Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф01-1052/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А17-863/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.06.2020 по делу
N А17-863/2020
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
(ИНН: 3729007176, ОГРН: 1033700074671)
к администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области
(ИНН: 3721002338, ОГРН: 1023701759553)
о возврате в бюджет денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском к администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области (далее - ответчик, Администрация) о возврате денежных средств в сумме 166 446 рублей 47 копеек в связи с не обеспечением достижения значений показателей результативности использования субсидии по благоустройству территории.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 08.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Истец считает, что соглашением о предоставлении в 2017 году субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды от 26.06.2017 N 18-17/167-п предусмотрено благоустройство 5 единиц общественных территорий, а не одной, как считает ответчик. Истец указывает, что ответчик не обращался в Департамент с предложением о внесении изменений в соглашение, ссылается на то, что акт службы государственного финансового контроля Ивановской области от 21.08.2018 не был оспорен.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами истца не согласился.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 22.05.2017 N 692 утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области на 2017 год", в рамках которой утверждены 2 подпрограммы: подпрограмма Благоустройство дворовых территорий муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области"; подпрограмма "Благоустройство муниципальных территорий общего пользования муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области".
В соответствии с заключенным 26.06.2017 между Администрацией и Департаментом соглашением о предоставлении в 2017 году субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды N 18-17/167-п Администрацией получена субсидия на благоустройство дворовых территорий и на благоустройство общественных территорий.
Администрация приняла обязательства обеспечить достижение в срок до 31.12.2017 показателей результативности использования субсидии (пункт 4.3.2 соглашения).
Согласно Отчету о достижении значений показателей результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2018, представленному Администрацией, значения результативности достигнуты.
В результате проведенного в отношении Департамента в период с 20.06.2018 по 21.08.2018 службой государственного финансового контроля Ивановской области контрольного мероприятия установлено, что Администрацией не обеспечено достижение значений показателей результативности использования субсидии по показателю "количество благоустроенных общественных территорий". Благоустроена 1 общественная территория, вместо 5. Результаты проверки отражены в акте от 21.08.2018.
На запрос истца от 27.09.2018 N 06-01-271 о возврате бюджетных средств в размере 166 446 рублей 47 копеек, ответчик ответил отказом (письмо от 15.10.2018 N 3215, лист дела 6 том 2).
В связи с этим истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался пунктом 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2017 N 101, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169, постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 458-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области", и исходил из того, что вывод Департамента о недостижении Администрацией целевых показателей использования субсидии по благоустройству общественной территории является неправомерным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 458-п утверждена "Государственная программа Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области"" (далее - государственная программа).
В приложении N 11 к государственной программе утверждена подпрограмма "Формирование комфортной городской среды".
В соответствии с пунктом 1 раздела 2 Приложения N 11 подпрограмма "Формирование комфортной городской среды" предусматривает реализацию мероприятия "Субсидии бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по формированию современной городской среды".
Мероприятие предусматривает предоставление субсидии муниципальным образованиям Ивановской области для обеспечения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий.
Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий установлен приложением 1 к настоящей Подпрограмме.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 приложения N 1 к подпрограмме получатели субсидии должны разработать и опубликовать не позднее 1 апреля 2017 года для общественного обсуждения (срок обсуждения - не менее 30 дней со дня опубликования) проект муниципальной программы на 2017 год.
Постановлением Администрации от 22.05.2017 N 692 утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области на 2017 год" (далее - муниципальная программа) (лист дела 76).
В рамках муниципальной программы утверждены 2 подпрограммы: подпрограмма Благоустройство дворовых территорий муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области"; подпрограмма "Благоустройство муниципальных территорий общего пользования муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области".
В пункте 3.6 муниципальной программы указано, что муниципальная программа позволит, в том числе достичь следующих результатов: благоустройство муниципальных территорий общего пользования - 5.
Также приведены целевые показатели (индикаторы), характеризующие благоустройство общественных территорий города Родники, а именно: указано количество благоустроенных муниципальных территорий общего пользования за 2014 год - 2 единицы, за 2015 год - 3 единицы, за 2016 год - 4 единицы, за 2017 год - 5 единиц (лист дела 79).
