Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2021 г. N Ф07-3002/21 настоящее постановление изменено
г. Санкт-Петербург |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А42-12857/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Семеновой А.Б., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: не явился (извещен)
- от ответчика: 1) не явился (извещен)
2) Беляева В.А. (доверенность от 12.11.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30911/2020) Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.09.2020 по делу N А42-12857/2019,
принятое по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" к
1) государственном унитарному предприятию "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" - дочернее предприятие государственного унитарного предприятия "Северо-Западное строительное управление Министерства обороны Российской Федерации"
2) Министерству обороны Российской Федерации
3-и лица:
1) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия;
2) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
3) Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации;
4) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области;
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к государственному унитарному предприятию "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" - дочернее предприятие государственного унитарного предприятия "Северо-Западное строительное управление Министерства Обороны Российской Федерации" (далее - Предприятие) о взыскании взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома в городе Мурманске Мурманской области по улице Садовая, д.9, (часть здания - общежитие, 3 480,9 кв.м) за период с октября 2016 года по октябрь 2019 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области; Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство о привлечении Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации соответчиком.
Судом в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ходатайство истца удовлетворено.
Решением суда от 10.09.2020 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Министерства просит решение отменить в части привлечения его к субсидиарной ответственности и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что в нарушение норм материального права суд первой инстанции установил субсидиарную ответственность Министерства, в то время как по своей организационно-правовой форме ГУП "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" - дочернее предприятие государственного унитарного предприятия "Северо-Западное строительное управление Министерства Обороны Российской Федерации", является унитарным предприятием.
Российская федерация, в лице Министерства не несет ответственность по обязательствам унитарного неказенного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества (п. 2 ст. 7 в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).
09.12.2020 в суд от представителя Предприятия поступил отзыв на апелляционную жалобу.
09.12.2020 от представителя Фонда поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Министерства настаивал на удовлетворении своей апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Мурманской области от 30.07.2013 N 423-ПП создан Фонд - региональный оператор, одной из функций которой является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах для формирования фондов капитального ремонта.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.10.2019 N 99/2019/291067158 право собственности на помещения (Комната, Жилое помещение, Часть здания - общежитие) общей площадью 3480 кв.м (кадастровый номер объекта 51:20:0003204:944), расположенные в многоквартирном доме N 9 по адресу: г.Мурманск, ул. Садовая, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (государственная регистрация права N 51-01/01-30/2002-1128 от 28.11.2002).
Право хозяйственного ведения указанных помещений передано Государственному унитарному предприятию "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" - дочернее предприятие государственного унитарного предприятия "Северо-Западное строительное управление Министерства обороны Российской Федерации".
Собственниками помещений указанных домов не принималось решение о способе формирования фонда капитального ремонта.
Фонд капитального ремонта дома формируется на счете регионального оператора. Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 169-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" утвержден размер минимального взноса для собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов, который составлял 1 рубль 00 копеек за 1 кв. м. площади для деревянных многоквартирных домов этажностью 3 и менее этажей и 3 рубля 00 копеек для прочих многоквартирных домов.
Постановлением Правительства Мурманской области от 30.11.2015 N 550-ПП утвержден размер минимального взноса для собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов, который составляет 2 рубля 00 копеек за 1 кв. м. площади для деревянных многоквартирных домов этажностью 3 и менее этажей и 6 рублей 00 копеек для прочих многоквартирных домов.
За период октябрь 2016 года - октябрь 2019 года взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов не оплачены, задолженность составила 486 768,60 руб.
25.10.2019 истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием в досудебном порядке оплатить задолженность. Отсутствие оплаты явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Не оспаривая наличие и размер задолженности Министерство в апелляционной жалобе ссылается исключительно на неправомерное привлечение его к субсидиарной ответственности.
Предприятием апелляционная жалоба не подана.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции проверяется только в обжалуемой ответчиком части.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Мурманской области от 25.11.2010 по делу N А42-8900/2009 ГУП "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" - дочернее предприятие государственного унитарного предприятия "Северо-Западное строительное управление Министерства Обороны Российской Федерации" признано банкротом.
В соответствии с представленной истцом выпиской право собственности на спорные помещения (Комната, Жилое помещение, Часть здания - общежитие) общей площадью 3480,9 м2 (кадастровый номер объекта 51:20:0003204:944), расположенные в многоквартирном доме N 9 по адресу: г.Мурманск, ул. Садовая, принадлежит Российской Федерации (государственная регистрация права N 51-01/01-30/2002-1128 от 28.11.2002).
Право хозяйственного ведения указанных помещений передано Государственному унитарному предприятию "Военно-морское строительное управление - "Севвоенморстрой" - дочернее предприятие государственного унитарного предприятия "Северо-Западное строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" 28.11.2002.
Государственной регистрации в силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами
В силу пункта 2 статьи 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Основания прекращения права собственности закреплены в статье 235 ГК РФ.
Спорное имущество собственник из хозяйственного ведения ответчика-1 не изъял, регистрация за государственным учреждением "1967 Отделение морской инженерной службы" (далее ГУ "1967 ОМИС") права оперативного управления до настоящего времени не произведена, в связи с чем, за ответчиком-1 продолжает сохраняться право хозяйственного ведения в отношении названных объектов.
Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области от 27.06.2005 N 89 указанное общежитие в составе другого имущества, находящегося в федеральной собственности, закреплены на праве оперативного управления за ГУ "1967 ОМИС". При этом вопрос об их изъятии у ГУП "ВМСУ "СВМС" в названном распоряжении не разрешался; регистрация прекращения права хозяйственного ведения ответчика-1 на общежитие не производилась.
Зарегистрированное в установленном порядке право хозяйственного ведения ГУП "ВМСУ "СВМС" на спорные объекты нельзя признать прекращенным.
Информация о подаче заявления о государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения ответчиком-1 на объекты недвижимого имущества в регистрирующий орган в адрес истца не представлена, а также отсутствует на сайте Росреестра.
Определением Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-8900/2009 установлено, что объект недвижимого имущества, расположенное по ул.Садовой, 9, в г.Мурманске, входит в конкурсную массу.
Учтивая фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что длительная передача спорного имущества и его правовая неопределенность привели к образованию задолженности по содержанию данного имущества, а именно неоплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома в городе Мурманске Мурманской области по улице Садовая, д.9, (часть здания - общежитие, 3 480,9 кв.м) за период с октября 2016 года по октябрь 2019 года с учетом уточнения требований, а взыскание указанной суммы в порядке субсидиарной ответственности не противоречит правилам статьи 56 ГК РФ и статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О несостоятельности (банкротстве)".
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.09.2020 по делу N А42-12857/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-12857/2019
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ГУП "ВОЕННО-МОРСКОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "СЕВВОЕНМОРСТРОЙ"-ДОЧЕРНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ, Бурыкин Илья Анатольевич
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2183/2022
02.12.2021 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-12857/19
20.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3002/2021
18.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30911/20
10.09.2020 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-12857/19