Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2021 г. N Ф01-1016/21 настоящее постановление изменено
14 декабря 2020 г. |
А43-5227/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2020
по делу N А43-5227/2020,
принятое по заявлению Товариществу собственников недвижимости "Грузинская 37" (603006, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, д. 37А; ОГРН 1095260000220, ИНН 5260244590) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 20.01.2020 N 515-15-637/1/2019,
при участии в судебном заседании представителей:
Товарищества собственников недвижимости "Грузинская 37" - Сорокиной Е.В. по доверенности от 29.01.2020 сроком действия два года,
Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - Усякой Н.Т. по доверенности от 04.03.2020 N Исх-515-91725/20,
и установил:
Товарищество собственников недвижимости "Грузинская 37" (далее - ТСН "Грузинская 37", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, надзорного органа) от 20.01.2020 N 515-15-637/1/2019 в части возложения обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2019 год собственникам всех помещений многоквартирного дома N 37А по ул.Грузинская в г.Н.Новгороде с учетом площади нежилого помещения (машино-мест).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Макарова Наталья Георгиевна (далее - Макарова Н.Г.).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2020 заявленные требования удовлетворены, и ненормативный правовой акт в оспариваемой части признан недействительным. Одновременно суд взыскал с надзорного органа в пользу Общества судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, у Инспекции имелись основания для выдачи предписания, поскольку ТСН "Грузинская 37" нарушает требования жилищного законодательства. Суд первой инстанции не принял во внимание его доводы, не исследовал надлежащим образом представленные им доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
ТСН "Грузинская 37" в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы, изложенные в ней, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции и Товарищества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, в период с 10.01.2020 по 20.01.2020 с целью проверки информации, изложенной в обращении собственника (потребителя) жилого помещения дома N 37А по ул.Грузинская г.Нижнего Новгорода Макаровой Н.Г. о нарушении Товариществом требований жилищного законодательства, на основании приказа заместителя руководителя Инспекции от 16.12.2019 N 515-15-637/1/2019 уполномоченное должностное лицо надзорного органа провело внеплановую документарную проверку в отношении ТСН "Грузинская 37".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 20.01.2020 N 515-15-637/1/2019.
20.01.2020 по итогам проведения надзорных мероприятий Инспекция выдала Товариществу предписание N 515-15-637/1/2019 об устранении в срок до 20.02.2020 выявленных нарушений: произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2019 год собственникам всех помещений многоквартирного дома N 37А по ул.Грузинская в г.Н.Новгороде с учетом площади нежилого помещения (машино-мест).
Не согласившись с выданным надзорным органом предписанием, ТСН "Грузинская 37" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 153, 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.11.2013 N 885, от 06.05.2011 N 354 и исходил из того, что Инспекция не доказала законность и обоснованность предписания в оспариваемой части.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральным законом N 294 - ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечение и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Результат проверки оформляется актом.
Согласно статье 17 Федерального закона N 294-ФЗ должностные лица органов государственного контроля (надзора) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении соответствующих мероприятий.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона N 294-ФЗ.
В рассматриваемом случае надзорный орган осуществил проверочные мероприятия с целью проверки информации, поступившей от Макаровой Н.Г. о соблюдении порядка начисления платы за отопление.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885 (далее - Положение N 885), Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством, в том числе обязательных требований к соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, Инспекция выдала Товариществу предписание от 20.01.2020 N 515-15-637/1/2019 в пределах своих полномочий, предоставленных ей действующим законодательством.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (часть 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил N 354 под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
В силу пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена, в том числе коммунальная услуга отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В пункте 40 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Из буквального толкования норм, устанавливающих применение формулы 3(1) Правил N 354, при определении размера платы необходимо учитывать значение "S об", которое определяется как общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Установлено по делу, что ТСН "Грузинская 37" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Грузинская, д.37А.
Дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, что подтверждается паспортом на узел счета.
В подвальном помещении дома N 37А по ул.Грузинская расположено нежилое помещение П23 площадью 2001,4 кв.м (машино-места, кадастровый номер 52:18:0060067:746), находящееся в долевой собственности третьих лиц (выписка из ЕГРН от 10.05.2018 N52/128/02/2018-83021).
Согласно имеющимся в материалах дела квитанциям на оплату за услуги ЖКХ (том 1 л.д.83 оборот, 84) общая площадь всех жилых и нежилых помещений в рассматриваемом доме составляет 18276,77 кв.м, площадь жилых помещений- 12139,37 кв.м, площадь нежилых помещений- 4136 кв.м, площадь машино-мест- 2001,40 кв.м, отапливаемая площадь- 16090,47 кв.м.
В оспариваемом предписании Инспекция возложила на Товарищество обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2019 год собственникам помещений рассматриваемого многоквартирного дома с учетом площади нежилого помещения П23(машино-мест).
Со своей стороны Товарищество, не оспаривая факта не включения при расчете платы за отопление площади нежилого помещения П23, указывает на следующие обстоятельства:
согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию N RU5230300-129 от 30.09.2008 многоквартирный дом по ул. Грузинская, 37а, представляет собой жилой комплекс (три очереди строительства) с конторскими помещениями (офисами) и газовой котельной на кровле подземной автостоянки.
Подземная автостоянка является встроенно-пристроенным помещением; котельная расположена непосредственно над машино-местами N 1, 2, 3.
Подземная автостоянка имеет автономную систему отопления, не связанную с внутридомовой системой отопления многоквартирного дома. Трубы-радиаторы, проходящие по периметру помещения N П23, запитываются непосредственно от крышной котельной.
