город Ростов-на-Дону |
|
22 декабря 2020 г. |
дело N А32-29489/2020 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Филимонова С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2020 по делу N А32-29489/2020
по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о взыскании излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым (далее - истец, Фонд, ТФОМС Республики Крым) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик, Росприроднадзор) о взыскании излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 22 791,08 руб.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 19.10.2020 Арбитражный суд Краснодарского края взыскал с Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым задолженность излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 22 791,08 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Росприроднадзор просит отменить решение суда, ссылаясь то, что действующее законодательство не содержит специальной нормы, определяющей срок давности возврата/зачета излишне уплаченных сумм за негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, в данном случае применяется общий срок исковой давности - 3 года. Таким образом, истцом пропущен срок давности возврата сумм, уплаченных за 2016 год, так как требование о возврате Фонд заявил лишь 21.04.2020.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 07.09.2018 ТФОМС Республики Крым направил в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду исх. N 3973 от 07.09.2018.
В связи с реорганизацией в форме присоединения Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю является правопредшественником Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
19.10.2018 истцом был получен ответ (исх. N 1/06-4561 от 11.10.2018) о проведенной ответчиком совместной с истцом сверки взаиморасчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее также - НВОС) за 2016, 2017 гг., и предоставлены акты сверки NN 305/091018, 306/091018.
Согласно указанным выше актам сверки, по состоянию на 19.01.2018 ТФОМС Республики Крым была осуществлена переплата за НВОС в пользу ответчика в размере 22 791 рубль 08 копеек. Оплата истцом вышеуказанной суммы подтверждается платежными поручениями N 346619 от 19.04.2016, N 898463 от 20.07.2016, N 575195 от 19.10.2016, N 513022 от 11.07.2017, N 178154 от 02.10.2017, N 59214 от 19.01.2018 (копии прилагаются).
20.11.2018 ТФОМС Республики Крым в адрес ответчика направлено заявление о возврате излишне уплаченных сумм за НВОС (исх. N 5300 от 20.11.2018).
В письме от 20.12.2018 N 1/06-5675 ответчик указал, что порядок зачёта и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающею среду находится на стадии разработки Росприроднадзором, в связи с чем ответчик рекомендовал истцу обратиться после утверждения соответствующего порядка.
Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 утвержден порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2019 N 55737) (далее - Порядок N 334), который вступил в законную силу 07.09.2019.
09.04.2020 ТФОМС Республики Крым повторно направил заявление о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (исх. N 1132 от 09.04.2020).
Ответ на обращение N 1132 от 09.04.2020 ТФОМС Республики Крым получен не был.
03.06.2020 ТФОМС Республики Крым направил обращение относительно необходимости рассмотреть ранее направленное заявление (исх. N 1132 от 09.04.2020).
По состоянию на 26.06.2020 денежные средства, излишне уплаченной платы за НВОС на счет ТФОМС Республики Крым не поступали.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления.
В соответствии с частью 1 статьи 16.1. Федерального закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Частью 10 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (далее соответственно - Правила N 255, Постановление).
Пунктом 3 Постановления предусмотрено, что Правила применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 г.
Согласно абзаца 3 пункта 5 Правил N 255 при размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы но обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 ТФОМС Республики Крым относится к объектам IV категории.
Согласно части 1 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие па окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 16.5 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 16.5 Федерального закона N 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.
Пунктом 36 Правил N 255 предусмотрено, что сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
Пунктом 5 Порядка N 334 предусмотрено, что зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора на основании заявления лица, обязанного вносить плачу, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы (рекомендуемый образец заявления приведен в приложении 2 к Порядку) в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Росприроднадзора заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Согласно пункта 6 Порядка N 334 заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора. К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату. Пунктом 9 Порядка N 334 установлено, что в случае принятия территориальным органом Росприроднадзора решения о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода лицу, обязанному вносить плату, направляется решение о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода (по форме согласно приложению 4 к Порядку N 334). Решение о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода направляется территориальным органом Росприроднадзора лицу, обязанному вносить плату, в течение 3 рабочих дней после подписания. В случае принятия территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы лицу, обязанному вносить плачу, возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится территориальным органом Росприроднадзора только после зачета сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет погашения задолженности (недоимки), пеней, начисленных на сумму задолженности, в случае наличия у лица, обязанного вносить плату, таких задолженностей (пункт 10 Порядка N 334).
Изложенные выше положения предусматривают основания и порядок возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, с учетом действующего законодательства, сумма, уплаченная Истцом за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за период 2016-2017 гг., в размере 22 791,08 руб., подлежит возврату со стороны Ответчика в пользу ТФОМС Республики Крым.
Ответчиком не оспаривается факт переплаты со стороны Истца согласно актам сверки N N 305/091018, 305/091018, однако им не было совершено каких-либо действий для возврата указанной суммы.
Бездействие Ответчика в части возврата суммы излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исходя из положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебной защите подлежит нарушенное право.
Руководствуясь вышеизложенным, а также статями 16.1, 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 36 правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, пунктами 5-6, 8-10 порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334, статьями 4, 41, 59, 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, При этом отдельно необходимо отметить, что существующее нормативное регулирование (Правила N 255) в случае подачи заявления предполагают только либо возврат, либо зачет, но в счет предстоящих платежей.
Отсутствие установленного порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду не может лишать заявителя возможности воспользоваться правом, установленным статьей 16.5 Федерального закона N 7-ФЗ.
По смыслу статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы в природную среду веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 05.03.2013 N 5-П указал, что эти платежи являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия; они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.
Факт наличия переплаты в указанной сумме подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями, расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Довод Росприроднадзора о пропуске срока давности возврата сумм за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченных за 2016 год, отклоняется апелляционным судом.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 16772/09 по делу N А78-18/2009 разъяснено, что Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает такого сбора как плата за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому его положения, в том числе в части срока давности на обращение в суд с требованием о взыскании указанной платы, не подлежат применению, а применяется предусмотренный статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности в три года.
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Наличие переплаты выявлено 19.10.2018, о чем свидетельствует письмо от 19.10.2018 (исх. 1/06-4561 от 11.10.2019), следовательно, срок исковой давности не пропущен.
Поскольку доказательств возврата излишне перечисленных открытым ТФОМС Республики Крым денежных средств Росприроднадзор не представлено, сумма ошибочно уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 22 791,08 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, решение суда от 19.10.2020 является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании части 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-29489/2020 от 19.10.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 2166 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29489/2020
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым, ТФОМС Республики Крым
Ответчик: Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования