Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 марта 2021 г. N Ф08-1725/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 декабря 2020 г. |
дело N А32-31077/2020 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Пименов С.В.,
рассмотрев в порядке упрощённого производства без вызова сторон апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2020 по делу N А32-31077/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638)
к Новороссийская таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Новороссийской таможни от 17.03.2020 по делу об административном правонарушении N 10317000-169/2020, о привлечении к административной ответственности предусмотренной статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в виде штрафа в размере 8500 рублей.
В соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьёй первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощённого производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2020 в удовлетворении требований Общества было отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях Общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, признав незаконным и отменив постановление о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на отсутствие в действиях состава правонарушения, предусмотренного статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также на то, что за одно и тоже деяние, выразившиеся в предоставлении - 21.08.2018 в таможенный орган отчёт по форме ДО-1 о принятии 277 коносаментных товарных партий на хранение, которые зарегистрированы, за номерами: 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014, в том числе отчётов по форме ДО-1 N N 10317100/210818/0020903, содержащих сведения о дате (дне) помещения товаров на склад, которое совершено одномоментно одним лицом, Обществом неоднократно привлечено к административной ответственности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощённом производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощённом производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьёй единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в виду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно диспозиции статьи 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях деяние, выразившееся в представление отчётности, содержащей недостоверные сведения, является административным правонарушением, которое влечёт административную ответственность для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, складывающиеся при исполнении лицами, осуществляющим временное хранение иностранных товаров в определенных таможенным законодательством ЕАЭС и РФ местах, своей обязанности по представлению в таможенные органы достоверных отчетностей о хранении таких товаров в сроки и по формам, определяемым федеральным органом, уполномоченным в области таможенного дела.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в представлении недостоверных сведений в отчётности по форме ДО-1 в таможенный орган, а именно, предоставление в таможенный орган отчётности по форме ДО-1 со сведениями о дате (дне) помещения товаров на склад, отличными от фактических и имеющихся в распоряжении как таможенного органа, так и Обществом.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, на которое возложена обязанность по представлению отчётности.
В соответствии со статьёй 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьёй 99 ТК ЕАЭС установлено, что местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 90 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта относится к иным местам временного хранения.
Согласно статье 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения, в том числе, обязан вести учёт хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчётность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктом 5 статьи 90 Федерального закона N 289-ФЗ определено, что на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 92 настоящего Федерального закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя, в частности обязанность представлять таможенным органам отчётность о товарах, находящихся на временном хранении.
В силу положения пункта 5 статьи 92 Федерального закона N 289-ФЗ получатель товаров обязан предоставлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении в соответствии со статьёй 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 289-ФЗ лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пунктах 2 - 12 части 1 статьи 90 настоящего Федерального закона, в числе прочих отнесены к субъектам, для которых Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчётности, формы отчётов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчётности, если они не установлены настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 17.08.2018 в порт Новороссийск прибыл теплоход "Maersk Gironde".
В соответствии со статьями 88, 89 ТК ЕАЭС при прибытии товаров на таможенную территорию Союза капитаном судна в лице своего представителя судового агента ООО "Глобал Оушен Сервис", в Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни были представлены, в том числе, следующие документы: генеральная декларация от 17.08.2018, грузовая декларация от 17.08.2018, обращение капитана теплохода "Maersk Gironde" от 17.08.2018, коносаменты в количестве 312 штук, в соответствии с которыми на борту судна находилось 438 контейнеров с товарами, подлежащими выгрузке.
17.08.2018 в 22 час. 52 мин., в соответствии с подпунктами 2-3 Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, выдачи подтверждения о регистрации документов, утверждённого приказом ФТС России от 18.03.2019 N 444 (на дату совершения данного правонарушения аналогичные положения содержались в подпунктах 9-11 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688) (далее - Порядок), представленные в Новороссийский центральный таможенный пост транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения), зарегистрированы путём оформления подтверждения о регистрации в 22 час. 54 мин. документов, представленных для помещения товаров на временное хранение за N 10317100/170818/000447.
