г. Москва |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А40-121203/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЦАТ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2020 по делу N А40-121203/20
по заявлению ООО "НОРМЕТ"
к ЦАТ
о признании незаконным бездействия
в присутствии:
от заявителя: |
Гурдюмов Р.П. по дов. от 03.07.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "НОРМЕТ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможни (ответчик, таможенный орган) о признании незаконным бездействия Центральной акцизной таможни, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора от 10.03.2020 в размере 707 250 руб. в отношении ввезенной декларации на товары (ДТ) N 10009199/230819/0005526 самоходной машины для работы в горных выработках и туннелях CHARMEC MC 605 DA (V), DJ 386; об обязании возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 707 250 рублей в отношении ввезенной декларации на товары (ДТ) N 10009199/230819/0005526 самоходной машины для работы в горных выработках и туннелях CHARMEC MC 605 DA (V), DJ 386; о признании незаконным бездействия Центральной акцизной таможни, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора от 10.03.2020 в размере 707 250 рублей в отношении ввезенной декларации на товары (ДТ) N 10009199/230819/0005526 самоходной машины для работы в горных выработках и туннелях CHARMEC MC 605 DA (V), DJ 387; об обязании возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 707 250 рублей в отношении ввезенной декларации на товары (ДТ) N 10009199/230819/0005526 самоходной машины для работы в горных выработках и туннелях CHARMEC MC 605 DA (V), DJ 387.
Решением от 30.09.2020 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель таможенного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 23.08.2019 общество ввезло через Северо-Западный акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни на территорию России Самоходные машины по ДТ N 10009199/230819/0005526.
В указанную дату самоходные машины были выпущены Таможенным органом для обращения на территории России "для внутреннего потребления".
Согласно пункту 2.1.1. Положения "О паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995, паспорт на самоходную машину должен быть оформлен и выдан должностными лицами ЦАТ не позднее дня завершения таможенного оформления и принятия решения о выпуске товара.
В соответствии с законом ввезенные ООО "НОРМЕТ" самоходные машины не являются объектом уплаты утилизационного сбора, поскольку не включены в Перечень самоходных машин, облагаемых утилизационным сбором, утвержденный Постановлением Правительства России от 06.02.2016 N 81.
На основании Приказа от 05 июля 2007 года N 815 "Об утверждении Положения о Северо-Западном акцизном таможенном посте (специализированном)" таможенный пост является обособленным подразделением Центральной акцизной таможни.
В связи с этим после уплаты утилизационного сбора ООО "НОРМЕТ" 10 марта 2020 года обратилось в ЦАТ с заявлениями о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 707 250 рублей в отношении каждой из самоходных машин.
Указанные заявления были получены ЦАТ 16.03.2020, что подтверждается отчетом системы отслеживания регистрируемой почтовой корреспонденции на официальном сайте АО "Почта России".
В письме от 15.04.2020 N 13-12/06886 ЦАТ указала, что ЦАТ не обладает компетенцией по рассмотрению заявлений о возврате денежных средств, но в любом случае, по мнению ЦАТ, самоходные машины, указанные в заявлениях ООО "НОРМЕТ" подлежат обложению утилизационным сбором.
Заявления на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в соответствии с Правилами возврата утилизационного сбора были надлежащим образом поданы в тот таможенный орган, через который осуществлен ввоз товара (ЦАТ) с приложением всех предусмотренных законом документов.
Посчитав, что ЦАТ незаконно уклоняется от принятия решения о возврате излишне уплаченного ООО "НОРМЕТ" утилизационного сбора, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Как верно указал суд первой инстанции, ввезенные обществом самоходные машины CHARMEC МС 605DA (V), 2019 года выпуска, согласно технической документации являются самоходной установкой для заряжания шпуров и скважин в горных выработках гранулированными взрывчатыми веществами, которая не предназначена для движения по дорогам общего пользования и создана на колесном шасси.
По общему правилу, за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (п.1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - "Закон об отходах производства и потребления").
