил N 496 (в прежней редакции) субсидии предоставляются при соблюдении, в том числе, условия, что организация при осуществлении транспортировки продукции понесла затраты по контрактам на поставку продукции, требования к которым устанавливаются в агентском договоре и соглашении о предоставлении субсидии.
В свою очередь, пп. "г" п. 3 Правил N 496 предусмотрено, что субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий: транспортировка продукции осуществлялась не ранее 1 октября года, предшествующего текущему финансовому году, от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации, до конечного пункта назначения автомобильным транспортом экологического класса не ниже 3-го, железнодорожным транспортом, водным транспортом, своим ходом, а также несколькими видами транспорта.
Перечень затрат, на компенсацию которых предоставляется субсидия, не был конкретизирован в 2018 году. Перечень затрат, на компенсацию которых предоставляется субсидия, был конкретизирован только в 2019 году постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 N 1214 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Пунктом 3.1.2. Соглашений предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидии при предоставлении Агентом в Минпромторг РФ документов, подтверждающих факт произведенных Получателем затрат, связанных с транспортировкой высокотехнологичной продукции, определенных в Приложении N 3, на возмещение которых предоставляется Субсидия, и иных документов в соответствии с пп. "в" п. 9 Правил предоставления субсидии.
Из пункта 3.2.2. Соглашений следует, что субсидия предоставляется при предоставлении Получателем Агенту документов в соответствии с Правилами предоставления субсидии в целях заключения настоящего Соглашения, которые одновременно являются документами, предоставляемыми для получения Субсидии.
Пунктом 4.1.2 Соглашений предусмотрено, что Минпромторг РФ осуществляет проверку предоставляемых Агентом документов, указанных в п. 3.1.2 настоящего соглашения, в том числе на соответствие их правилам предоставления субсидии, в течение 12 календарных дней со дня их получения от Агента.
Из пункта 4.5.1.1 Соглашений следует, что Агент обязуется направлять в Минпромторг заключение Агента о соответствии Получателя положениям, предусмотренным правилами предоставления субсидии с приложением предоставленных Получателем документов, предусмотренных п. 3.2.2 настоящего Соглашения.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 496 (ред. от 21.12.2017) утверждено Положение об осуществлении акционерным обществом "Российский экспортный центр" (Центр) функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции".
Центр выполняет функции агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий на основании агентского договора между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Центром о предоставлении субсидий.
Согласно п. 3 Положения в обязанности Агента входит проведение проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных организацией документах, а также их соответствие условиям и целям предоставления субсидии и направление в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заключения Центра о соответствии организации положениям, предусмотренным Правилами N 496, подписание соглашений при условии получения от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации уведомления о заключении соглашений и направление их в установленном порядке в Министерство для подписания.
В права и обязанности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации входит принятие в течение 12 календарных дней со дня получения заключения, предусмотренного абзацем вторым подпункта "а" настоящего пункта, решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии; подписание соглашения в течение 3 календарных дней после представления Центром соглашения, подписанного Центром и организацией.
Согласно п. 7 Правил N 496 Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии. Соглашение о предоставлении субсидии заключается организацией с АО "Российский экспортный центр" как агентом Правительства Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с п.п "е", "ж" п. 8 Правил N 496 в целях заключения соглашения организация не позднее 1 ноября текущего года представляет в Центр, среди прочего следующие документы: расчет размера субсидии по форме согласно приложению N 2; заверенные руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации документы, подтверждающие фактически понесенные затраты организации и их соответствие целям, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
Пунктом 9 Правил установлено, что Центр проверяет в течение 12 календарных дней со дня поступления заявления и документов, представленных в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также их соответствие условиям и целям предоставления субсидии и направляет организации уведомление о принятии документов для последующего направления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, а при несоответствии представленных организацией в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил документов целям и условиям, предусмотренным настоящими Правилами, или недостоверности содержащихся в них сведений возвращает организации заявление и представленные документы; направляет не позднее 15-го ноября текущего года в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заключение Центра о соответствии организации положениям, предусмотренным настоящими Правилами, с приложением представленных организацией заявления и документов.
