Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф05-5925/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А40-187570/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.11.2020 г. по делу N А40-187570/20,
по заявлению Ассоциации профессиональных футбольных клубов "Футбольная Национальная Лига"
к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным уведомления, об установлении страхового тарифа
при участии:
от заявителя: |
Ляхов К.О. по доверенности от 22.07.2020; |
от заинтересованного лица: |
Каданцев А.А. по доверенности от 04.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация профессиональных футбольных клубов "Футбольная Национальная Лига" (далее - Заявитель, Ассоциация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заинтересованное лицо, ГУ МРО ФСС, Фонд) о признании недействительным, не соответствующим Федеральному закону от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. N 713, принятое Филиалом N 20 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении Ассоциации профессиональных футбольных клубов "Футбольная Национальная Лига" уведомление о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица от 21.05.2020 года об установлении страхового тарифа 2,1%; о признании недействительным ненормативного акта Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 03 сентября 2020 года N 05-11/7705-15335, которым Ассоциация профессиональных футбольных клубов "Футбольная Национальная Лига" (ОГРН 1117799000021) с 01.01.2020 года отнесена к 17 классу профессионального риска по коду ОКВЭД2 93.29 "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая", об обязании Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации установить Ассоциации профессиональных футбольных клубов "Футбольная Национальная Лига" с 01 января 2020 года размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере страхового тарифа 0,4%, соответствующего виду деятельности "Деятельность в области спорта прочая" (код по ОКВЭД 93.19).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2020 г. заявление Ассоциации профессиональных футбольных клубов "Футбольная Национальная Лига" удовлетворено частично. Суд обязал Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации применять в отношении Ассоциация профессиональных футбольных клубов "Футбольная Национальная Лига" с 01 января 2020 года страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,4%, соответствующий виду осуществляемой деятельности с кодом ОКВЭД 93.19 "Деятельность в области спорта прочая" с 3 (третьим) классом профессионального риска в размере 0,40% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору, в остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, ГУ МРО ФСС обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения требований Заявителя отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Фонда доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Ассоциации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 г. N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" предусмотрено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части; при непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений относительно проверки судом апелляционной инстанции только части судебного акта, от сторон по делу не поступило, в связи с чем, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в обжалуемой части.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Ассоциация в срок, установленный пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 года N 55, не представило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2020 г. с необходимыми документами.
В связи с чем Фондом 21.05.2020 г. в адрес Заявителя было направлено Уведомление от 21.05.2020 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год (далее - Уведомление), которым за основный вид его деятельности принят заявленный в ЕГРЮЛ с кодом ОКВЭД2 93.29 "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая", определен 17 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2,1% к начисленной оплате труда.
Уведомление, согласно представленной распечатки с сайта "Почты России" получено Заявителем 15.06.2020 г.
После получения Уведомления Заявителем 21.07.2020 г. в Фонд представлены справка-подтверждение основного вида экономической деятельности от 21.07.2020 г. и соответствующее заявление от 21.07.2020 г. с указанием основного вида деятельности в 2020 году ("Деятельность в области спорта прочая", код ОКВЭД 93.19) и доли дохода от этой деятельности в общем объеме выпушенной продукции и оказанных услуг (100%).
Указанный вид деятельности отнесен к классу профессионального риска с размером страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,4%.
Заявитель с установлением ему тарифа на обязательное социальное страхование на 2020 г. в размере 2,1% не согласился, в связи с чем обратился в суд с требованиями по настоящему делу.
В обоснование своей позиции Заявитель привел данные о том, что вид его деятельности не изменился, как и в предшествующие периоды, он осуществляет деятельность в области спорта прочая, соответствующую классу профессионального риска; заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы, хотя и с просрочкой, но представлены им в Фонд; причин просрочки представления сведений заявитель не указал, доказательств их уважительности в материалы дела не представил.
Фонд против доводов Заявителя возражал, ссылался на новую редакцию Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713 (в редакции постановления Правительства от 17.06.2016 г. N 551), предусматривающую в случае неподтверждения страхователем основного вида экономической деятельности, его отнесение к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении него в Едином государственном реестре юридических лиц. Так как страхователь основной вид экономической деятельности в установленный срок не подтвердил, то Фонд был вынужден отнести его к виду деятельности, имеющему максимальный класс профессионального риска (из заявленных им в ЕГРЮЛ), в связи с чем направленное в адрес Заявителя Уведомление является законным и обоснованным.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Обязанность по ежегодному подтверждению страхователями (юридическими лицами) основного вида деятельности (а также видов экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами) установлена пунктом 11 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713 (далее - Правила N 713).
Правовые последствия неисполнения обязанности по подтверждению страхователем основного вида экономической деятельности предусмотрены пунктом 13 указанных Правил, которые в редакции Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 г. N 551, вступившей в силу с 01.01.2017 г., предусматривают, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, то в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении него в Едином государственном реестре юридических лиц.
Указанное положение принципиальным образом отличается от ранее действовавшей редакции пункта 13 Правил, согласно которой страхователь, не подтвердивший основной вид экономической деятельности, подлежал отнесению к виду деятельности, имеющему наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности. Данная редакция пункта 13 Правил не предусматривала, каким именно образом должен устанавливаться вид деятельности с более высоким классом, к которому должен быть отнесен страхователь; из буквального содержания пункта следовало, что нужно ориентироваться на в действительности осуществляемую им деятельность (данного подхода придерживалась и судебная практика - постановление Президиума ВАС от 05.07.2011 г. N 14943/10). В то время как новой редакцией пункта 13 Правил установлен формальный подход: выбор вида деятельности для целей определения класса профессионального риска производится органами Фонда исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.
В связи с чем, начиная с 2017 года органы Фонда в случае неподтверждения страхователями основного вида экономической деятельности, определяют вид экономической деятельности для целей определения класса профессионального риска исходя из данных о кодах ОКВЭД, заявленных в ЕГРЮЛ самим юридическим лицом, выбирая из них код с наиболее высоким классом, т.е. руководствуются предусмотренным пунктом 13 Правил формальным подходом.
Указанные Правила детализированы Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 года N 55, который в 2017 году также с учетом Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 г. N 551 действует в редакции приказа Минтруда России от 25.01.2017 г. N 75н (далее - Порядок).
Порядком установлены конкретные сроки подтверждения страхователями основного вида экономической деятельности (до 15 апреля текущего года); перечень подлежащих представлению в Фонд документов для подтверждения; определены действия Фонда как в случае подтверждения страхователем деятельности, так и в случае непредставления им заявления и документов.
Так, пунктом 3 указанного Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
Из пункта 5 указанного Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 25.01.2017 г. N 75н, с учетом постановления Правительства РФ от 17.06.2016 г. N 551) следует, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
В рассматриваемом случае Фонд, не получив от Заявителя в срок до 15.04.2019 г. Заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы, в полном соответствии с пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713, и пункте 5 указанного Порядка, направил Заявителю оспариваемое Уведомление от 21.05.2020 г., которым за основный вид его деятельности принял указанный в ЕГРЮЛ вид деятельности с самым высоким классом профессионального риска "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая" с кодом ОКВЭД 93.29, определил 17 класс профессионального риска и установил страховой тариф в размере 2,1%.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно статье 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ) расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. При этом представляемые страхователями территориальным органам Фонда ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам составляются нарастающим итогом, и содержат данные об исчисленных и уплаченных взносах, начиная с начала расчетного периода, а также о применяемой ставке страховых взносов.
Предусмотренный пунктом 3 Порядка срок подтверждения основного вида экономической деятельности (15 апреля) соотнесен со сроком представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период - первый квартал: к моменту получения расчета Фонд должен располагать документами, подтверждающими правомерность применяемой страхователем ставки страховых взносов, на это и направлен установленный срок подтверждения.
Однако факт представления данных документов за пределами срока (но в пределах расчетного периода, и более того - в пределах срока камеральной проверки расчета за первый отчетный период) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным. С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством не предусмотрено.
Так, пункт 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 г. N 551), предусматривающий отнесение страхователя к виду деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска исходя из кодов ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ (в случае непредставления им подтверждающих документов в срок), тем не менее, подразумевает выбор из фактически осуществляемых им видов экономической деятельности, на что указывает использованная формулировка: "осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности".
Судом первой инстанции правильно учтено, что в пункте 13 Правил использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь_не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности_.", вместо формулировки "если страхователь_не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок". Тем самым содержащееся в пункте 13 положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного статьей 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
С учетом изложенного содержащее в пункте 5 Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 25.01.2017 г. N 75н) положение о том, что "если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности" суд считает не соответствующим пункту 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), неоправданно ограничивающим права страхователей и приводящим к возложению на них не предусмотренных Правилами и Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ обязанностей.
В связи с чем подлежит применению ненормативный акт, имеющий большую юридическую силу - утвержденные постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713 Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
С учетом вышеизложенного подхода судом производится оценка обстоятельств, приводимых Ассоциации в обоснование уточненных требований.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ, в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска (статья 21 и пункты 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ). Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правила предусмотрено, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 г. N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Ассоциация в предыдущих периодах осуществляла основной вид экономической деятельности "Деятельность в области спорта прочая", код ОКВЭД 93.19, представляя в Фонд соответствующие заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами в соответствии с пунктом 11 Правил N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска".
Однако, в 2020 года в срок, установленный в пункте 3 Порядка Заявитель не представил в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами, что повлекло вынесение Уведомления от 21.05.2020 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и с 2020 года установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2,1%, что соответствует виду экономической деятельности ОКВЭД 93.29 "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая", имеющей наиболее высокий класс профессионального риска (17 класс).
Заявитель пояснил, что поскольку никогда не осуществлял вид деятельности "Деятельность в области спорта прочая", ОКВЭД 93.29; уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях от 21.05.2020 г. с установлением основного вида деятельности "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая" являются незаконными и необоснованными, поскольку Заявителем данная деятельность не осуществляется.
Согласно ЕГРЮЛ основным видом деятельности заявителя в период с 2011 года является "Деятельность в области спорта прочая" с кодом ОКВЭД 93.29. В качестве дополнительных видов деятельности в ЕГРЮЛ заявлены: "58.11 "издание книг"; 58.19 "виды издательской деятельности прочие"; 60.10 "Деятельность в области радиовещания"; 60.20 "деятельность в области телевизионного вещания"; 63.11 "деятельность по обработке данных, представление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность"; 63.11.1 "деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов"; 70.22 "консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления"; 93.11 "деятельность спортивных объектов"; 93.29 "деятельность зрелищно-развлекательная прочая".
Основной вид деятельности Ассоциации - ""Деятельность в области спорта прочая", код ОКВЭД 93.19, относится к классу профессионального риска, что с учетом положений статьи 1 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" соответствует страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,4% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
По общему правилу, коммерческие организации обладают универсальной правосубъектностью, в связи с чем, они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации). Факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых (дополнительных) видов экономической деятельности не означает, что в действительности эти виды деятельности осуществляются организацией; указание дополнительных видов деятельности означает лишь право на занятие указанной деятельностью, в том числе в будущем.
Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, так как наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков. При этом согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми реальными условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица. Согласно пункту 4 части 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Тем самым, законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию. Иной подход означал бы, что обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхования от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
Согласно статье 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах расчетного периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
21.07.2020 г. Ассоциация представила в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением необходимых документов, с нарушением установленного Порядком срока.
Основной вид деятельности, фактически осуществляемой заявителем "Деятельность в области спорта прочая", код ОКВЭД 93.19 за периоды с 2011 года подтверждается следующими документами: Уведомлением от 15.04.2019 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год; Уведомлением от 12.04.2018 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год; Уведомлением от 06.04.2017 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год.
По итогам 2019 года основным видом деятельности, осуществляемой Ассоциацией является "Деятельность в области спорта прочая" ОКВЭД 93.19- выручка от которых за 2019 г. составила 100% от общего объема оказанных услуг.
Заявитель также пояснил, что никогда не осуществлял вид деятельности - "ОКВЭД 93.29 "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая". Оборот по виду экономической деятельности - ОКВЭД 93.29 "Деятельность зрелищно-развлекательная прочая" за периоды с 2011 по 2019 годы, у него отсутствует.
Так как фактически осуществляемый в 2019 году, основной вид деятельности Заявителя "Деятельность в области спорта прочая" ОКВЭД 93.19, относится к классу профессионального риска, что отражено в представленном (пусть и с нарушением установленного срока) Фонду заявлении о подтверждении основного вида осуществляемой деятельности, то с учетом положений статьи 1 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ, в отношении Ассоциации на период 2020 года подлежит применению страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,4% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Факт представления документов, подтверждающих основной вид деятельности за пределами установленного срока (но в пределах расчетного периода) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности Ассоциации ставки страховых взносов (согласно подпункты 7, 19 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством РФ не предусмотрено.
Судом правильно учтено, что в пункте 13 Правил N 713 использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности....", вместо формулировки "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок".
Тем самым содержащееся в пункте 13 Правил N 713 положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного статьей 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
Согласно пункта 1 статьи 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ, камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика, в т.ч. представленных для подтверждения основного вида осуществляемой деятельности даже за пределами установленного срока.
Учитывая изложенное, по итогам рассмотрения дела требования Заявителя об обязании Фонда применять в отношении него страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2020 год, соответствующий виду осуществляемой деятельности с кодом ОКВЭД 93.19 с классом профессионального риска в размере 0,4% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору, в связи с представлением 21.07.2020 г. заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности подлежат удовлетворению.
Удовлетворение данного требования и возложение на Фонд обязанности применять в отношении Ассоциации на период 2020 год страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствующий виду осуществляемой деятельности с кодом ОКВЭД 93.19 с классом профессионального риска в размере 0,4% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору является, по мнению суда, достаточным для обеспечения соблюдения прав Общества на применение страхового тарифа, соответствующего фактически осуществляемой им деятельности.
При этом фактически, несмотря на отказ суда в удовлетворении требований о признании недействительным уведомлений Фонда, они фактически исполнению не подлежат (являются недействующими) вследствие удовлетворения судом требования об обязании применять в отношении Ассоциации профессиональных футбольных клубов "Футбольная Национальная Лига" страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2020 год в размере 0,4% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно обязал Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации применять в отношении Ассоциация профессиональных футбольных клубов "Футбольная Национальная Лига" с 01 января 2020 года страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,4%, соответствующий виду осуществляемой деятельности с кодом ОКВЭД 93.19 "Деятельность в области спорта прочая" с 3 (третьим) классом профессионального риска в размере 0,40% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о частичном удовлетворении заявления Ассоциация профессиональных футбольных клубов "Футбольная Национальная Лига".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.11.2020 по делу N А40-187570/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187570/2020
Истец: АССОЦИАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ "ФУТБОЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИГА"
Ответчик: ГУ Московское региональное отделение ФСС РФ Филиал N 20