г. Москва |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А41-74494/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Мкртумян Р.М., доверенность от 21.01.2020,
от ответчиков:
Комитета лесного хозяйства Московской области - Бурцева А.И., доверенность от 23.07.2020,
Федерального агентства лесного хозяйства - Трубецкая А.Р., доверенность от 06.08.2020,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 16.10.2020 по делу N А41-74494/19, по исковому заявлению Администрации городского округа Серпухов Московской области (ОГРН 1025005604865, ИНН 5043014695) к Комитету лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468, ОГРН 1125024004918), Федеральному агентству лесного хозяйства; третье лицо: Министерство экономики и финансов Московской области, ТУ ФАУГИ в МО об обязании внести изменения в сведения государственного лесного реестра,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Серпухов Московской области (далее - истец, Админитрация) обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее- комитет), Федеральному агентству лесного хозяйства (агентство) со следующими требованиями (с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Сенькино, площадью 6 623 кв. м, путем исключения из его состава земельного участка, согласно указанным геодезическим данным.
Установить границы земельного участка, расположенного в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" площадью 3 737 кв. м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Сенькино, в соответствии с указанными геодезическими данными.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033 площадью 3 737 кв. м кв. м, путем установления границ земельного участка согласно указанным геодезическим данным.
Внести изменения в сведения Государственного лесного реестра в целях исключения наложения границ земель лесного фонда на земельный участок площадью 3 737 кв. м кв. метров, фактически занятый Сенькинским кладбищем, расположенный в деревне Сенькино в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" путем исключения из состава земель лесного фонда земельного участка площадью 3 053 кв. м, согласно указанным геодезическим данным.
Признать за муниципальным образованием "Городской округ Серпухов Московской области" право собственности на земельный участок площадью 3 737 кв. м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Сенькино, необходимый для использования по назначению под размещение кладбища;
Взыскать с ответчиков в пользу Администрации городского округа Серпухов Московской области судебные расходы, связанные с оплатой услуг экспертов по составлению заключения экспертов в размере 98 000 рублей, дополнительного заключения экспертов в размере 15 000 рублей, а всего в размере 113 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономики и финансов Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ТУ ФАУГИ в МО.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.10.2020 в удовлетворении исковых требований к комитету отказано, исковые требования к агентству удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, комитет и агентство обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители комитета и агентства поддержали доводы апелляционных жалоб в полном объеме, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на территории Московской области расположен земельный участок с кадастровым номером 50:32:0070118:1033, общей площадью 7311 +/- 30 кв. м, вид разрешенного использования "ритуальная деятельность", категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, (т. 1, л.д. 10), расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Сенькино. Сведения о правах отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.08.2019 г. (т. 1, л.д. 32-37).
Границы участка установлены на основании Постановления Администрации Серпуховского муниципального района Московской области N 1575 от 21.10.2015 (т. 1, л.д. 48), которым утверждена схема расположения участка.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения "Липицкое" Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Серпуховского муниципального район Московской области от 01.05.2018 N 6/53 (т. 1, л.д. 15), участок находится в зоне двойного учета: земли лесного фонда и СП-1 (зона мест погребения - для обеспечения условий использования участков, предназначенных для специализированного размещения и функционирования мест погребения (кладбищ, крематориев, иных мест захоронения).
Как указывает Администрация городского округа Серпухов Московской области, участок используется под Сенькинское кладбище, захоронения на котором производятся с 1947 года, о чем составлен акт осмотра от 04.03.2019 (т. 1, л.д. 7).
Согласно сведениям ГКУ МО "Мособллес" (т. 1, л.д. 28), участок с кадастровым номером 50:32:0070118:1033 почти полностью расположен в квартале 17 Серпуховского сельского участкового лесничества филиала "Русский лес", площадь наложения 6122,83 кв. м.
В целях разрешения межевого спора, препятствующего распоряжению земельным участком с кадастровым номером 50:32:0070118:1033 Администрация городского округа Серпухов Московской области обратилась в суд с настоящими требованиями.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права с учетом указаний суда кассационной инстанции и сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушений прав смежных землепользователей.
Так, согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Согласно пункту 4 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу пункта 5 статьи 16 Закона о погребении размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Следовательно, для того, что бы предоставлять участок земли на кладбище соответствующий субъект должен обладать каким-либо правом на соответствующую территорию.
Кроме того, независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о погребении местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно части 2 статьи 15 Закона о погребении решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
Места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Согласно тому же пункту статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-0З "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища.
Из совокупности приведенных положений следует, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 -ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
Действия органа местного самоуправления с 1947 года по настоящее время подтверждают, что он открыто и добросовестно осуществлял делегированные ему полномочия на соответствующей территории площадью, не предполагал и не знал, что государственный орган в сфере лесных отношений осуществил по факту кадастровые работы и часть участка в земли лесного фонда.
При этом, в данном случае речь идет не о самовольном занятии земель лесного фонда, а о законно размещенных на землях лесного фонда с 1947 года кладбища.
В целях определения наличия пересечения участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033 с землями лесного фонда определением от 04.12.2019 г. назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам экспертной организации Обществу с ограниченной ответственностью "Экспертиза и управление недвижимостью" Боброву Денису Вадимовичу и Покарееву Александру Альбертовичу.
Согласно экспертному заключению установлена фактическая граница земельного участка под кладбищем, занятым захоронениями, расположенным по адресу: расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Сенькино, а также составлена обзорная схема расположения.
По данным фактического расположения Сенькинского кладбища, определена санитарно-защитная зона в 100 м, Сенькинского кладбища, расположенного в деревне Сенькино Серпуховского района Московской области.
Зкспертами были определены координаты поворотных точек земельного участка с кадастровым N 50:32:0070118:1033 фактически занятого Сенькинским кладбищем, а также составлена обзорная схема.
На основании проведенного исследования эксперты пришли к выводу, что граница земельного участка, фактически занятая кладбищем не соответствует границам земельного участка с кадастровым N 50:32:0070118:1033.
Путем сопоставления контура земельного участка с кадастровым N 50:32:0070118:1033 фактически занятого Сенькинским кладбищем с контуром государственного лесного фонда, по данным ЕГРН, экспертами были определены координаты и контур наложения границ, а также составлена обзорная схема наложения границ.
В связи с возникновением в процессе рассмотрения дела дополнительных вопросов, требующих специальных знаний, в соответствии со статьей 82 АПК РФ, определением Арбитражного суда Московской области от 07.07.2020 г. по делу N А41-74494/19 назначена дополнительная судебная экспертиза для установления границ земельного участка, фактически занятого кладбищем (не только в пределах сформированного земельного участка), налагаемого на фактические границы земель лесного фонда.
На основании проведенного исследования экспертами были установлены границы наложения земельного участка, фактически занятого Сенькинским кладбищем в пределах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", на фактические границы участка государственного лесного фонда, площадь наложения составляет 3 053 кв. м.
Суд первой инстанции правомерно принял заключение эксперта в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу, оснований для проведения повторной экспертизы, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт наличия пересечений земель лесного фонда и участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033 подтвержден.
Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Таким образом, граница участка с кадастровым номером 50:32:0070118:1033 подлежит уточнению в соответствии с результатами экспертного заключения, а из земель лесного фонда надлежит исключить участок в площади наложения.
Учитывая изложенное, требования об установлении границы земельного участка, необходимого для эксплуатации кладбища, с учетом выводов судебных экспертов, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Установление границ и площади лесных участков за вычетом площади пересечения с границами земельных участков под кладбищами является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих изменений в сведения о площади и границах местоположения лесных участков.
Таким образом, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.10.2020 по делу N А41-74494/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74494/2019
Истец: Администрация города Серпухова Московской области
Ответчик: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство экономики и финансов Московской области, Территориальное управление Росимущества в Московской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5210/2021
23.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19317/20
16.10.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-74494/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-74494/19