21.08.2018 должностными лицами Общества сформированы и представлены в таможенный орган отчёты, по форме ДО-1, о принятии 277 коносаментных товарных партий на хранение, которые были зарегистрированы за номерами 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014, (всего 277 отчетностей), в том числе отчётов по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020903, зарегистрированных в отношении товаров "крепежи" в количестве 28 грузовых места, весом брутто 21796,46 кг., прибывшего в контейнерах N PONU0301870 по коносаменту N 579329191.
В ходе проверки сведений, представленных в указанной отчётности по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020903, установлено, что в графе 2 "сведения о дате и времени помещения на склад" указана дата - 17.08.2018, когда как фактически данные товары выгружены на территорию зоны таможенного контроля Общества только 21.08.2018, что подтверждается тальманской распиской Общества, оформленной тальманом Логачевой В.Ю. за смену с 07 час. 00 мин. 21.08.2018 по 19 час. 00 мин. 21.08.2018 года.
17.09.2018 в Новороссийский центральный таможенный пост поступило письмо Общества от 17.09.2018 N 2541-19/1500 о внесении изменений в отчёт по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014 в связи с произошедшим техническим сбоем программы, из-за которого в графе 2 указанных отчётов представлены недостоверные сведения, по причине того, что поскольку графа 2 отчёта заполняется автоматически программным способом на основании подтверждения о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, а по погодным условиям выгрузка судна "Maersk Gironde" приостанавливалась для перешвартовки на рейд в ожидании допустимых (безопасных) погодных условий и была возобновлена только 21.08.2018, сведения в графу 2 вышеуказанных отчётов по форме ДО-1 автоматически внесены были без учёта швартовых операций.
Обществом были представлены письмо ООО "Глобал Оушен" от 17.08.2018 и письмо капитана Морского порта Новороссийск от 17.08.2018 N 195/0110 со сведениями об обстоятельствах перешвартовки судна "Maersk Gironde" в связи с погодными условиями, а также представлены пояснения ООО "ПИК-Юг" (письмо от 17.09.2018 N 57), осуществляющего обеспечение функционирования программного средства "ВЭД-Склад", используемого Обществом на основании лицензионного договора с ООО "ПИК-Юг" от 01.01.2013 N ЛД45/01 для формирования и регистрации в таможенном органе отчетностей по форме ДО-1 и ДО-2.
Согласно представленным ООО "ПИК-Юг" пояснениям, во время автоматической отправки вышеуказанных отчётов по форме ДО-1 в таможенный орган произошёл технический сбой скриптов программного средства "ВЭД-Склад", используемого для формирования отчётов по форме ДО-1, в результате которого в графе 2 данных отчётов установилась дата и время регистрации в таможенным органе Уведомления о прибытии товаров (подтверждение о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение N 10317100/170818/000447) вместо корректной даты.
ООО "ПИК-Юг" также пояснило, что графа 2 отчётов по форме ДО-1, формируемых при помощи программного средства "ВЭД-Склад", заполняется автоматически, без участия сотрудников Сервисного центра Общества.
Дополнительно от ООО "ПИК-Юг" поступило письмо от 24.09.2018 N 59, в соответствии с которым общество подтверждает, что графа 2 формируемых при помощи программного средства "ВЭД-Склад" отчётностей по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020903 не заполнялись и не корректировались сотрудниками Сервисного центра Общества, в связи с отсутствием у них технической возможности.
02.10.2018, по факту представления в таможенный орган отчётов по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020738-10317100/210818/0021014 (277 отчётов), в том числе отчётов по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020903, содержащих недостоверные сведения о дате и времени помещения товаров на склад (графа 2), были отобраны пояснения начальника Сервисного центра УОКГ Общества - Бородаенко О.Г., которая пояснила, что с октября 2007 года она работает в должности начальника Сервисного центра, в должностные обязанности входит организация и контроль функционирования Сервисного центра, в том числе, по исполнению обязанности Общества, как лица осуществляющего временное хранение иностранных товаров на территории зоны таможенного контроля Общества, являющейся местом погрузки, разгрузки, перевалки товаров в морском пункте пропуска - порт Новороссийск, по представлению в таможенный орган, отчетностей по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3, в отношении импортных товаров, прибывающих/убывающих морским транспортом.