Вместе с тем, виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном в Постановлении Правительства N 81 (п. 2 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления).
В силу прямого указания закона утилизационный сбор подлежит уплате в отношении не всех транспортных средств и самоходных машин, а только в отношении тех, виды и категории которых определены в Перечне, утвержденным Постановлением Правительства N 81.
Перечень не содержит такого вида и категории самоходных машин как "горно-шахтная машина" и, в частности, такого вида как "самоходная установка для заряжания гранулированными взрывчатыми веществами", следовательно, ввезенные ООО "НОРМЕТ" самоходные машины не являются объектом уплаты утилизационного сбора.
Перечень содержит вид и категорию самоходных машин, в отношении которых устанавливается утилизационный сбор.
В Перечне также указываются коды ТН ВЭД ЕАЭС, относящиеся к самоходным машинам, включенным в Перечень. При этом, исходя из структуры Перечня, коды ТН ВЭД ЕАЭС не являются самостоятельными характеристиками самоходных машин, а указываются в качестве вставных конструкций (в скобках), дополняющих такие характеристики самоходных машин как вид и категория.
Учитывая изложенное, из формулировок Перечня буквально следует, что утилизационный сбор устанавливается в отношении конкретной категории и вида самоходных машин и только в отношении тех машин соответствующего вида и категории, которые классифицируются по указанным в Перечне кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
Указанная позиция согласуется с правовой позицией изложенной в Определении Верховного суда России, принятыми в рамках требования ЦАТ о взыскании утилизационного сбора с общества в отношении самоходной машины CHARMEC, по делу N А56-158221/18.
При таких обстоятедльсвах, самоходные машины модели CHARMEC хоть и имеют код ТН ВЭД ЕАЭС 8705, который указан в Перечне, однако, не предназначены для содержания дорог, созданы на базе шасси колесных транспортных средств и поэтому не включены в Перечень и не являются объектом обложения утилизационным сбором.
Таким образом, уплаченный ООО "НОРМЕТ" в отношении самоходных машин утилизационный сбор является излишне уплаченным и подлежит возврату ООО "НОРМЕТ" в полном объеме при условии обращения в ЦАТ с заявлением о возврате утилизационного сбора и предоставлением указанных в законе документов.
Факт уплаты утилизационного сбора в размере 707 250 рублей в отношении каждой из самоходных машин (всего 1 414 500 рублей) подтверждается платежными поручениями N 211 от 27.01.2020 г. и N 212 от 27.01.2020, а также паспортами самоходных машин, содержащими указание на уплату в отношении каждой из самоходных машин утилизационного сбора.
Обществом соблюдена предусмотренная законом процедура обращения за возвратом излишне уплаченного утилизационного сбора.
Порядок возврата излишне уплаченного утилизационного сбора установлен Постановлением Правительства РФ N 81.
Согласно пункту 29 Постановления Правительства N 81 заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора подается плательщиком в таможенный орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора, в течение 3 лет со дня уплаты утилизационного сбора.
Паспорта самоходных машин N RU ТК 307395 и N RU ТК 307396 содержат отметку об уплате утилизационного сбора, проставленную именно ЦАТ.
На основании пункта 29 Постановления Правительства N 81 именно к ответчику общество должно было обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Пунктом 29 Постановления Правительства N 81 установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых вместе с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора. В частности, вместе с заявлением в таможенный орган представляются следующие документы:
а) документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационного сбора;
б) документы, позволяющие определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора;
в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление подается уполномоченным представителем плательщика.
Заявление было подписано Генеральным директором ООО "НОРМЕТ".
ООО "НОРМЕТ" были представлены все перечисленные выше документы, что подтверждается списком приложений к заявлению. Иные документы согласно Правилам возврата утилизационного сбора представлять не требуется.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое бездействие ответчика является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал таможенный орган в в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2020 по делу N А40-121203/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-121203/2020
Истец: ООО "НОРМЕТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