Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 марта 2021 г. N Ф08-946/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
21 декабря 2020 г. |
дело N А32-34635/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ереминой О.А.
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2020 (дата объявления резолютивной части, полный текст решения изготовлен 29.10.2020) по делу N А32-34635/2020
по иску министерства здравоохранения Краснодарского края
к ответчику - ГУП Краснодарского края "Кубаньфармация"
о взыскании неустойки
УСТАНОВИЛ:
министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к государственному унитарному предприятию Краснодарского края "Кубаньфармация" о взыскании неустойки в размере 3395 руб. 38 коп. за период с 27.05.2017 по 28.06.2017.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 19.10.2020 (дата объявления резолютивной части, полный текст решения изготовлен 29.10.2020) в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом пропущен срок исковой давности.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что период поставки товара по контракту с 24.07.2017 по 26.05.2017. Фактически медицинская продукция поставлена 28.06.2017, период просрочки составил 33 дня, срок исковой давности начал течь с 29.06.2017. Судом не учтено, что в связи с направлением претензии течение срока исковой давности прервалось на 30 дней, срок исковой давности истек 28.07.2020. Кроме того, судом не учтено принятие министерством мер и выполнение мероприятий в связи с распространением короновирусной инфекции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Как следует из отзыва на апелляционную жалобу, ответчик доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 26.04.2017 между министерством здравоохранения Краснодарского края (государственный заказчик) и ГУП Краснодарского края "Кубаньфармация" (поставщик) заключен государственный контракт N 0318200057117000092.2017.129826 (362-Г/М) на поставку медицинской продукции для государственных нужд на 2017 год, согласно которому поставщик обязался передать государственному заказчику лекарственные препараты для медицинского применения (панкреатин) в количестве, по цене и сроки, указанные в спецификации, а государственный заказчик обязался принять и оплатить медицинскую продукцию на условиях контракта.
В соответствии с пунктом 2.1 цена контракта составляет 80971 руб. 92 коп.
В пункте 3.1 контракта определен срок поставки - в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта.
Между сторонами подписано дополнительное соглашение N 1 от 26.06.2017 контракту, согласно которому цена контракта составляет 80698 руб. 32 коп.
Во исполнение названного контракта поставщик по товарной накладной N К17Ф0027177 от 28.06.2017 (л.д. 24) передал покупателю товар на сумму 80698 руб. 32 коп.
В связи с просрочкой поставки товара министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании неустойки в размере 3395 руб. 38 коп. за период с 27.05.2017 по 28.06.2017.
В силу статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы (пункт 2 названной статьи).
В соответствии со статьей 526 Кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В пункте 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определено, что под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени муниципального образования муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного права.
В пункте 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (пункт 7 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
В ходе рассмотрения дела ГУП Краснодарского края "Кубаньфармация" заявило о попуске срока исковой давности по заявленному требованию (отзыв на иск - л.д. 70-72).
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности установлен в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 Кодекса).
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что период поставки по контракту с 24.07.2017 по 26.05.2017. Фактически медицинская продукция поставлена 28.06.2017, период просрочки составил 33 дня, срок исковой давности начал течь с 29.06.2017.
Согласно пункту 3.1 контракта срок поставки - в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта.
Государственный контракт N 0318200057117000092.2017.129826 (362-Г/М) заключен 26.04.2017, таким образом, товар подлежал передаче в срок до 26.05.2017, следовательно, о нарушении своего права заказчик узнал 26.05.2017.
Поставка состоялась 28.06.2017, следовательно, период начисления неустойки за нарушение срока поставки с 27.05.2017 по 28.06.2017.
Согласно штампу канцелярии суда первой инстанции, с настоящим иском министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края 19.08.2020, то есть по истечении трехлетнего срока давности.
Довод о том, что судом не учтено, что в связи с направлением претензии течение срока исковой давности прервалось на 30 дней, срок исковой давности истек 28.07.2020, отклоняется апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43).
По смыслу указанной нормы соблюдение сторонами предусмотренного законом претензионного порядка в срок исковой давности не засчитывается, фактически продлевая его на этот период времени.
В части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен обязательный досудебный порядок по гражданско-правовым спорам денежного характера, срок рассмотрения претензии установлен в 30 дней.
В материалы дела представлена претензия от 05.07.2017 (л.д. 25-26) с требованием произвести оплату неустойки в размере 7190 руб. 22 коп. в связи с просрочкой поставки товара за период с 27.05.2017 по 28.06.2017 по государственному контракту N 0318200057117000092.2017.129826 (362-Г/М) от 26.04.2017.
Претензия получена ГУП Краснодарского края "Кубаньфармация" 25.12.2017, о чем свидетельствует соответствующая отметка.
В данном случае срок исковой давности продлен на 30 дней (с 27.05.2017 по 28.06.2017) и истек 28.07.2020.
При этом, с настоящим иском министерство обратилось 19.08.2020, то есть за пределами общего срока исковой давности.
Ссылка заявителя на то, что судом не учтено принятие министерством мер и выполнение мероприятий в связи с распространением короновирусной инфекции признается несостоятельной апелляционным судом.
Судом первой инстанции установлено, что период нерабочих дней, объявленный указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" завершен 11.05.2020.
Постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации N 808 от 18.03.2020, N 821 от 08.04.2020 приостановлен личный прием граждан в судах и рекомендовано подавать документы только через электронные интернет-приемные судов или по почте России. Постановлено рассматривать только категории дел безотлагательного характера (об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, и другие), а также в порядке приказного, упрощенного производства.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у истца отсутствовали препятствия для подачи искового заявления в пределах срока исковой давности.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2020 (дата объявления резолютивной части, полный текст решения изготовлен 29.10.2020) по делу N А32-34635/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Еремина О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34635/2020
Истец: Министерство Здравоохранения КК, Министерство здравоохранения Краснодарского края
Ответчик: ГУП КК Кубаньфармация, ГУП Краснодарского края "Кубаньфармация"