Согласно п. 10 Правил N 496 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 12 календарных дней со дня получения заключения, предусмотренного подпунктом "в" пункта 9 настоящих Правил, принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии и уведомляет Центр о принятом решении; в течение 3 календарных дней после представления Центром соглашения о предоставлении субсидии, подписанного Центром и организацией, подписывает соглашение.
Пунктом 11 Правил N 496 предусмотрено, что Организации может быть отказано в предоставлении субсидии в случае: несоответствия представленных организацией документов положениям, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил, а также их непредставления (представления не в полном объеме); наличия в представленных организацией документах, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, недостоверной информации.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вопрос о наличии или отсутствии у того или иного хозяйствующего субъекта условий для получения субсидии решается на стадии предшествующей заключению Соглашения о предоставлении субсидий, суть которой состоит в проверке соответствия документов тем условиям, которые необходимы для получения субсидии.
Вместе с тем, проверка полноты и достоверности содержащихся сведений в документах на предоставлении субсидии, а также их соответствие условиям и целям предоставления субсидии является обязанностью Агента и Минпромторга России.
Как установлено материалами дела и следует из пояснений ООО "ВТЗ", Обществом уполномоченному органу представлены заявления с документами, подтверждающими понесенные затраты по перевозке продукции водным транспортом, в том числе и документы подтверждающие понесенные затраты на неполное транспортно-экспедиторское обслуживание груза и затраты на открытое хранение груза. Все документы проверены уполномоченным органом и приняты без замечаний. Общество итоговый расчет субсидии не производило, в связи с чем, добросовестно заблуждалось по перечню компенсированных затрат. После подписания соглашений Обществу перечислены на счет средства субсидии в целях компенсации понесенных затрат.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из материалов дела следует, что субсидия была предоставлена после оплаты Обществом соответствующих услуг и при наличии полного пакета обосновывающих документов. Заявления и документы проверены уполномоченными органами без возражений и замечаний. Соглашения подготавливались уполномоченным органом на основании заявлений и документов Общества.
Названные обстоятельства указывают на недоказанность виновности Общества во вменяемом нарушении применительно к ст. ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (постановление N 8-П от 24.05.2001 г., определение N 1286-О от 17.07.2012 г.) в Российской Федерации действует принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Соответственно, в рассматриваемом случае, Общество, приняв все зависящие от него меры, а именно, предоставив надлежащие документы, и получив субсидии по итогам их рассмотрения, было вправе полагать, что у уполномоченного органа нет претензий к условиям предоставления субсидии, вследствие чего, в рассматриваемой ситуации отсутствует вина Общества в совершении вменяемого правонарушения.
Указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N 305-АД18-14921.
На основании изложенного, подлежат отклонению доводы Управления о том, что Общество не обращалось в Министерство и (или) АО "РЭЦ" с предложением о внесении изменений в соглашения.
Учитывая изложенное, на основании имеющихся доказательств суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что административный орган не подтвердил наличие в действиях АО "ВТЗ" вины в совершении вменяемого правонарушения.
В соответствии с положениями статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях Общества вины в инкриминируемом правонарушении, подлежат отклонению, как несостоятельные и не подтверждённые материалами дела.
Статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 4.5 КоАП РФ срок давности по данной категории правонарушений составляет два года.
Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления.
Условия предоставления субсидии определяются в соглашении. До заключения соглашения невозможно нарушить условия предоставления субсидии, поскольку перечень затрат, компенсируемых организации за счет средств субсидии, не определен.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы, что датами правонарушений являются даты заключения соглашений о предоставлении субсидии. Соответственно, на момент вынесения оспариваемых постановлений, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Выводы суда об истечении срока давности по постановлениям N 18-31/412/2020 от 26.05.2020, N 18-31/441/2020 от 29.06.2020, являются необоснованными.
Однако указанный вывод суда не привел к принятию неверного решения.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания незаконными и отмене постановлений Управления Федерального казначейства по Волгоградской области о назначении административного наказания N 18-31/412/2020 от 26.05.2020, N 18-31/441/2020 от 29.06.2020, N 18-31/454/2020 от 29.06.2020 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на факты, которые не были бы исследованы судом первой инстанции и влияли на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 октября 2020 года по делу N А12-14367/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-14367/2020
Истец: АО "ВОЛЖСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Российский экспортный центр", Арбитражный суд Волгоградской области, МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