Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 марта 2021 г. N Ф09-1440/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А60-28923/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ушаковой Э.А.,
судей Дюкина В.Ю., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии в судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражный дел" представителей:
от заявителя - Алиева А.Ш.., по доверенности, диплом, паспорт;
от ООО "Кадастриум" - Бочкарева Д.О., по доверенности, диплом, паспорт;
от иных участвующих в деле лиц - не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2020 по делу N А60-28923/2020
по заявлению Администрации городского округа Пелым
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственность "Кадастриум", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Пелым (заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") по обращению заявителя от 30.07.2020 N 3167 о внесении в ЕГРН сведений о границе территориальной зоны - зона инженерной инфраструктуры (И) городского округа Пелым (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
На основании ст.ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственность "Кадастриум", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. ФГБУ "ФКП Росреестра" отмечает, что им не были нарушены нормы действующего законодательства, права и интересы заявителя; сведения по внесению спорной зоны в ЕГРН не были внесены в связи с возникновением ошибки, связанной с техническими возможностями программы ФГИС ЕГРН, устранение которой выходит за рамки полномочий учреждения, учреждение в рамках своих полномочий выполнило все необходимые действия по внесению спорной зоны в программу; в адрес заявителя было направлено уведомление от 11.08.2020, в котором сообщалось о возникшей технической проблеме.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 17.12.2020.
До начала судебного разбирательства в апелляционный суд поступили письменные отзывы заявителя и заинтересованного лица ООО "Кадастриум" на апелляционную жалобу, в которых заявитель и заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласились, решение считают законным и обоснованным, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица ООО "Кадастриум" доводы отзывов на жалобу поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, заинтересованное лицо Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в силу ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между заявителем и ООО "Кадастриум" (далее - общество) заключен договор подряда N 5 от 27.01.2020 на проведение работ по описанию местоположения границ территориальных зон городского округа Пелым и внесению в ЕГРН сведений о границах данных территориальных зон.
Во исполнение договора обществом было подготовлено и передано заявителю описание границ зоны инженерной инфраструктуры (И) городского округа Пелым Свердловской области в виде электронного документа в формате xml, согласно Приказа Минэкономразвития РФ от 23.11.2018 N 650.
Письмом от 01.04.2020 N 1370 указанные документы заявителем переданы в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО (далее - филиал) для внесения данной зоны в ЕГРН в порядке межведомственного электронного взаимодействия.
06.05.2020 филиалом в адрес заявителя направлено уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений о данной территориальной зоне N 3.13-12069-ДД/20 на основании п. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015 (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ); заявителю рекомендовано повторно направить заверенные электронными подписями (далее - УКЭП) представительного органа местного самоуправления документы, содержащие сведения о территориальной зоне.
В дальнейшем, заявителем в адрес ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО были направлены обращения от 03.07.2020 N 2831, от 30.07.2020 N 3167 с заверенными УКЭП представительного органа местного самоуправления документами, содержащими сведения о территориальной зоне - зона инженерной инфраструктуры (И) городского округа Пелым (далее - сведения о границе территориальной зоны).
Уведомлениями филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО от 27.07.2020 N 3.13-19697-ЛД/20, от 11.08.2020 N 3.13-21177-ЛД/20 соответственно было сообщено об отсутствии возможности проведения пространственного анализа сведений в полном объеме по техническим причинам ФГИС ЕГРН, а так же о наличии факта "зависания" при проведении проверки обращения заявителя.
Полагая, что бездействие регистрирующего органа, выразившееся в ненаправлении заявителю результата рассмотрения сведений о границе территориальной зоны, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу ст. 201 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Частью 2 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости при наличии оснований, перечень которых является исчерпывающим и содержится в ч. 2 ст. 34 Федерального закона N 218-ФЗ.
Суд первой инстанции, установив, что данный перечень не содержит такого основания, как отсутствие возможности проведения пространственного анализа сведений в полном объеме по техническим причинам ФГИС ЕГРН, принимая во внимание, что отсутствие технической возможности не является основанием для неисполнения государственным органом возложенных на него обязанностей, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Следует отметить, что ограничение технических возможностей программы ФГИС ЕГРН, которое длительный период времени не устраняется, в данном случае не должно нарушать права и законные интересы заявителя и иных заинтересованных лиц.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению как противоречащие нормам ст. 34 Федерального закона N 28 и фактическим обстоятельствам дела. Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 октября 2020 года по делу N А60-28923/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Э.А. Ушакова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28923/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ Г. ОКРУГА ПЕЛЫМ, ЗАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ КАДАСТРИУМ
Ответчик: ФГБУ ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15116/20
30.03.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1440/2021
24.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15116/20
08.10.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-28923/20