Трубопроводы горячей воды (теплоносителя), идущие от индивидуального теплового пункта по потолку помещения N П23 в котельную, заизолированы цилиндрами из минеральной ваты, толщиной 40 мм фирмы Rockwool на синтетическом связующем, кашированными алюминиевой фольгой и скрепленными скотчем.
Подземная автостоянка в состав общего имущества МКД не входит, является обособленным объектом, что установлено вступившим в законную силу решением Нижегородского районного суда от 18.01.2016 по делу N 2-22/2018.
В пункте 4 "Общих данных" проекта системы отопления рассматриваемого дома указано, что теплоснабжение здания запроектировано от котельной по ул. Грузинской. Магистральное трубопровода систем отопления жилой части и офисов запитываются от узла управления, расположенного в осях 9-11, Ж-Л на отм. -3.800.
Это место расположения индивидуального теплового пункта (ИТП), схема которого является неотъемлемой частью технической документации на систему отопления МКД, именно здесь установлен вычислитель количества теплоты ВКТ-7.
Вычислитель ВКТ-7 зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений РФ за N 23196-06, заводской номер 75274, соответствует техническим условиям ТУ 4217-036-50932134-2002 и признан годным для эксплуатации -свидетельство о приемке от 14.08.2009 - раздел 7 паспорта РБЯК.400880.036 ПС. Очередную поверку вычислитель прошел 03.07.2018, следующая поверка 03.07.2022.
Вычислитель ВКТ-7 учитывает только тепловую энергию, потребленную квартирами и офисами, и не учитывает тепловую энергию, потребленную подземной автостоянкой.
В подпункте 6 пункта 10 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) указано, что в случае, если помещения, находящиеся в одном здании, принадлежат двум и более лицам или используются ими, порядок заключения договора теплоснабжения определяется правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством РФ. Такими правилами является Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в РФ" (далее - Правила N 808).
Пунктом 6 Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в МКД" абзац 1 пункта 44 Правил N 808 изложен в новой редакции: в случае, если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение, то заявка о заключении договора теплоснабжения подается лицом, осуществляющим деятельность по управлению МКД в соответствии с жилищным законодательством в отношении МКД, за исключением нежилого помещения, а в отношении нежилого помещения - владельцем такого помещения в соответствии с настоящими Правилами. При этом объем потребления и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.
Этим же Постановлением пункт 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" дополнен абзацем, определяющим, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в МКД, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В абзаце 2 пункта 44 Правил N 808 определено, что в случае, если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом МКД по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
ТСН "Грузинская, 37" уведомило в апреле 2017 года собственников нежилых помещений о необходимости заключить прямые договоры, соответственно, через месяц прекратились правоотношения между Товариществом и собственниками нежилых помещений по предоставлению коммунальной услуги по отопления.
Договор теплоснабжения и поставки горячей воды для собственников жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме по ул. Грузинская, 37а, между собственником котельной ООО "Теплострой" и ТСН "Грузинская 37" утвержден Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 по делу N А43-27022/2018.
В преамбуле этого договора ООО "Теплострой" названо "Теплоснабжающей организацией", ТСН "Грузинская, 37" - "Исполнителем".
Согласно пунктам 1.1 и 2.1 договора тепловая энергия подается в многоквартирный дом по ул. Грузинская, 37а (в части жилых помещений) через присоединенную сеть трубопроводов с границей эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности), с точкой поставки в помещении котельной, то есть на крыше подземной автостоянки. Поставка тепловой энергии и горячей воды в нежилые помещения многоквартирного дома осуществляется на основании отдельных договоров, заключенных между "Теплоснабжающей организацией" и собственниками нежилых помещений.
В пункте 6.1 Договора определено, что "Исполнитель" обязуется оплачивать стоимость тепловой энергии и горячей воды на основании регулируемых тарифов, установленных региональной службой по тарифам Нижегородской области для ООО "Теплострой".
Тариф на тепловую энергию для ООО "Теплострой" на 2020 года утвержден Решением РСТ по Нижегородской области N 56/12 от 28.11.2019.
Количество и стоимость тепловой энергии, поставленной в рассматриваемый дом по ул. Грузинская, 37а, за период с 16.05.2018 по 31.12.2018 определены в мировом соглашении, утвержденном определением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.09.2019 по делу N А43-22125/2019; за период с 01.01.2019 по 06.05.2019 - Соглашением от 30.09.2019.
При этих обстоятельствах количество тепловой энергии распределялось между квартирами и офисами пропорционально отапливаемым площадям этих помещений без учета площади нежилого помещения П23.
В подтверждение своих доводов Товарищество представило в материалы дела документальные доказательства (том 1 л.д.98-135), которые не опровергнуты Инспекцией.
Однако оспариваемое предписание выдано Инспекцией без учета указанных Товариществом особенностей данного многоквартирного дома и исследования документальных доказательств, что свидетельствует о неполном исследовании надзорным органом обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения вопроса о наличии оснований для выдачи предписания.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для выдачи Товариществу предписания от 20.01.2020 N 515-15-637/1/2019, поскольку с его стороны отсутствует нарушение требований жилищного законодательства.
Вопреки требованиям статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция не доказала законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, не соответствует действующему жилищному законодательству и нарушает права и законные интересы Товарищества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявление ТСН "Грузинская 37".
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Товариществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с надзорного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба надзорного органа признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2020 по делу N А43-5227/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации надзорный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.09.2020 по делу N А43-5227/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-5227/2020
Истец: ТСН Грузинская 37
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: Макарова Наталья Георгиевна, Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода, Представитель ТСН "Грузинская 37" Сорокина Екатерина Владимировна