В подпрограмме "Благоустройство муниципальных территорий общего пользования муниципального образования "Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области" (пункт 4.2 раздела IV муниципальной подпрограммы) определены задачи подпрограммы, а именно: увеличение количества благоустроенных муниципальных территорий общего пользования (подпункт 4.2.6); целевые показатели подпрограммы, а именно: а) количество благоустроенных муниципальных территорий общего пользования - 5 шт.; в) количество реализованных проектов благоустройства муниципальных территорий общего пользования - 4 шт. (подпункт 4.2.8).
Кроме того, приведены целевые показатели (индикаторы), применяемые для оценки достижения целей и решения задач подпрограммы, а именно: указано количество благоустроенных муниципальных территорий общего пользования в 2016 году - 4 единицы, в 2017 году (год реализации) - 5 единиц; количество реализованных проектов благоустройства муниципальных территорий общего пользования в 2016 году - 3 единицы, в 2017 году (год реализации) - 4 единицы (лист дела 82).
Согласно паспорту муниципальной программы, адресный перечь общественных и дворовых территорий города Родники на проведение работ по благоустройству в 2017 году определен в приложении N 7 к муниципальной программе.
В приложении N 7 к муниципальной программе адресом благоустройства общественной территории указана площадь Ленина (лист дела 88).
Из протокола комиссии о порядке рассмотрения и оценки предложений о включении в муниципальную программу от 07.04.2017 также следует, что было принято решение о включении в муниципальную программу на 2017 год одной общественной территории - пл. Ленина г. Родники.
Департамент направил Главам муниципальных образований Ивановской области запрос о предоставлении адресного перечня общественных территорий, видов планируемых работ (письмо от 27.04.2017 N 03-983, лист дела 107).
Администрация представила в Департамент список придомовых и общественных территорий по проекту "Формирование городской среды" на 2017 год, в котором указано, что адресом проведения работ по благоустройству общественной территории, является площадь им. Ленина (лист дела 106).
Согласно пункту 4.2 раздела 4 государственной программы предоставление субсидий бюджета муниципальных образований осуществляется Департаментом в том числе на основании положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости работ по благоустройству дворовых и общественных территорий.
В пункте 3.1 соглашения от 26.07.2017 N 18-17/167-п также предусмотрено, что одним из условий предоставления субсидии является наличие положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости работ по благоустройству дворовых и общественных территорий.
Для получения субсидии ответчиком было представлено положительное заключение о проверки определения сметной стоимости объекта капитального строительства: "Благоустройство общественной территории, расположенной по адресу: г. Родники, пл. Ленина по муниципальной программе__." от 26.06.2017, подготовленное АГУ "Ивгосэкспертиза" (лист дела 124).
Таким образом, из установленных по делу обстоятельств в совокупности с приведенными положениями государственной и муниципальной программ следует, что ответчик в 2017 году должен благоустроить общественную территорию по адресу: г. Родники, пл. Ленина. Именно на благоустройство одной общественной территории (по адресу: г. Родники, пл. Ленина) была предоставлена субсидия. Учитывая изложенное, тот факт, что в соответствии с пунктом 4.3.2 соглашения предусмотрено, что Администрация обязана обеспечить достижение в срок до 31.12.2017 значение показателей результативности использования субсидии: количество благоустроенных общественных территорий - 5 единиц, в данном случае не означает, что в 2017 году ответчик должен был благоустроить 5 единиц. Материалами дела не подтверждается, что спорная субсидия предоставлялась для благоустройства общественных территорий в количестве 5 единиц. Представленные в дело документы и нормативные акты свидетельствуют о том, что в 2017 году должно было быть достигнуто значение 5 единиц благоустроенных общественных территорий, а именно с учетом благоустройства в 2017 году территории по адресу: г. Родники, пл. Ленина должно было быть достигнуто значение 5 единиц с учетом прежних проектов и благоустройства общественных территорий в предыдущие годы.
Актом от 21.08.2018 подтверждается и истцом не оспаривается, что работы по благоустройству общественной территории по адресу: г. Родники, пл. Ленина были ответчиком выполнены (лист дела 68).
Тем самым ответчик достиг показателя результативности по благоустройству общественной территории - 5 единиц (из них 4 единицы благоустроенных общественных территорий по состоянию на 01.01.2017 года плюс 1 единица в 2017 году).
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку являются неправомерными.
В связи с этим основания для возврата субсидии отсутствуют.
Решение Арбитражного суда Ивановской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Департамента - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.06.2020 по делу N А17-863/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-863/2020
Истец: Департамент ЖКХ Ивановской области
Ответчик: Администрация муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд