г. Челябинск |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А07-43084/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.09.2020 по делу N А07-43084/2019.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "БАШНЕФТЬ-ДОБЫЧА" - Андреев С.А. (паспорт, доверенность от 27.12.2019).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - Управление, Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к ООО "БАШНЕФТЬ-ДОБЫЧА" (далее - общество, ответчик, ООО "БАШНЕФТЬ-ДОБЫЧА") о взыскании 1 688 409 руб. в возмещение вреда, причиненного водному объекту.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.09.2020 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "БАШНЕФТЬ-ДОБЫЧА" в пользу Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан взысканы денежные средства в размере 573 608 руб. в возмещение вреда, причиненного водному объекту. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда в части зачета затрат в виде транспортных услуг в размере 526 401 руб., Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, пунктом 8 которой предусмотрен перечень мероприятий по восстановлению нарушенного состояния водного объекта. Между тем, указанным пунктом Методики не предусмотрен зачет затрат в виде транспортных услуг, в связи с чем апеллянт полагает необоснованным произведенное судом снижение размера вреда на сумму транспортных расходов.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд проверяет судебный акт в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Возражений относительно пересмотра судебного акта в части приобретения, использованного для ликвидации сорбента, не заявлено.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан 25.03.2019 от ФКУ "ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан" поступило оперативное донесение по факту отказа нефтепровода от скважины N 543 до АГЗУ N 519 УЦДНГ-1 НГДУ "Уфанефть" ООО "Башнефть-Добыча" в 0,5 км южнее от д. Дмитриевка Уфимского района Республики Башкортостан 24.03.2019, разлива нефтесодержащей жидкости с последующим попаданием в р. Манеска.
С целью проверки фактов, изложенных в оперативном донесении ФКУ "ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан" от 25.03.2019, инспекторами Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан, 25.03.2019, на основании Приказа N 216-П от 25.03.2019 осуществлен выезд на территорию Уфимского района близ д.Дмитриевка на место разлива нефтесодержащей жидкости от скважины N 543 до АГЗУ N 519 УЦДНГ-1 НГДУ "Уфанефть" и проведено рейдовое обследование территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований, о чем составлен акт обследования N 04- 03/216-П/НР от 25.03.2019.
В ходе рейдового осмотра установлено, что в результате отказа нефтепровода УЦДНГ-1 НГДУ "Уфанефть", расположенной вблизи р. Манеска, произошел разлив нефтесодержащей жидкости, что привело к загрязнению почвы и реки Манеска.
В ходе рейдового обследования совместно со специалистами филиала "ЦЛАТИ по Оренбургской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" осуществлен отбор проб природной воды из р. Манеска. Координаты отбора проб: т.о. 1- р. Манеска, 500 м ниже места отказа нефтепровода (координаты места отбора: С.Ш. 54°48'4,57", В.Д. 55°47'42,32"); т.о. 2 - р. Манеска, место отказа нефтепровода (координаты места отбора: С.Ш. 54°47'58,93", В.Д. 55°47'14,72"); т.о. 3 - р. Манеска, 100 м выше места отказа нефтепровода (координаты места отбора: С.Ш. 54°47'58,30", В.Д. 55°47' 11,51"). Составлен Акт отбора проб воды N 15/Б от 25.03.2019. Инспектором составлен Протокол отбора проб N 216- П/НР от 25.03.2019.
По итогам проведенной проверки установлено, что ООО "БашнефтьДобыча" в результате отказа нефтепровода от скважины N 543 до АГЗУ N 519 УЦДНГ-1 НГДУ "Уфанефть" ООО "Башнефть-Добыча" 24.03.2019 допустило загрязнение почвы нефтесодержащей жидкостью на площади 0,0044 га, что привело к превышению содержания нефтепродуктов в почве на территории загрязненного участка, относительно условно-фонового участка в 5,6 раз, и превышение содержания хлорид-ионов в почве в более чем в 5,9 раз на территории загрязненного участка относительно условно-фонового участка, а также нарушило требования к охране водных объектов, а именно 24.03.2019 не обеспечило в полной мере осуществление мероприятий по охране водных объектов и допустило загрязнение р. Манеска нефтесодержащей жидкостью при эксплуатации нефтепровода от скважины N 543 до АГЗУ N519 УЦДНГ-1 НГДУ "Уфанефть" ООО "БашнефтьДобыча" на территории Уфимского района РБ, что привело к превышению нормативов предельно допустимых концентраций нефтепродуктов от 7,6 раза до 66 раза в водном объекте (р. Манеска).
По заявке Управления Росприроднадзора по РБ Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу Филиалом "ЦЛАТИ по Республике Башкортостан" составлено экспертное заключение по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 09.09.2019 N 35.
На основании полученных в ходе проверки данных произведен расчет размера вреда, причиненного водному объекту и почвам загрязнением нефтепродуктами вследствие аварии, произошедшей при производственной деятельности ООО "Башнефть-Добыча".
Расчет размера вреда, причиненного водному объекту, составил 1 688 409 руб. Расчет размера вреда производился по "Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам, вследствие нарушения водного законодательства", утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2009 N13989).
Управлением в адрес ООО "Башнефть-Добыча" было направлено письмо исх. N 04-03/1785 от 25.09.2019, с требованием о добровольном возмещении вреда, причиненного, в том числе водному объекту (р. Манеска) в результате загрязнения нефтепродуктами, в течение 30 дней с момента получения письма. Вышеуказанное требование ответчик получил 30.09.2019.
ООО "Башнефть-Добыча" в адрес Управления направило ответ с просьбой о зачете затрат, понесенных Обществом на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, причиненного водному объекту, которые, по расчету Общества составили 3 460 600 руб.
Поскольку требование о добровольном возмещении вреда, причинного водному объекту, ООО "Башнефть-Добыча" не исполнено, Управление Росприроднадзора по РБ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что общество является владельцем источника повышенной опасности и в силу статей 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации, статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды", статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" несет ответственность за вред, причиненный водным объектам в результате загрязнения нефтепродуктами. При этом судом учтено, что обществом предприняты меры по устранению загрязнения водного объекта, в связи с чем, исчисленный размер вреда уменьшен на величину фактических затрат на устранение загрязнения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, пунктами 1, 4.56 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан, утвержденного приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 N 575 к полномочиям Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан отнесено в том числе предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 16 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Федеральным законом N 7-ФЗ, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу части 1 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В силу статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо установить в совокупности наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не представляется возможным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 40 и 41 постановления от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснил, что при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий; также судам следует устанавливать причинную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей.
Таким образом, для возложения гражданско-правовой ответственности по статье 77 Федерального закона N 7-ФЗ лицу, обратившемуся с соответствующим требованием, необходимо доказать совокупность следующих обстоятельств: противоправный характер действий (бездействия) причинителя вреда, вину данного лица, наличие вреда окружающей среде, факт и размер причиненных противоправными действиями этого лица убытков, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшим вредом.
Согласно части 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Согласно статье 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятие или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Таким образом, нефтепровод в соответствии с действующим законодательством относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, продукты нефтепереработки в силу своих физико-химических свойств являются веществами, которые при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывают их загрязнение и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В соответствии со статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации, лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба водным объектам наступает в соответствии с общими требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" Министерством природных ресурсов Российской Федерации приказом от 13.04.2009 N 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика N 87).
Для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов, применяется Методика (пункт 2 Методики N 87).
Исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения (пункт 6 Методики).
В рассматриваемом случае, факт причинения вреда водному объекту как объекту охраны окружающей среды в результате разлива нефтепродуктов в водный объект и виновность общества в причинении вреда подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В подтверждение размера причиненного водному объекту ущерба истец представил заключение N 35 от 09.09.2019, согласно которому сумма ущерба составила 1 688 409 руб.
В пункте 15 Постановления N 49 разъяснено, что при определении размера причиненного окружающей среде вреда, подлежащего возмещению в денежной форме согласно таксам и методикам, должны учитываться понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 2.1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ).
В пункте 13 Методики N 87 установлен порядок исчисления размера вреда в случаях загрязнения в результате аварий водных объектов нефтепродуктами.
Абзацем третьим пункта 14 Методики N 87 предусмотрено, что при принятии мер по ликвидации загрязнения водного объекта или его части в результате аварии размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 13 Методики, уменьшается на величину фактических затрат на устранение загрязнения, которые произведены виновником причинения вреда.
Фактические затраты на выполнение мероприятий по ликвидации загрязнения водного объекта или его части документально подтверждаются виновной стороной.
Согласно пункту 8 Методики N 87 исчисление размера вреда водному объекту исходя из фактических затрат осуществляется на основании данных о стоимости основных видов работ и (или) фактически произведенных расходах по проведенным основным мероприятиям и работам.
К таким мероприятиям и работам относятся: проведение анализов качества вод и донных отложений водного объекта; расчет затрат или разработка проектно-сметной документации по устранению последствий нарушения водного законодательства; мероприятия по оценке распространения вредных (загрязняющих) веществ в водном объекте и последующего их влияния на использование водного объекта для водоснабжения, рекреации и иных целей водопользования; мероприятия по предупреждению распространения загрязнения на другие участки водного объекта или на другие водные объекты; строительство временных зданий и сооружений, использованных при осуществлении работ по ликвидации последствий нарушения водного законодательства; сбор, удаление, утилизация вредных (загрязняющих) веществ, нефти, нефтесодержащих веществ, отходов производства и потребления, фильтрующего материала и иных материалов, использованных при ликвидации последствий нарушения водного законодательства; очистка донных отложений водного объекта от вредных (загрязняющих) веществ; мероприятия по очистке и восстановлению водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
Из материалов дела следует и судом верно установлено, что в целях устранения последствий аварии и очистки водного объекта от нефтепродуктов, ответчиком был разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий происшествия в результате отказа нефтепровода от скважины N 543 до АГЗУ N 519 Сергеевского нефтяного месторождения НГДУ "Уфанефть" и попадания НСЖ в реку Манеска, произошедшей на территории обслуживания НГДУ "Уфанефть" ООО "БАШНЕФТЬ-ДОБЫЧА".
