Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 апреля 2021 г. N Ф05-3914/21 настоящее постановление отменено
г.Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А40-89886/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Северная сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.09.2020 по делу N А40-89886/20 (17-665)
по заявлению ООО "Северная сбытовая компания"
к Управлению Федерального казначейства по г.Москве
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконными действий, бездействия, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Северная сбытовая компания" (далее также - заявитель, Общество, ООО "ССК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по г.Москве (далее также - ответчик, Управление, УФК по г.Москве) по прекращению исполнения исполнительного листа серии ФС N 026835530, выданного 09.01.2020 Арбитражным судом Вологодской области по делу N А13-19801/19, а также бездействия указанного лица, выразившегося в неосуществлении расчета суммы неустойки в виде пени в процессе исполнения судебного акта по делу N А13-19801/19; о возложении обязанности на УФК по г.Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возобновления исполнения исполнительного листа серии ФС N 026835530, выданного 09.01.2020 Арбитражным судом Вологодской области по делу N А13-19801/19, и перечисления на расчетный счет ООО "Северная сбытовая компания" пени в соответствии с абз.10 п.2 ст.37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", начисленной на сумму задолженности в размере 722 832 руб. 98 коп. с 22.11.2019 по день фактической оплаты долга.
Решением суда от 21.09.2020, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на отсутствие совокупности условий, которые в силу положений ст.13 ГК РФ и ст.198 АПК РФ необходимы для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность оспариваемых действий Управления.
Ответчик в письменных объяснениях, представленных в порядке ст.81 АПК РФ, возражает против доводов, изложенных заявителем в апелляционной жалобе, просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Третье лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее также - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) в представленном в порядке ст.262 АПК РФ отзыве на жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. От заявителя в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Общества. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 09.01.2020 на основании вступившего в законную силу решения от 12.12.2019 по делу N А13-19801/19 Арбитражным судом Вологодской области выдан исполнительный лист серии ФС N 026835530 на взыскание с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (должник) задолженности по оплате за потребленную электроэнергию по контракту энергоснабжения от 06.02.2019 N 35010110000026 в августе и в сентябре 2019 года, в размере 722 832 руб. 98 коп., пени за период с 17.09.2019 по 21.11.2019 в размере 8 507 руб. 32 коп., пени в соответствии с абз.10 п.2 ст.37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", начисленные на сумму задолженности в размере 722 832 руб. 98 коп. с 22.11.2019 по день фактической оплаты долга, а также 10 863 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины
Означенный исполнительный документ был направлен Обществом для исполнения в УФК по г.Москве и согласно письму Управления от 03.04.2020 N 73-04-33/10-9737 данный документ 21.01.2020 принят к исполнению и полностью исполнен следующими платежными поручениями: N 333895 от 05.03.2020 на сумму 722 832 руб. 98 коп. (оплата основного долга); N 333893 от 05.03.2020 на сумму 10 863 руб. 00 коп. (возмещение госпошлины); N 333897 от 05.03.2020 на сумму 8 507 руб. 32 коп. (оплата пени, установленных судом); N 469045 от 10.03.2020 на сумму 21 331 руб. 76 коп. (оплата пени согласно расчету должника).
Уведомлением от 16.03.2020 N УИС-20Н2784-311/3170 исполнительный лист возвращен в Арбитражный суд Вологодской области в связи с полным его исполнением.
Между тем, получив на расчетный счет денежные средства в сумме 763 535 руб. 06 коп., перечисленные означенными платежными поручениями во исполнение требований указанного решения Арбитражного суда Вологодской области, Общество сочло исполнение неполным, поскольку размер пеней, начисленных в соответствии с абз.10 п.2 ст.37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ на сумму задолженности в размере 722 832 руб. 98 коп. с 22.11.2019 по день фактической оплаты долга, составил 30 811 руб. 61 коп. (а не 21 331 руб. 76 коп.), о чем уведомило УФК по г.Москве письмом от 11.03.2020 N 01-26/3943, и просило проверить расчет пени, произведенный должником, а также произвести полное исполнение требований судебного акта.
Письмом от 03.04.2020 N 73-04-33/10-9737 Управление отклонило требования Общества, указав, что денежные средства в сумме 21 331 руб. 76 коп. в оплату пени на сумму задолженности в размере 722 832 руб. 98 коп. с 22.11.2019 по день фактической оплаты долга перечислены согласно расчету должника, в связи с чем УФК по г.Москве считает исполнительный лист фактически исполненным.
Кроме того, Управление также предложило Обществу в судебном порядке урегулировать разногласия по вопросам исполнения указанного исполнительного документа с должником.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Заявленные Обществом требования рассматриваются на основании главы 24 АПК РФ, которой закреплена процедура судебного обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае отсутствует совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Федеральное казначейство (Казначейство России), согласно Положению о Федеральном казначействе (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703), является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Как территориальный орган федерального органа исполнительной власти Управление действует исключительно в рамках тех законодательных и нормативных правовых актов, которые регламентируют функции органов Федерального казначейства как единой структуры.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета, средства бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства осуществляется в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) и части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Согласно положениям части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с заявлением взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника (п.5). Бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника (п.7).
Как разъяснено в письме Казначейства России от 24.08.2012 N 42-7.4-05/9.3-492 "Об организации исполнения судебных актов, предусматривающие индексацию денежных средств или иные виды расчетов", расчет сумм индексации или иных видов расчетов должен производиться непосредственно должником и представляться одновременно с документами, указанными в пункте 3 статьи 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ.
Орган Федерального казначейства обязан проверять произведенный должником расчет на наличие арифметической ошибки.
В настоящем случае расчет неустойки за просрочку исполнения основного обязательства был рассчитан и предоставлен непосредственно должником, а также проверен УФК по г.Москве на наличие счетной ошибки.
Взыскатель, предъявляя исполнительный лист в УФК по г.Москве, свой расчет пеней не представил.
При проверке расчета Управление строго исходило из резолютивной части исполнительного листа и судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный лист серии ФС N 026835530 от 09.01.2020 (в Управление был представлен судебный акт от 12.12.2019, содержащий только резолютивную часть).
В связи с полным исполнением должником требований исполнительного листа серии ФС N 026835530 ответчик уведомлением от 16.03.2020 N УИС-20-Н2784-311/3170 направил данный исполнительный документ в Арбитражный суд Вологодской области.
При этом метод расчета взыскателя значительно отличался от метода расчета должника, о чем Управлению стало известно при получении расчета взыскателя, который был не согласен с рассчитанной должником неустойкой, и уже после направления полностью исполненного исполнительного документа в Арбитражный суд Вологодской области.
Абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ предусмотрено, что управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Исходя из содержания представленной взыскателем резолютивной части судебного акта, а также заявления взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, у ответчика отсутствовали какие-либо основания для применения к расчету суммы пени предполагаемой взыскателем ставки рефинансирования ЦБ РФ, то есть Управление не имело полномочий и достаточных данных для того, чтобы при принятии решения об обоснованности предложенного должником расчета, вытекающего из представленных документов, в том числе из судебного акта, брать за основу метод взыскателя.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемых действий Управления при исполнении исполнительного документа положениям действующего бюджетного законодательства, в связи с чем заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2020 по делу N А40-89886/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-89886/2020
Истец: ООО "СЕВЕРНАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3914/2021
05.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3914/2021
21.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60091/20
21.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-89886/20