Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 марта 2021 г. N Ф09-1645/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А60-34782/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Нелюбина Дмитрия Александровича
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 сентября 2020 года по делу N А60-34782/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Нелюбина Дмитрия Александровича (ИНН 661304203658, ОГРНИП 310661322900035)
к Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга (ИНН 6664017556, ОГРН 1036605186287)
о признании незаконным отказа в заключении договора, изложенного в письме от 06.07.2020 N 68/06-05-07/2337,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Нелюбин Дмитрий Александрович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Нелюбин Д.А.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа в заключении договора, изложенного в письме от 06.07.2020 N 68/06-05-07/2337.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель, со ссылками на положения Постановления Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП, полагает, что именно включение объектов в схему со статусом "перспективное" обусловлено недостатком оказания услуг розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, удовлетворения потребности населения в доступности данных услуг. В настоящее время возможность проведения конкурсных процедур отсутствует. Кроме того, заявитель жалобы со ссылками на нормы действующего законодательства, считает, что статус места размещения "перспективное" не свидетельствует о том, что его можно занять исключительно путем проведения конкурсных процедур. Так же заявитель жалобы ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Администрацией Чкаловского района города Екатеринбурга письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Ходатайство заявителя рассмотрено в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ИП Нелюбин Д.А. 23.06.2020 обратился в Администрацию Чкаловского района города Екатеринбурга с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г.Екатеринбург, ул. Альпинистов, 85.
Администрация письмом от 06.07.2020 N 68/06-05-07/2337 сообщила, что необходима процедура заключения договора по результатам аукциона со статусом места размещения "перспективное" и фактически отказала предпринимателю в заключении договора.
Полагая, что решение Администрации, выраженное в письме от 06.07.2020 N 68/06-05-07/2337, является незаконным, ИП Нелюбин Д.А. обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания оспариваемого действия незаконным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным ненормативного правового акта необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В статье 2 Федерального закона N 381-ФЗ определено, что под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с землей вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно пункту 12 Постановления Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Порядок N 295-ПП) схема размещения представляет собой документ, состоящий из текстовой части в виде таблицы по форме согласно приложению к настоящему Порядку, определяющий существующие и перспективные места размещения нестационарных торговых объектов, включающий в себя сведения о нестационарном торговом объекте, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации нестационарного торгового объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект, а также о компенсационных местах размещения нестационарного торгового объекта (далее - компенсационное место).
Пункт 3 Порядка определяет цели разработки схемы размещения нестационарных объектов, к которым относится:
1) удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли;
2) достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов;
3) соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению требований безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области;
4) обеспечение единства требований к размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;
5) соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность, при разработке схемы размещения, внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления, включая применение компенсационных механизмов;
6) формирование многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Согласно пункту 18 Порядка схема размещения основывается на:
1) анализе и характеристике текущего состояния развития инфраструктуры розничной нестационарной торговли, в том числе на результатах инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения;
2) оценке достижения минимального уровня обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов, обеспечения территориальной доступности торговых объектов для населения, обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга.
В соответствии с пунктом 12 Порядка схема размещения представляет собой документ, состоящий из текстовой части в виде таблицы по форме согласно приложению к Порядку, определяющий существующие и перспективные места размещения нестационарных торговых объектов, включающий в себя сведения о нестационарном торговом объекте, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации нестационарного торгового объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект, а также о компенсационных местах размещения нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 4 Порядка перспективное место размещения нестационарного торгового объекта - место размещения нестационарного торгового объекта, определенное в целях восполнения недостатка оказания услуг розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, удовлетворения потребности населения в доступности данных услуг.
В соответствии с пунктом 21 Порядка разработки, разработка схемы размещения включает в себя следующие основные этапы: принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о разработке Схемы размещения; сбор предложений о размещении мест нестационарной торговли и торговых объектов местного значения от населения и субъектов предпринимательской деятельности, иных заинтересованных лиц, при необходимости возможно проведение общественных слушаний в установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области порядке; согласование с федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом государственной власти Свердловской области, являющимся уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области, включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Свердловской области), а также собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Екатеринбурга; разработка проекта Схемы размещения; утверждение Схемы размещения; опубликование Схемы размещения.
В силу Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 381-ФЗ, а также действующих на территории Свердловской области Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области, сам по себе факт включения торгового объекта в соответствующую Схему размещения нестационарных торговых объектов не предоставляет субъекту предпринимательской деятельности права на размещение нестационарного торгового объекта и его эксплуатации в отсутствие договорных арендных отношений по поводу земельного участка или договорных отношений по поводу размещения нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка. При этом предоставление права на размещение нестационарного торгового объекта в любом случае производится с соблюдением публичных конкурентных процедур.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 20.05.2019 N 1187 территориальные органы Администрации города Екатеринбурга определены в качестве органов, уполномоченных на заключение договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП (далее - Порядок N 164-ПП).
В силу пункта 6 названного Порядка размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на основании договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта в определенной схемой месте, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 164-ПП договор, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта, заключается в случаях, предусмотренных настоящим порядком, хозяйствующим субъектом по результатам проведения торгов или без проведения торгов с:
1) органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена;
2) исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере управления земельными ресурсами, находящимися в собственности Свердловской области, на объектах, находящихся в государственной собственности Свердловской области;
3) бюджетным учреждением, которому на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки, занятые лесными парками, исключительно для реализации бюджетным учреждением своих уставных целей.
Пунктом 13 Порядка N 164-ПП определены конкретные случаи, когда договор заключается без проведения торгов, а также срок, на который такой договор может быть заключен:
- обращение хозяйствующего субъекта в срок, не превышающий 9 месяцев с даты утверждения настоящего порядка, в орган или бюджетное учреждение, указанные в пункте 7 настоящего порядка, с которым заключен договор для целей размещения нестационарного торгового объекта либо договор аренды земельного участка, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта в месте, включенном в схему, срок действия которого не истек.
- обращение в срок, не превышающий 9 месяцев с даты вступления в силу настоящего порядка, в орган или бюджетное учреждение, указанные в пункте 7 настоящего порядка, при подтверждении добросовестного внесения платы и (или) отсутствии задолженности за размещение нестационарного торгового объекта в месте, включенном в схему, в отсутствие заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта либо договора аренды земельного участка, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта.
При этом орган или бюджетное учреждение, указанные в пункте 7 настоящего порядка, письменно уведомляет в течение 3 месяцев с даты утверждения настоящего порядка лиц, указанных в подпункте 1 и абзаце первом подпункта 2 настоящего пункта, о возможности переоформить (заключить) договор без торгов.
Таким образом, исходя из пункта 13 Порядка N 164-ПП, заключение договоров, предусматривающих размещение НТО без проведения торгов, возможно либо с субъектом, с которым заключен договор для целей размещения нестационарного торгового объекта либо договор аренды земельного участка, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта в месте, включенном в схему, либо с субъектом, в отсутствие заключенного договора, если нестационарный торговый объект уже используется в месте, включенном в схему.
Из материалов дела видно, что 15.01.2020 г. Комиссией по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования г.Екатеринбург, рассмотрено заявление ИП Нелюбина Д.А. о включении в схему размещения места размещения павильона по адресу по адресу: остановка "Альпинистов,85 в сторону ул.Альпинистов площадью 25 кв.м., и принято решение о включении в схему размещения такого объекта со статусом места размещения - "перспективное".
15.04.2020 г. Земельный комитет Администрации г.Екатеринбурга направил в адрес предпринимателя информацию, что в схеме размещения НТО отсутствует объект ИП Нелюбина Д.А. в виде действующего места размещения НТО, в связи с чем не представляется возможным произвести расчет платы за фактическое пользование земельным участком.
06.07.2020 г. Администрацией Чкаловского района г.Екатеринбурга в адрес предпринимателя направлен отказ в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Екатеринбург, ул. Альпинистов, 85, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области", Решению Екатеринбургской городской Думы от 17.03.20202 N 7/32 "Об утверждении Положения об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", необходима процедура заключения договора по результатам аукциона со статусом места размещения "перспективное".
С учетом пункта 6 части 1 статьи 6 и статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, Постановления Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП для целей размещения НТО на испрашиваемое обществом и включенное в схему как "перспективное место" в установленном порядке будут проводиться торги, по результатам которых с победителем будет заключен договор на размещение НТО.
Таким образом, поскольку администрацией по заявлению предпринимателя принято решение о включении в схему размещения такого объекта со статусом места размещения - "перспективное" и в утвержденной Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Екатеринбург, с указанием местоположения объектов, нестационарный торговый объект ИП Нелюбина Д.А. по адресу: г. Екатеринбург, ул. Альпинистов, 85, отсутствует, то суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу, что данное место не может быть предоставлено предпринимателю без проведения торгов.
Заключение договора с ИП Нелюбиным Д.А. без проведения торгов нарушит предусмотренный законодательством порядок, общее правило которого предусматривает предоставление возможности использования нестационарного торгового объекта любому лицу предпринимательства, предложившему лучшую цену в ходе торгов.
Оснований для предоставления заявителю преимущества в виде безконкурсного получения права использования нестационарного торгового объекта, которые могли бы приниматься во внимание, не имеется.
При изложенных обстоятельствах, установив, что правовых оснований для заключения с заявителем договора на размещение нестационарных торговых объектов по вышеуказанному адресу у администрации не имелось, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для вывода о допущенном заинтересованным лицом незаконном бездействии.
В связи с указанными обстоятельствами, вопреки доводам апелляционной жалобы, отказ в заключении договора на размещение нестационарных торговых объектов является законным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу аналогичны доводам стороны в суде первой инстанции и обоснованно им отклонены, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не свидетельствуют о нарушении действующего законодательства.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов суда первой инстанций, а направлены на иную оценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Поскольку заявителем не представлен оригинал чека-ордера от 21.10.2020, свидетельствующего об уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, настоящее постановление принято не в его пользу, государственную пошлину в размере 150 руб. следует взыскать с заявителя применительно к части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 сентября 2020 года по делу N А60-34782/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Нелюбина Дмитрия Александровича (ИНН 661304203658, ОГРНИП 310661322900035) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 150 (сто пятьдесят) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-34782/2020
Истец: Нелюбин Дмитрий Александрович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА