г. Москва |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А40-52382/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "КОМКОН-Логистика"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.07.2020 по делу N А40-52382/20
по заявлению ООО "КОМКОН-Логистика"
к МИФНС N 46 по г. Москве
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Лапицкий Ю.В. по дов. от 11.03.2020; |
от заинтересованного лица: |
Чиж А.А. по дов. от 06.10.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "КОМКОН-Логистика" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (далее - Инспекция, МИФНС России N 46 по г.Москве, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, послужившего основанием для внесения 25.05.2019 г. записи в ЕГРЮЛ N 6197747574843 в отношении ООО "РИТЕЙЛБИЗНЕСГРУПП" об исключении из ЕГРЮЛ, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об ООО "РИТЕЙЛБИЗНЕСГРУПП" (далее - Общество) как о действующем юридическом лице.
Решением суда от 23.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, с решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя налогового органа, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.02.2018 в ЕГРЮЛ в отношении ООО "РИТЕЙЛБИЗНЕСГРУПП" Инспекцией была внесена запись ГРН 8187746762382 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.
04.02.2019 было принято Решение N 15673 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "РИТЕЙЛБИЗНЕСГРУПП" из ЕГРЮЛ.
06.02.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН N 6197746336595 в отношении ООО "РИТЕЙЛБИЗНЕСГРУПП" о принятии решения о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности).
06.02.2019 сведения о предстоящем исключении ООО "РИТЕЙЛБИЗНЕСГРУПП" были опубликованы в Вестнике государственной регистрации, за номером ч.2 N 5 (721) от 06.02.2019/14519.
Кроме того, информация о предстоящем исключении размещена в открытом доступе на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в электронном сервисе "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента".
В течение трех месяцев после публикации сообщения в Инспекцию по адресу, указанному в публикации: 125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр.2, не поступало заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ООО "РИТЕЙЛБИЗНЕСГРУПП".
Поскольку заявления (по форме) от заинтересованных лиц в отношении ООО "РИТЕЙЛБИЗНЕСГРУПП" в срок не поступили, то Инспекцией 23.05.2019 в ЕГРЮЛ в отношении ООО "РИТЕЙЛБИЗНЕСГРУПП" внесена запись за ГРН 6197747574843 об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии сведений о недостоверности по решению регистрирующего органа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований истцом, суд первой инстанции исходил из соблюдения налоговым органом требований действующего законодательства при внесении в ЕГРЮЛ записи N ГРН 6197747574843 об исключении ООО "РИТЕЙЛБИЗНЕСГРУПП" из ЕГРЮЛ при наличии сведений о недостоверности по решению регистрирующего органа.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с п. 3 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу нормы п. 4 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Наличие обстоятельств, указанных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, является самостоятельным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Правовое регулирование, установленное ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
При определении правового положения коммерческих организаций как участников гражданского оборота и пределов осуществления ими своих прав и свобод законодатель обязан обеспечивать баланс прав и законных интересов участников гражданских правоотношений, в том числе кредиторов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П).
Нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ в упрощенном (внесудебном) порядке введены с целью актуализации данных ЕГРЮЛ путем его очистки от сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность.
Закон при этом предусматривает определенные гарантии как для юридического лица, подлежащего исключению так и выявления лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), и по которому согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ осуществляется связь с юридическим лицом.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 4 приказа Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Из толкования вышеприведенных норм следует, что проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, проводится в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности на основании получения, помимо заявления заинтересованного лица, иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений. При этом проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, может проводиться посредством проведения осмотра объектов недвижимости.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Таким образом, указанные выше нормы права в совокупности устанавливают для Инспекции алгоритм действий, предшествующий внесению записи о недостоверности сведений в отношении юридического лица в ЕГРЮЛ.
Применительно к ч. 1 ст. 268 АПК РФ определением апелляционного суда от 29.10.2020 на налоговый орган возложена обязанность представить в адрес апелляционного суда документы, подтверждающие соблюдение положений, изложенных в п. 6 ст. 11 Закона о государственной регистрации.
В нарушение требования апелляционного суда документы в установленный срок в суд не представлены.
В судебное заседание апелляционного суда 10.12.2020 представителем налогового органа запрашиваемые документы также не представлены.
Апелляционный суд считает, что в целях применения ч. 1 ст. 9, ст. 64, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ в отсутствие указанных документов налоговым органом не доказан факт соблюдения им требований абзаца 1 п. 6 ст. 11 Закона о государственной регистрации.
Поскольку юридическое лицо не может быть исключено без проведения процедуры на основании п/п "б" п. 5 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации из ЕГРЮЛ лицо, допущенное нарушение является безусловным основанием для признания незаконным действия налогового органа по исключению ООО "РИТЕЙЛБИЗНЕСГРУПП" из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность юридического лица.
Вышеизложенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что в силу ч. 1 ст. 268 АПК РФ позволяет апелляционному суду переоценить выводы суда.
На основании изложенного, оспариваемое решение суда подлежит отмене, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии оспариваемого решения и действий налогового органа требованиям действующего законодательства и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
В связи с вышеизложенным, заявленные требования ООО "КОМКОН-Логистика" подлежат удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы по делу подлежат распределению между сторонами в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.07.2020 по делу N А40-52382/20 отменить.
Признать недействительным решение МИФНС N 46 по г.Москве, послужившее основанием для внесения 25.05.2019 записи в ЕГРЮЛ N 6197747574843 в отношении ООО "Ритейлбизнесгрупп" ОГРН 1157746930956.
Взыскать с МИФНС N 46 по г.Москве в пользу ООО "КОМКОН-Логистика" расходы по госпошлине по иску 3000 руб., по апелляционной жалобе 1500 руб.
Возвратить ООО "КОМКОН-Логистика" из федерального бюджета 1500 руб. излишне оплаченной госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-52382/2020
Истец: ООО "КОМКОН-ЛОГИСТИКА"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 46 ПО Г. МОСКВЕ