Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 марта 2021 г. N Ф03-648/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
23 декабря 2020 г. |
А73-4327/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Жолондзь Ж.В., Усенко Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр", ОГРН 1032700314723: Георгиев Ф.Ю., представитель по доверенности от 10.01.2020 N 27/20;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1027700430889: Меркурьева А.А., представитель по доверенности от 10.07.2020 N ЖКС1-139;
от Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1037700255284: Золотухина М.Л., представитель по доверенности от 10.11.2020 N 207/4/51д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 21.10.2020
по делу N А73-4327/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 1 470 651,60 рублей
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Инженерный центр" (далее - истец, ООО "Инженерный центр", общество) с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, учреждение) о взыскании долга за установку узла учета тепловой энергии в сумме 1 470 651,60 руб.
Определением суда от 12.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением от 21.10.2020 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что ответчик не просил истца разрабатывать проектную документацию для установки прибора учета тепловой энергии на котельной инв.N 351, котельная инв.N 351 в соответствии с договором аренды федерального имущества от 30.07.2007 N 0413 передана ООО "Инженерный центр" во временное владение и пользование на неопределенный срок, согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 99999 котельная инв.N 351 принята к учету учреждения 01.11.2019, названный объект передан обществом учреждению по акту приема-передачи от 30.04.2020; прибор учета установлен ООО "Инженерный центр" в мае 2019 года; котельная инв.N 351 находится в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем обязанность возместить расходы по установке прибора учета лежит на собственнике.
Министерством обороны Российской Федерации и ООО "Инженерный центр" представлены отзывы на апелляционную жалобу с возражениями.
В судебном заседании представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представители истца и третьего лица просили оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Установлено, что 26.11.2018 между ООО "Инженерный центр" (теплоснабжающая организация) и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (абонент/потребитель) заключен контракт N ИЦ-4 теплоснабжения объектов МО РФ, по условиям которого теплоснабжающая организация (поставщик) обязуется поставить абоненту (потребителю) через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а абонент (потребитель) обязуется принять и оплатить фактически потребленную тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребленной тепловой энергии, обеспечивая безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Согласно пункту 7.1 контракта учет поставляемой тепловой энергии производится на основании показаний приборов учета тепловой энергии, установленных на границе раздела балансовой принадлежности, если контрактом не определена иная точка учета в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Приказ Минстроя России от 17.02.2014 г. N 99/пр).
Учреждение обращалось в адрес общества с просьбами оборудовать узлом учета тепловой энергии на объекты Министерства обороны Российской Федерации по адресу г. Бикин Восточный городок N 4, N 7 в/ч 46102 с последующим возмещением затрат, что подтверждено письмами N 370/ЖЭ(К)О/2/6/1417 от 05.04.2019, N 370/ЖЭ(К)О/2/6/1684 от 25.04.2019, N 370/ЖЭ(К)О/2/6/1842 от 29.04.2019.
ООО "Инженерный центр" разработана проектная документация для выполнения работ по установке прибора учета тепловой энергии в котельной г. Бикин.
Письмом от 22.05.2019 N 57/19 указанная проектная документация направлена в адрес учреждения на согласование.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации оставило обращение ООО "Инженерный центр" без ответа, документацию не согласовало.
ООО "Инженерный центр" смонтировало узел учета тепловой энергии на объекте котельная инв. N 7/351 г. Бикин (военный городок N 7).
Узел учета тепловой энергии введен в эксплуатацию согласно акту ввода в коммерческую эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 27.11.2019.
31.12.2019 с письмом N 161/19 ООО "Инженерный центр" направило в адрес учреждения документы для оплаты установленного узла учета тепловой энергии в сумме 1 470 651,60 руб., а также документацию на оборудование.
19.02.2020 общество обратилось в адрес учреждения с претензией N 32/20, в которой требовало оплатить работы по установке узла учета тепловой энергии.
Поскольку в досудебном порядке спор не урегулирован, истец обратился в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 12 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, в случае если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора обязана в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установить прибор учета для осуществления расчетов по договору.
Материалами дела, а именно приказом департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2017 N 1168 подтверждено, что котельная, расположенная по адресу Хабаровский край, г. Бикин, военный городок N 7, инв.N по г/п 351, закреплена за Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления.
Учреждение самостоятельно установку приборов учета тепловой энергии не произвело, обратилось в адрес общества с просьбой оборудовать узлом учета тепловой энергии коммунальный объект Министерства обороны России с последующим возмещением затрат, что подтверждено письмами N 370/ЖЭ(К)О/2/6/1417 от 05.04.2019, N 370/ЖЭ(К)О/2/6/1684 от 25.04.2019, N 370/ЖЭ(К)О/2/6/1842 от 29.04.2019.
ООО "Инженерный центр", являясь теплоснабжающей организацией, установило узлы учета тепловой энергии на источнике тепла внутри котельной инв. N 351, расположенной в г. Бикин, военный городок N 7, а также оборудовало котельную вспомогательным оборудованием.
Довод жалобы о том, что на учреждение не возложена обязанность оборудования котельной прибором учета тепловой энергии, отклоняется апелляционным судом.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По смыслу указанной нормы право оперативного управления является вещным правом, аналогичным праву собственности.
Следовательно, в силу закона на ответчика возлагается обязанность по установке прибора учета тепловой энергии.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не направлял в адрес истца письма с просьбами об установке прибора учета в котельную инв.N 351, отклонены апелляционным судом, поскольку из материалов дела усматривается, что ООО "Инженерный центр" установило прибор для коммерческого учета тепловой энергии, поставляемой в военный городок N 7, где и находятся объекты, указанные в письмах учреждения.
30.04.2020 котельная, расположенная по адресу: г. Бикин, военный городок N 7 инв. N 351, принята ответчиком у истца по акту приема-передачи, где не отражены сведения о том, что узел учета тепловой энергии смонтирован с нарушением установленных требований к данным видам работ или что он находится в неисправном состоянии.
Судом установлено, что ответчик осуществляет поставку тепловой энергии в военные городки N 4 и N 7, используя для коммерческого учета поставляемой тепловой энергии установленный истцом узел учета, расходы, понесенные в связи с установкой приборов учета тепловой энергии не были включены в тариф на тепловую энергию, установленный Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для потребителей ООО "Инженерный центр" на 2018 - 2022 годы.
Поскольку истцом подтвержден факт выполнения работ по установке прибора учета тепловой энергии в сумме 1 470 651,60 руб., а ответчиком не представлены доказательства оплаты, суд правомерно удовлетворил иск.
Шестой арбитражный апелляционный суд не установил правовых оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы. Нормы материального и процессуального права применены судом верно, все значимые обстоятельства установлены в полном объеме.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.10.2020 по делу N А73-4327/2020 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4327/2020
Истец: ООО "Инженерный центр"
Ответчик: ФГБУ Филиал "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО ЖКС N 1, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1151/2021
12.03.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-648/2021
23.12.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6197/20
21.10.2020 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4327/20