Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 апреля 2021 г. N Ф06-1712/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А57-6544/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болаткалиевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФООД" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2020 года по делу N А57-6544/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФООД" (ОГРН 1186313065620, ИНН 6330082980, Самарская область, г. Чапаевск)
к муниципальному автономному образовательному учреждению "Начальная общеобразовательная школа с. Ивановка" Балаковского района Саратовской области (ОГРН 1026401414478, ИНН 6439036075, Саратовская обл., Балаковский район, с. Ивановка),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ИП Болякин Владислав Юрьевич (Саратовская область, Балаковский район, г. Балаково),
о признании недействительным и исключении пункта 7.2.7. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАОУ "Начальная общеобразовательная школа с. Ивановка",
при участии в судебном заседании:
- от муниципального автономного образовательного учреждения "Начальная общеобразовательная школа с. Ивановка" Балаковского района Саратовской области представитель Янгалычина Альфия Равилевна, действующая на основании доверенности от 15.06.2020, выданной сроком на один год,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ФООД" (далее - ООО "ФООД", общество) к муниципальному автономному образовательному учреждению "Начальная общеобразовательная школа с. Ивановка" Балаковского района Саратовской области (далее - МАОУ НОШ с. Ивановка, учреждение) с исковыми требованиями о признании недействительным пункта 7.2.7. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного образовательного учреждения "Начальная общеобразовательная школа с. Ивановка" Балаковского района Саратовской области и обязании исключить из данного Положения пункт 7.2.7. "Оказание услуг по организации питания в образовательных учреждениях"; о признании совершенной закупки (торги) заказчика МАОУ "Начальная общеобразовательная школа с. Ивановка" по размещению заказа N 32008770552 с начальной ценой контракта в 865 351 руб. 78 коп. у единственного поставщика (исполнителя) договора от 16.01.2020, заключенного по результатам закупки с единственным поставщиком, недействительными.
Определением суда от 20.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечен индивидуальный предприниматель Болякин Владислав Юрьевич.
Решением Арбитражного суда Саратовской области 22.09.2020 производство по делу А57-6544/2020 в части исковых требований о признании совершенной закупки (торги) заказчика МАОУ "Начальная общеобразовательная школа с. Ивановка" Балаковского района Саратовской области по размещению заказа N 32008770522 с начальной ценой контракта в 865 352 руб. 78 коп. у единственного поставщика и признании договора от 16.01.2020, заключенного МАОУ "Начальная общеобразовательная школа с. Ивановка" Балаковского района Саратовской области по результатам закупки N 32008770522 с единственным поставщиком, недействительными прекращено в связи с отказом истца от иска.
В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что пункт 7.2.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ "Начальная общеобразовательная школа с. Ивановка", предусматривающий возможность закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным и нарушает права и законные интересы ООО "ФООД", поскольку приводит к ограничению конкуренции. Считает, что судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права и не была учтена сложившаяся правоприменительная практика.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в котором выразил согласие с принятым судебным актом.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Протоколом Наблюдательного Совета МАОУ НОШ с. Ивановка от 25.09.2019 N 8 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного образовательного учреждения "Начальная общеобразовательная школа с. Ивановка" Балаковского района Саратовской области (далее - Положение о закупке).
Аналогичное Положение утверждено Протоколом Наблюдательного Совета МАОУ НОШ с. Ивановка от 03.06.2020 N 9.
Разделом 7 названного Положения предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Согласно пункту 7.1. раздела 7 Положения под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику, исполнителю, подрядчику.
Пунктом 7.2. раздела 7 Положения о закупке установлен исчерпывающий перечень случаев возможности закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в случае оказания услуг по организации питания в образовательных учреждениях (подпункт 7.2.7.).
В целях обеспечения питания воспитанников 16.01.2020 ответчик в Единой информационной системе разместил извещение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) N 32008770522 с начальной (максимальной) ценой договора 865 351,78 руб.
16.01.2020 между ответчиком и ИП Болякиным В.Ю. был заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг по организации питания N 1.
По мнению истца, проведенная заказчиком закупка у единственного поставщика была проведена с нарушением норм законодательства о закупках, выразившемся в проведении закупки без конкурентных процедур, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, руководствуется следующим.
В силу статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 5 статьи 17).
Однако по смыслу названной нормы, установленные ею ограничения распространяются на конкурентные способы закупки, а не на закупки, осуществляемые у единственного поставщика.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, бюджетными учреждениями (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 названной статьи положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В части 3 статьи 3 Закона о закупках раскрыто понятие конкурентной закупки.
Частью 3.2. данной статьи предусмотрено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Согласно статье 3.6. Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Таким образом, Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе возможность закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В соответствии с Уставом учреждения целью его деятельности является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего образования. Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения.
Поскольку ответчик является муниципальным автономным образовательным учреждением, при проведении закупок товаров он руководствуется нормами Закона о закупках, а также утвержденным в соответствии с этим законом Положением о закупках.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502, в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.
Таким образом, предусмотрев в Положении о закупках возможность осуществления закупки товаров у единственного поставщика при организации питания в образовательном учреждении, ответчик действовал в рамках своей уставной деятельности; данное Положение разработано в соответствии с требованиями Закона о закупках и ему не противоречит.
Вопреки доводам жалобы проведение закупки данным способом с соблюдением всех требований действующего законодательства само по себе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением Закона о защите конкуренции.
Довод апеллянта относительно антиконкурентного соглашения между МАОУ НОШ с. Ивановка и исполнителем услуг питания ввиду значительного количества аналогичных исков ООО "ФООД" к иным заказчикам, у которых, по мнению истца, имеются идентичные нарушения, апелляционная коллегия считает несостоятельным, поскольку данные обстоятельства не относятся к предмету рассматриваемого спора.
Кроме того, наличие антиконкурентных соглашений устанавливается в ходе проверки антимонопольным органом.
ООО "ФООД" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области с жалобой на действия ответчика, выразившиеся во включении в Положение пункта 7.2.7 как несоответствующего Закону о закупках, не обращалось, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о наличии права у МАОУ НОШ с. Ивановка самостоятельно определять способы закупки, предусмотренные законодательством, не ограничиваясь только конкурентными способами, апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что обжалуемый пункт Положения является законным.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований истца судом первой инстанции правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и основаны на неверном толковании норм материального права, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2020 года по делу N А57-6544/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л. Ю. Луева |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6544/2020
Истец: ООО "ФООД"
Ответчик: МАОУ "НОШ с. Ивановка"
Третье лицо: ИП Болякина Владислава Юрьевича