г. Пермь |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А50-12171/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонного),
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 13 октября 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-12171/2020
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонного) (ОГРН 1065919024380, ИНН 5919005188)
к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития речи - Детский сад N 13 "Солнечный" (компенсирующий)" (ОГРН 1025901973833, ИНН 5919016310) - правопреемнику Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 43" (ОГРН 1025901973943, ИНН 5919016302)
о взыскании переплаты средств в сумме 1 603,03 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (далее - истец, Пенсионный фонд, Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития речи - Детский сад N 13 "Солнечный" (компенсирующий)" (далее - ответчик, страхователь, учреждение) с исковым заявлением о взыскании переплаты средств Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 1 603,03 руб. за период с 01.03.2017 по 31.03.2017, включительно.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Управление приводит доводы о том, что излишняя выплата пенсии работникам - Черных Н.И., Размахнину С.И. произошла именно в результате виновных действий ответчика, которые выразились в несвоевременном представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, поскольку сведения за декабрь 2016 года представлены ответчиком только 07.08.2019. Нарушение, допущенное страхователем, выразившееся в представлении недостоверных (неполных) сведений за декабрь 2016 года подтверждено.
Ответчиком письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 43", правопреемником которого является ответчик, зарегистрировано в качестве юридического лица 23.06.2000, впоследствии прошло 21.10.2002 перерегистрацию в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета, зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту учета, и в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также - Закон N 27-ФЗ) имело статус страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон N 27-ФЗ) ответчик как страхователь был обязан представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице за декабрь 2016 года не позднее 10.01.2017 года.
По факту выявления нарушения муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 43" срока представления актуальных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (в составе отчета по форме СЗВ-М) за декабрь 2016 года (нормативно предусмотренный срок представления - не позднее 10.01.2017, фактически, в том числе в отношении Черных Н.Г. и Размахнина С.И. представлены 07.08.2019) и на основании выводов о переплате средств Пенсионного фонда Российской Федерации по вине правопредшественника ответчика как страхователя вынесены решение от 21.11.2019 N 69-17/90/2-5 о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, отражающее переплату Черных Н.Г. средств внебюджетного фонда за март 2017 года в сумме 1 326,98 руб., решение от 21.11.2019 N 69-17/90/2-12 о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, отражающее переплату Размахнину С.И. средств внебюджетного фонда за март 2017 года в сумме 276,05 руб.
Исходя из представленных учреждением как правопреемником муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 11" 07.08.2019 сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года (тип "дополняющая") следует, что имеющие статус пенсионера Черных Н.Г. и Размахнин С.И. осуществляли трудовую деятельность и имели статус застрахованных лиц. Приведенное обстоятельство при существующем нормативном регулировании исключало индексацию пенсии указанным лицам и выплату пенсии с учетом индексации за спорный период с 01.03.2017 по 31.03.2017.
Отмечая, что виновные действия правопредшественника ответчика как страхователя обусловили выплату Управлением ПФР Черных Н.Г. и Размахнину С.И., излишних сумм пенсии, и необоснованное расходование средств внебюджетного фонда в размере 1 603,03 руб., что квалифицировано истцом как причинение ущерба, фонд обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между предоставленными работодателем недостоверными сведениями и понесенными в связи с этим Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии работающим пенсионерам, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (до 01.01.2017), страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (до 01.01.2017), определялось, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации; копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, суд первой инстанции пришли к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между предоставленными работодателем недостоверными сведениями и понесенными в связи с этим Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ.
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, 16.12.2016 правопредшественник ответчика представил в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, в том числе Черных Н.Г. и Размахнине С.И., по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года.
11.01.2018 правопредшественником ответчика в фонд представлен отчет по форме СЗВ-М (тип "доп" за декабрь 2016 года, в котором отражены соответствующие сведения о застрахованных (трудоустроенных у страхователя) лицах, в числе которых Черных Н.Г. и Размахнин С.И.
11.01.2018 правопредшественником ответчика в фонд представлен отчет по форме СЗВ-М (тип "отмн", корректирующий информацию о застрахованных лицах, в том числе в отношении Черных Н.Г. и Размахнина С.И.) за декабрь 2016 года.
В дальнейшем ответчиком, как страхователем, в Управление ПФР представлен 07.08.2019 отчет по форме СЗВ-М (тип "доп" за декабрь 2016 года, в котором отражены соответствующие сведения о застрахованных (трудоустроенных у страхователя) лицах, в числе которых Черных Н.Г. и Размахнин С.И.
Как следует из протоколов о выявлении излишне выплаченных пенсионеру пенсий от 19.11.2019 N 456, от 19.11.2019 N 455, решений о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру от 21.11.2019 N 69-17/90/2-5, от 21.11.2019 N 69-17/90/2-12 переплата средств внебюджетного фонда составила: Черных Н.Г. за период с 01.03.2017 по 31.03.2017 в сумме 1 326,98 руб., Размахнину С.И. за период с 01.03.2017 по 31.03.2017 в сумме 276,05 руб.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Из материалов дела следует, что первоначально сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года, в том числе на Черных Н.Г. и Размахнина С.И. были предоставлены ответчиком в Пенсионный фонд 16.12.2016.
Кроме того, 28.11.2016, 13.12.2016, 24.01.2017, 20.02.2017, 27.03.2017 в фонд представлены сведения о Черных Н.Г. и Размахнине С.И. как о застрахованных и трудоустроенных у правопредшественника ответчика лицах в составе отчетов по форме СЗВ-М (тип "исходная") за ноябрь, декабрь 2016 года, январь, февраль, март 2017 года.
Таким образом, на момент принятия решения об индексации пенсий Пенсионный фонд располагал сведениями о застрахованных лицах - пенсионерах фактически не прекративших осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии с 01.03.2017 года.
На основании изложенного судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года, полученных в 16.12.2016, принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии, что не противоречит положениям части 6 и 10 статьи 26.1, статье 28 Закона N 400-ФЗ.
В рассматриваемом случае после представления ответчиком сведений 24.01.2017 оснований для выплаты индексации уже не имелось, однако Управлением после указанной даты было принято решение о выплате индексации сумм пенсии застрахованному лицу. Фактически Фонд имел возможность не производить выплату индексации с 01.02.2017, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил, однако указанной возможностью не воспользовался.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, Фондом в данном случае не доказана.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края 13 октября 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А50-12171/2020 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12171/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СОЛИКАМСКЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД N 43", МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ - ДЕТСКИЙ САД N 13 "СОЛНЕЧЫЙ" (КОМПЕНСИРУЮЩИЙ)"