21.08.2018 при оформлении названных выше отчётов и перед их отправкой в таможенный орган на регистрацию инженер Сервисного центра Общества - Пашковская Е.В. в телефонном режиме обратилась к представителю Общества с целью изменения недостоверных сведений, внесенных программным средством "ВЭД-Склад" в графу 2 таких отчётов. Обращение, как и все другие, было совершено в телефонном режиме без какой-либо письменной фиксации, в том числе записей в журналах, и без применения записи разговора.
Электронная и письменная переписка с представителями ООО "ПИК-Юг" абсолютно по всем вопросам, в том числе вопросам технического обслуживания и функционирования программного обеспечения "ВЭД-Склад", ведётся в исключительных случаях, например в выходные дни, в случае не выхода на связь в телефонном режиме представителей ООО "ПИК-Юг".
Как пояснила Бородаенко О.Г., достоверность сведений, внесённых в указанные отчётности, в том числе сведений о дате и времени помещения на склад (графа 2), которые были изменены специалистом ООО "ПИК-Юг" Крутько И.А. с помощью удаленного доступа к рабочему компьютеру Пашковской Е.В., была удостоверена ею лично и специалистом Пашковской Е.В. визуально, после чего данные отчётности были отправлены в электронном виде на регистрацию в таможенный орган.
В связи с отсутствием какой-либо необходимости, факт содержания указанными отчетностями по форме ДО-1 достоверных сведений, в том числе о дате и времени помещения на склад (графа 2), перед их отправкой на регистрацию в таможенный орган каким-либо образом не фиксировался, скриншоты не делались и иные меры фиксации данного факта Обществом не предпринимались.
Общество и ООО "ПИК-Юг" ведут достаточно тесное взаимодействие и сотрудничество по организации надлежащего функционирования и использования программного средства "ВЭД-Склад", а так же совершенствования его работы и более глубокому внедрению в информационную систему Общества, которое не обременено бюрократическими издержками и полностью основано на оперативном взаимодействии представителей Общества и ООО "ПИК-Юг", в том числе при выявлении и устранении различных технических и программных ошибок.
03.10.2018, с целью выяснения дополнительных обстоятельств, способствовавших представлению в таможенный орган отчётов по форме ДО-1 N N 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014, содержащих недостоверные сведения о дате и времени помещения товаров на склад (графа 2), в адрес ООО "ПИК-Юг" направлено письмо от 03.10.2018 N 42-26/2300 о вызове для дачи объяснений, в порядке статей 323 и 340 ТК ЕАЭС, представителей ООО "ПИК-Юг", обладающих требуемыми сведениями, в ответ на которое были представлены пояснения ООО "ПИК-Юг", изложенные в письме от 04.10.2018 N 60.
Какие-либо представители ООО "ПИК-Юг" для дачи пояснений в таможенный орган не явились.
Согласно письму ООО "ПИК-Юг" от 04.10.2018 N 60, компания ООО "ПИК-Юг" занимается установкой, настройкой, обслуживанием различных программных средств, в том числе и программы "ВЭД-Склад". Внешнеэкономической деятельностью ООО "ПИК-Юг" не занимается. В компании не ведётся реестр обращений клиентов и технических сбоях программных средств, не снимаются скриншоты, не ведутся записи в журналах, не выставляются акты по каждому обращению, не хранятся электронные файлы сбоев.
Общество с ООО "ПИК-Юг" сотрудничает на основании договора технической поддержки N ЛД-45/01/2390/12, в соответствии с которым сотрудники Общества, которые используют в своей работе программу "ВЭД-Склад" и другие комплексы, установленные ООО "ПИК-Юг", могут обращаться в техническую поддержку Общества для решения различных вопросов, возникающих при использовании таких комплексов программных средств.
По сведениям ООО "ПИК-Юг", от сотрудника Сервисного центра ПАО "НМТП" был телефонный звонок в техническую поддержку Общества, принятый специалистом Крутько И.А., который посоветовал запустить заново скрипт формирования документов отчёта по форме ДО-1, после чего значения графы 2 документов отчёта по форме ДО-1 были созданы правильно, и документы были отправлены на таможенный пост.
03.10.2018, с целью получения пояснений уполномоченных должностных лиц (лиц, подписывающих и представляющих в таможенный орган отчётности по форме ДО-1 и/или их руководители) иных организаций (АО "Новорослесэкспорт", ООО "Контейнерный терминал "НУТЭП", ООО "Транссервис", ООО "ТерминалКомплекс Юг", ООО "Рускон"), осуществляющих деятельность по временному хранению иностранных товаров и использующих программное средство "ВЭД-Склад" для формирования и представления в таможенный орган отчетностей по форме ДО-1, направлена служебная записка от 03.10.2018 N 42-26/00111 в адрес Приморского таможенного поста, Новороссийского западного таможенного поста и Новороссийского юго-восточного таможенного поста, в регионе деятельности которых осуществляют свою деятельность такие организации.
Служебной запиской от 09.10.2018 N 43-41/1974 Приморским таможенным постом представлены пояснения уполномоченных представителей ООО "Транссервис", ООО "ТерминалКомплекс Юг" и ООО "Рускон".
В соответствии с объяснениями представителя СВХ (склада временного хранения) ЗАО "ТерминалКомплекс Юг" - Кушнаревой Татьяны Владимировны, СВХ ЗАО "ТерминалКомплекс Юг" использует программное обеспечение "ВЭД-Склад" для предоставления отчётности по импортным товарам, грузам и транспортным средствам в Приморский таможенный пост Новороссийской таможни. Как пояснила Кушнарева Т.В., сведения в графу 2 "дата и время помещения на склад" вносятся автоматически при открытии ДО-1. Внести изменения (корректировку) в данную графу можно только до регистрации отчётности по форме ДО-1 в таможенном органе.
После регистрации в таможенном органе и присвоения регистрационного номера отчёта по форме ДО-1, возможность корректировки отсутствует. Согласно объяснений представителя СВХ ООО "Рускон" - Чеботаевой Анжелики Владиславовны, СВХ ООО "Рускон" использует программное обеспечение "ВЭД-Склад" для формирования и представления отчётности по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3 и коммерческого акта в таможенный орган.
Как пояснила Чеботаева А.В., должностные и уполномоченные лица, подписывающие и представляющие в таможенный орган данные отчётности, могут редактировать, вносить изменения, удалять любые данные в такой отчётности только до момента регистрации отчётности в таможенном органе. После регистрации отчётности по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3, редактирование в программе "ВЭДСклад" не представляется возможным. Исходя из объяснений представителя СВХ ООО "Транссервис" - Карпухиной Елены Владимировны, СВХ ООО "Транссервис" использует для формирования отчетностей по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3 программу "ВЭД-Склад".
Из пояснений Карпухинойа Е.В., следует, что отчётности по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3, в том числе графа 2, формируются вручную и могут создаваться, корректироваться и удаляться до отправки их на регистрацию в таможенный орган. После регистрации (присвоения регистрационного номера) отчетностей по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3, корректировка данных отчетностей, в том числе графы 2, не возможна. В процессе создания отчетностей по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3 принимает участие уполномоченный сотрудник СВХ на основании доверенности.
Сотрудник формирует отчётности на основании документов, сверяет данные перед отправкой на регистрацию в таможенный орган, и удостоверяет свою подпись квалифицированной электронной подписью (ЭЦП).
Служебной запиской от 15.10.2018 N 36-26/3846 Новороссийским западным таможенным постом представлены пояснения начальника Сервисного центра УКТ АО "Новорослесэкспорт" - Потоцкого Игоря Васильевича, который пояснил, что сведения в графу 2 отчёта по форме ДО-1 вносятся автоматически из КПС "Solvo" в КПС "ВЭДСклад" после выгрузки последнего контейнера из коносаментной партии без участия специалистов Сервисного центра УКТ АО "Новорослесэкспорт". Как пояснил Потоцкий И.В., возможность корректировки сведений в автоматически заполняемых графах имеют разработчики программы "ВЭД-Склад" - ООО "ПИК-Юг".
