г. Вологда |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А66-9434/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери" Зубцова И.А. по доверенности от 03.04.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери" на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 сентября 2020 года по делу N А66-9434/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери" (ОГРН 1146952014747, ИНН 6950185135; адрес: 170004, город Тверь, улица Строителей, дом 8, корпус 1, комната 23; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; адрес: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - управление) о признании незаконным решения от 26.05.2020 N 03-4/1-2733 ЛП об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тверьспецавтохозяйство" (ОГРН 1186952016822, ИНН 6952315887; адрес: 170041, город Тверь, улица Волынская, дом 65; далее - ООО "Тверьспецавтохозяйство").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 16 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что отходы, образующиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками на придомовой территории многоквартирных домов, относятся к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО). Полагает, что при определении нормативов накопления ТКО должны учитываться отходы, образующиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками. Указывает на то, что в нарушение действующего законодательства при утверждении нормативов накопления ТКО Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области не учитывались растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников). Ссылается на то, что в материалах антимонопольного дела отсутствует расчет и структура нормативов ТКО, классификация отходов по видам. Считает, что обращение с ТКО является коммунальной услугой, плата за которую вносится непосредственно региональному оператору по обращению с ТКО. Также указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность управляющей компании по сбору и вывозу каких-либо отходов, в том числе растительных отходов, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, плата за услуги по сбору, вывозу и утилизации ТКО с 01.01.2019 исключена из состава платы за содержание жилого помещения, соответственно, по мнению общества, именно региональный оператор при осуществлении деятельности по обращению с ТКО обязан вывозить отходы, образующиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками на придомовой территории многоквартирных домов, за счет оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, вносимой жителями соответствующего многоквартирного дома. Считает, что своими действиями ООО "Тверьспецавтохозяйство" навязывает обществу заключение договора в нарушение требований действующего законодательства, понуждает к оплате услуг, фактически уже входящих в плату за обращение с ТКО, что является нарушением антимонопольного законодательства.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Управление в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Управление и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество обратилось в управление с заявлением об отказе ООО "Тверьспецавтохозяйство" в вывозе отходов, образующихся при уходе за деревьями и кустами (далее - порубочные остатки) в рамках единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, установленного приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 28.03.2019 N 69-нп, навязывании тем самым невыгодных условий договора и нарушении установленного порядка ценообразования.
Из заявления общества и приложенных к нему документов следовало, что основанием отказа ООО "Тверьспецавтохозяйство" в вывозе порубочных остатков послужило их не соответствие определению ТКО, установленному Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Общество, руководствуясь Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, согласно которому растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками относятся к твердым коммунальным отходам (коды 7 31 300 00 00 0, 7 31 300 01 20 5, 7 31 300 02 20 5), указало, что в действиях ООО "Тверьспецавтохозяйство", являющегося региональным оператором по обращению с ТКО, имеется нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Управление, не установив признаков нарушения указанной нормы, решением от 26.05.2020 N 03-4/1-2733 ЛП отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещены действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание невыгодных условий договора (пункт 3) и нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ, под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (статья 16 ЖК РФ).
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), применяются в зависимости от принятого на территории субъекта Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр.
Отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, поскольку являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Из полученного управлением в ответ на свой запрос письма Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 11.03.2020 N 2764-10 следует, что нормативы накопления ТКО на территории Тверской области, в том числе в отношении МКД, утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 31.12.2019 N 9-нп с учетом позиции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, изложенной в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО", согласно которой растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников), не относятся к ТКО.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО. Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
Таким образом, при определении нормативов накопления ТКО на территории Тверской области с учетом вышеуказанных разъяснений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации учтен только уличный смет.
Вопреки доводам подателя жалобы, из Апелляционного определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российский Федерации от 23.01.2020 N АПЛ19-508 следует, что пункт 3 Правил N 269 не определяет иное понятие твердых коммунальных отходов и не приравнивает к ним образовавшийся при уборке придомовой территории уличный смет. Данный пункт устанавливает порядок учета твердых коммунальных отходов при уборке придомовой территории, к которым относится в том числе бытовой мусор, оставленный жителями, происхождение которого невозможно определить.
Порубочные остатки, образующиеся при уходе за деревьями и кустами, не отвечают указанным критериям.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ исполнителем работ (пункт 6.3.1).
Таким образом, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.
Данный вывод соответствует правовой позиции, отраженной в письмах Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802, от 21.07.2020 N 08-25-53/18336.
Вопреки доводам жалобы, указанный орган, в силу пунктов 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российский Федерации от 11.11.2015 N 1219, уполномочен давать разъяснения по вопросам, относящимся к сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, в том числе в области обращения с ТКО (за исключением вопросов тарифного регулирования).
Исходя из изложенного управление правильно не усмотрело в действиях ООО "Тверьспецавтохозяйство" признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно заключил об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16 сентября 2020 года по делу N А66-9434/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9434/2020
Истец: ООО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ТВЕРИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Тверьспецавтохозяйство"