ООО "Башнефть-Добыча" проводило в течение 8 суток, соответствующие мероприятия, в том числе: определение мест приема нефтесодержащей жидкости для утилизации, сбор и вывоз нефтесодержащей жидкости, очистка береговой линии механическим способом (экскаватором) с двух сторон, завоз соломы, обработка акватории сорбентом, вывоз замазученного сорбента и загрязненных материалов.
Вышеперечисленные мероприятия проводились ОО "РН-Транспорт" в рамках договора на оказание транспортных услуг N БНД/у/8/136/19/ОТС//РНТ/2ПТ/ОЭ/85/19/ДОТУ от 01.02.2019.
Факт оказания услуг по договору N БНД/у/8/136/19/ОТС//РНТ/2ПТ/ОЭ/85/19/ДОТУ от 01.02.2019 подтверждается актом приема - передачи оказанных услуг N 1169 от 31.03.2019, путевыми листами: N 1415837 от 25.03.2019, N 1416429 от 27.03.2019, N 1416668 от 28.03.2019, N 1416783 от 28.03.2019, N 1417044 от 29.03.2019, N1416432 от 27.03.2019, N1417062 от 29.03.2019, N 1417066 от 29.03.2019, N 1415833 от 25.03.2019, N 1416169 от 26.03.2019, N 1417277 от 30.03.2019, N 1416787 от 28.03.2019, N 1416781 от 28.03.2019, N 1417347 от 31.03.2019, N 1417348 от 31.03.2019, N 1417343 от 31.03.2019, N 1417342 от 31.03.2019, N1416875 от 28.03.2019, N 1417278 от 30.03.2019, N 1417351 от 31.03.2019, N 1417040 от 29.03.2019, N 1417295 от 30.03.2019, N 1417304 от 30.03.2019, N 1415902 от 25.03.2019, N 1417339 от 31.03.2019, N 1417292 от 30.03.2019, N 4108453 от 26.03.2019, N 1416372 от 26.03.2019, N 1417049 от 29.03.2019, N 5504195 от 25.03.2019, N 4108451 от 26.03.2019.
Для устранения последствий утечки нефтесодержащей жидкости было использовано 7355 кг. сорбента на общую сумму 588 400 руб., приобретенного обществом по договору N БНД/п/28/658/17/МТС поставки материально-технических ресурсов от 15.06.2017.
Оплата услуг и поставленного сорбента по договорам N БНД/п/28/658/17/МТС от 15.06.2017, N БНД/У/8/136/19/ОТС от 01.02.2019 ответчиком произведена, что подтверждается платежными поручениями N 549864 от 31.07.2017, 549865 от 31.07.2017, 572113 от 16.08.2017, N 946175 от 11.04.2019, актом от 06.05.2019 N ЦДНГ N 1.
Принятыми ООО "Башнефть-Добыча" оперативными мерами по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде, достигнут положительный результат, свидетельствующий о значительном снижении содержания нефти (нефтепродуктов) в водном объекте, что подтверждается протоколом испытаний N ВП.1- 285 от 25.09.2019.
Таким образом, ООО "Башнефть-Добыча" действуя добровольно и добросовестно, совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом материальные затраты в общей 1 114 801 руб., в том числе: 588 400 руб. на приобретение сорбента, использованного для ликвидации загрязнения и 526 401 руб. транспортные услуги по ликвидации загрязнения.
Довод апелляционной жалобы о том, что пунктом 8 Методики N 87 не предусмотрен зачет затрат по устранению загрязнения в виде транспортных услуг отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из содержания пункта 8 Методики N 87 усматривается, что проведение перечисленных в указанном пункте мероприятий невозможно без применения спецтехники и транспортных услуг.
Из представленных путевых листов следует, что в рамках договора транспортных услуг ответчиком привлекалась именно спецтехника для устранения последствий аварии, в том числе: экскаваторы на автомобильном ходу, самосвалы, агрегаты с манипулятором, погрузчики одноковшовые тракторные, бульдозеры и агрегаты сбора конденсата, тягачи седельные без привлечения которой осуществление мероприятий по устранению загрязнений водного объекта фактически невозможно. Привлечение указанной техники отвечает целям эффективности и оперативности устранения загрязнения водного объекта, а также недопущению распространения вредных (загрязняющих) веществ в водном объекте.
Таким образом, поскольку несение соответствующих затрат на транспортные услуги подтверждено надлежащими доказательствами, суд первой инстанции правомерно произвел зачет, в результате которого уменьшил заявленные истцом требования о возмещении вреда на сумму транспортных расходов в размере 526 401 руб.
При таких обстоятельствах, решение суда в указанной части является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.09.2020 по делу N А07-43084/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-43084/2019
Истец: ЮЖНО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "БАШНЕФТЬ-ДОБЫЧА"