Служебной запиской от 22.10.2018 N 35-28/04067 Новороссийским юго-восточным таможенным постом представлены пояснения начальника Сервисного центра ООО "Контейнерный терминал "НУТЭП" - Кондрашова Михаила Георгиевича, который пояснил, что присвоение значений атрибутам AcceptDate (Дата приема товара на хранение) и AcceptTime (Время приема товара на хранение) отчёта ДО-1 в XML-формате, который формируется программой ВЭД-склад и передаются в информационную систему таможенных органов, производится информационной системой ООО "НУТЭП" - ЮМКонтерра на основании данных, содержащихся в информационной системе складского учета ООО "НУТЭП" на момент формирования соответствующего отчёта.
Присвоение значений атрибутам XML-файла - это автоматизированный процесс обработки данных, в котором человек не участвует. Кондрашов М.Г. пояснил, что информация о приеме груза попадает в информационную систему при создании в системе складского учёта электронных документов (тальманок приема), содержащих сведения о дате и времени фактического помещения груза на склад.
Таким образом, сотрудники терминала, подписывающие и представляющие в таможенный орган отчёт по форме ДО-1 и/или их руководители, не принимающие непосредственного участия в грузовых операциях и оформлении электронных документов о приеме груза на склад, не имеют технической возможности обнаружить и скорректировать данные о дате и времени приема груза на временное хранение в момент формирования и отправки отчёта ДО-1 в таможню.
10.10.2018 в адрес разработчика и правообладателя КПС "ВЭД-Склад" -ООО "СТМ", ИНН 7825679650 направлен запрос от 10.10.2018 N 42-25/00016 о предоставлении требуемых сведений в целях всестороннего и полного рассмотрения фактов представления в таможенный орган отчётов по форме ДО-1, содержащих недостоверные сведения о дате и времени помещения товаров на склад (графа 2).
В соответствии с представленными пояснениями ООО "СТМ", изложенными в письме от 15.10.2018 N 181, ООО "СТМ" не имеет договорных отношений с Обществом.
Между ООО "СТМ", выступающим в качестве лицензиара, и ООО "ПИК-Юг", выступающим в качестве лицензиата, заключён лицензионный договор от 01.12.2018 N ДД-40/0108, согласно пунктам 2.2.6 и 2.2.9 которого, для обеспечения функционирования программ на технических средствах пользователя, лицензиат вправе осуществлять её настройку исключительно при помощи команд настройки, содержащихся в самой программе. Лицензиат не вправе вносить изменения и дополнения в программы и их модули, кроме обновления программ через дистрибутивы или файлы обновления, представляемые лицензиаром. Лицензиат не имеет права адаптировать и модифицировать программы. О выявленных при использовании программ ошибках лицензиат обязан уведомить лицензиара, который, при необходимости, вправе внести изменения в программы, при этом лицензиат не вправе самостоятельно исправлять ошибки.
ООО "СТМ" пояснило, что в программный продукт "ВЭД-Склад" заложена поддержка команд настроек в виде встроенного языка написания скриптов, что позволяет любому пользователю программы, обладающему достаточной квалификацией, расширять функционал программы для автоматизации своих задач.
Клиенты, в штате которых нет сотрудников с достаточной квалификацией, как правило, обращаются с запросами на доработку либо напрямую в ООО "СТМ", либо к региональным представительствам. Для разработки скриптов, расширяющих возможности программы, получение дополнительных разрешений ООО "СТМ" не требуется.
ООО "СТМ" подтверждает, что в стандартной поставке программы "ВЭД-Склад", доступной для скачивания на сайте компании "СТМ" (www.ctm.ru), пользователю доступна возможность редактирования и корректировки (в т.ч. изменение автоматически формируемых сведений и прочее) сведений, вносимых в графы формируемых отчетностей по форме ДО-1 (в т.ч. графы 2), перед их отправкой для регистрации в таможенный орган. Как поясняет ООО "СТМ", наличие в программе "ВЭД-Склад" встроенного языка скриптов дает возможность любому пользователю, в том числе ООО "ПИК-Юг", создать скрипт, ограничивающий корректировку сведений пользователем. ООО "СТМ" при этом не ограничивало право ООО "ПИК-Юг" на создание скриптов в программе "ВЭД-Склад".
О существовании сторонних программ, позволяющих ограничить возможность пользователя "ВЭД-Склад" вносить изменения в графу 2, ООО "СТМ" не известно.
Также ООО "СТМ" пояснило, что возникновение технического сбоя на одном из этапов передачи XML-документа, подписанного ЭЦП, от клиента на таможенный пост теоретически возможно. При этом в практике ООО "СТМ", отсутствуют случаи возникновения технического сбоя программного средства "ВЭД-Склад" при котором, сведения, внесенные пользователем или сторонней программой (например, при помощи скриптов и т.п.) в графы (в т.ч. графу 2) отчётности по форме ДО-1, сформированной в программном средстве "ВЭД-Склад", при ее отправке в таможенный орган в формате XML-документа, подписанного ЭЦП, могут не соответствовать аналогичным сведениям, содержащимся в поступившей в таможенный орган такой отчётности в формате XML-документа, подписанного ЭЦП.
В августе 2018 года, ни от ООО "ПИК-Юг", ни от ПАО "НМТП" в адрес ООО "СТМ" не поступали какие-либо обращения/заявки/письма в связи с возникновением каких-либо технических сбоев в работе программного средства "ВЭД-Склад".
Дополнительно письмом ООО "СТМ" от 15.10.2018 N 181 сообщено, что хотя ООО "СТМ" и не располагает документально подтверждёнными сведениями о факте технического сбоя, при подаче отчётности по форме ДО-1 теоретически такой факт мог произойти.
01.10.2018 в адрес специализированного отдела таможни - отдела таможенных процедур и таможенного контроля Новороссийской таможни (далее ОТПиТК таможни), в том числе по применению форм таможенного контроля и совершению таможенных операций при принятии и регистрации предоставляемых в таможенный орган отчётностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, направлен запрос от 01.10.2018 N 42-26/00085, с целью получения методической помощи и исследования вопроса о наличии/отсутствии нарушения Общества положений статьи 400 ТК ЕАЭС и пункта 30 приказа ФТС от 29.12.2012 N 2688 (действовавшего на дату совершения данного правонарушения) с учётом изложенных обстоятельств.
В соответствии с полученными разъяснениями (служебная записка ОТПиТК таможни от 17.10.2018 N 08-25/1588), было подтверждено, что: внесение в графы 2 электронных документов отчётности по форме ДО-1, принятых и зарегистрированных таможенным постом с применением КПС "Учёт товаров на ВХ", недостоверных сведений о дате и времени помещения товаров на склад, является нарушением пункта 30 Порядка, утверждённого приказом ФТС от 29.12.2012 N 2688.
В период представления Обществом в таможенный орган отчётности по форме ДО-1, содержащих недостоверные сведения о дате (дне) помещения товаров на склад (графа 2), действовал Приказ ФТС России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчётности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах".
В результате проверки документов и сведений, указываемых в представляемых Обществом документах отчёта по форме ДО-1, было установлено, что отчёты по форме ДО-1 N N 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014 содержат недостоверные сведения о дате (дне) помещения товаров на склад (графа 2), что является нарушением установленного пунктом 30 приказа ФТС России от 29.12.2012 N 2688, статей 13, 90, 92 Федерального закона и статьи 400 ТК ЕАЭС порядка представления в таможенный орган отчётности по форме ДО-1.
Данные обстоятельства свидетельствуют о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно - представление 21.08.2018 Обществом в таможенный орган - Новороссийский центральный таможенный пост, отчётности по форме ДО-1 N N 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014, содержащих недостоверные сведения о дате (дне) помещения товаров на склад (графа 2).
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается документами, приобщенными к материалам административного дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, Общество, обладая технической возможностью и необходимыми сведениями для формирования достоверной отчётности по форме ДО-1, зарегистрированной за номерами N N 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014, самостоятельно, при помощи специалистов ООО "ПИК-Юг", ограничив свои возможности при формировании такой отчётности по ее редактированию и корректировки в целях сообщения в таможенный орган достоверных сведений, в том числе в графе 2 - сведений о дате и времени помещения товаров на склад, представило в таможенный орган данную отчётность по форме ДО-1 с недостоверными сведениями в графе 2 - сведениями о дате и времени помещения товаров на склад.
Доказательства наличия объективных причин, которые не позволили своевременно внести корректировку в представленную отчётность, Обществом в материалы дела не представлены.
Непринятие всех необходимых мер для заявления достоверных сведений в отчётности по форе ДО-1, свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к своим публично-правовым (таможенным) обязанностям и недостаточной степени заботливости и осмотрительности, и, соответственно - о его виновности.
Таким образом, Общество являющееся лицом, осуществляющим временное хранение иностранных товаров, в нарушение пункта 2 Приложения N 5 приказа ФТС России от 18.03.2019 N 444 (на дату совершения данного административного правонарушения аналогичные положения содержались в пункте 30 приказа ФТС России от 29.12.2012 N 2688), статей 13, 90, 92 Федерального закона и статьи 400 ТК ЕАЭС, были представлены 21.08.2018 в Новороссийский центральный таможенный пост отчёты по форме ДО-1 N N 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014, содержащие недостоверные сведения о дате (дне) помещения товаров на склад (графа 2), чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт административного правонарушения удостоверяется представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что названные действия Общества образуют состав правонарушения, предусмотренный статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истёк.
Согласно положению статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оспариваемым постановлением Обществу назначено наказание в пределах санкции, предусмотренной статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - размере 8500 руб., с учётом наличия факта привлечения Общества ранее к административной ответственности.
Довод общества о привлечении к административной ответственности за одно и тоже деяние, выразившиеся в представлении 21.08.2018 в таможенный орган отчётности по форме ДО-1 о принятии 277 коносаментных товарных партий на хранение, которые зарегистрированы за номерами 10317100/210818/0020738- 10317100/210818/0021014, содержащей сведения о дате (дне) помещения товаров на склад, которое совершено одномоментно одним лицом, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку вынесение по результатам одной проверки нескольких постановлений о привлечении общества к административной ответственности (отдельно по каждой отчётности) не является повторным привлечением к административной ответственности.
В деле N А32-744/2019, на которое Общество ссылается в апелляционной жалобе, указывая на повторность привлечения к административной ответственности, Общество привлечено к административной ответственности по делу об административном правонарушении N 10317000-922/2018, возбуждённому по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по аналогичному факту представления в таможенный орган одной из 277 рассматриваемых отчётов по форме ДО-1 (10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014), содержащих недостоверные сведения о дате (дне) помещения товаров на склад (графа 2), а именно: отчёт по форме ДО-1 N 10317100/210818/0020903, в рамках настоящего дела общество привлечено в связи с представление в таможенный орган отчётности по форме ДО-1 N N 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2020 N 303ЭС20-2202 по делу N А51-1358/2019, каждое действие по представлению отчётности, имеющей индивидуальные характеристики, образует самостоятельный законченный состав административного правонарушения, а не является единым длящимся правонарушением, состоящим из нескольких однородных деяний.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не был учтён протокол межведомственного рабочего совещания работников Новороссийского центрального таможенного поста и Общества от 28.03.2019 N 2561-07/2, который подтверждает правильность заполнения обществом отчётности по форме ДО-1.
Названный протокол не влияет на законность постановления о привлечении общества к административной ответственности, так как не является обязательным к исполнению актом. На межведомственном совещании был обсуждён, в том числе, вопрос о действующем электронном обмене предоставления отчётности по форме ДО-1 в таможенный орган. Было указано, что существующая технология оформления ДО-1 не требует каких-либо изменений до момента изменения Приказа ФТС РФ N 2688 от 29.12.2012.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении Общества к формальным требованиям публичного права. Правонарушение посягает на установленный в сфере таможенного регулирования порядок таможенного декларирования и контроля вывозимых с территории Российской Федерации товаров.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к возложенным на него обязанностям в названной сфере публичных правоотношений.
Таким образом, суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях Общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришёл к выводу о невозможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно не нашёл оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Правовых оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учётом пункта 29 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы Общества у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что требования Общества удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии со статьёй 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2020 по делу N А32-31077/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев, через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31077/2020
Истец: ПАО "НМТП", ПАО "НОВОРОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: Новороссийская таможня