город Ростов-на-Дону |
|
25 декабря 2020 г. |
дело N А53-44213/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И., судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - представителя Гришечкиной К.С. по доверенности от 09.01.2020,
от третьего лица - представителя Четвергова С.В. по доверенности от 17.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2020 по делу N А53-44213/2019
по иску муниципального унитарного предприятия города Астрахани "Коммунэнерго" (ИНН 3018010781, ОГРН 1023000828861)
к ответчику - федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
при участии третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Астрахани "Коммунэнерго" (далее - МУП "Коммунэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО") о взыскании 653 057,06 руб. задолженности за тепловую энергию за период октябрь - декабрь 2016 года, январь - апрель, октябрь - декабрь 2017 года, январь - апрель, октябрь - декабрь 2018 года, январь - апрель 2019 года.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате тепловой энергии.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2020 исковые требования удовлетворены частично. С ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" в пользу МУП "Коммунэнерго" взыскана задолженность в размере 210 944, 25 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что нежилые помещения до 11.12.2018 принадлежали ответчику на праве оперативного управления, в связи с чем, ответчик обязан оплачивать тепловую энергию, поставленную в указанные помещения. Судом произведен перерасчет задолженности с учетом выбытия с 11.12.2018 помещений из оперативного управления ответчика.
Не согласившись с данным судебным актом, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 26.10.2020 отменить в части удовлетворенных исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" не является уполномоченным лицом по оплате платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги и не имеет полномочий по заключению договоров со сторонними организациями, в том числе, по оплате услуг за жилищно-коммунальные услуги.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда в обжалуемой части отменить, ссылаясь на то обстоятельство, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, истом пропущен срок исковой давности за период с октября 2016 года по декабрь 2016 года.
МУП "Коммунэнерго" в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
От МУП "Коммунэнерго" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя предприятия.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя истца в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку МУП "Коммунэнерго" и Министерство обороны Российской Федерации не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности судебного акта в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика и третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "Коммунэнерго" в период октябрь - декабрь 2016 года, январь - апрель, октябрь - декабрь 2017 года, январь - апрель, октябрь - декабрь 2018 года, январь - апрель 2019 года оказывало услуги по поставке тепловой энергии в помещения, расположенные по адресу: г. Астрахань, пер. Грановский, д. 54.
Поскольку ответчиком оплата за потребленный ресурс не производилась, за указанный период образовалась задолженность за потребленную тепловую энергию в общем размере 653 057,06 руб.
Истец направил в адрес ответчика претензию с просьбой погасить образовавшуюся задолженность.
Поскольку задолженность ответчиком не погашена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
При рассмотрении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Следовательно, данные отношения должны рассматриваться как договорные. Такое толкование данной нормы применительно к договорам энергоснабжения дано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров".
Таким образом, несмотря на отсутствие письменного договора между сторонами, ответчик обязан оплатить истцу фактически полученную тепловую энергию.
Статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение не условий такого обязательства допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 часть 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно представленному в материалы дела приказу директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 11.12.2018 N 3063 "О закреплении недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Управление гостиничным хозяйством" Минобороны России прекращено право оперативного управления ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу:
г. Астрахань, пер. Грановский, д. 54.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что спорное недвижимое имущество до издания приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 11.12.2018 N 3063 находилось в оперативном управлении ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО", ответчик является лицом, обязанным вносить соответствующие платежи по оплате поставленной тепловой энергии в нежилые помещения по адресу: г. Астрахань, пер. Грановский, д. 54. Доводы жалобы ответчика в указанной части отклоняются как несостоятельные.
Поскольку с 11.12.2018 право хозяйственного ведения на указанные нежилые помещения закреплено за ФГУП "Управление гостиничным хозяйством", судом первой инстанции обоснованно указанно, что требования о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию следует начислять по 11.12.2018.
В соответствии с абзацем 5 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления).
Таким образом, при отсутствии договора ресурсоснабжения между собственником нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией, необходимо признать факт бездоговорного потребления и признать право исключительно ресурсоснабжающей организацией, предъявить к оплате собственнику нежилого помещения коммунальный ресурс в объеме, рассчитанном для случая бездоговорного потребления.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1); размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2); плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации,).
В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно абзацу второму пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Начисления за поставленную тепловую энергию производились в соответствии с постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области N 31 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях на территории муниципального образования "Город Астрахань" от 25.06.2018, в соответствии с которым норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях МО "Город Астрахань" в отопительный период установлен Приложением N 1 к данному постановлению и в 2016 году составлял 0,02883, в 2017 году - 0,02883, в 2018 году - 0,02883, в 2019 году - 0,02864.
Размер платы за предоставленные услуги по отоплению рассчитывается исходя из пункта 2 Приложение N 2 Правил N 354 от 06.05.2011 и определяется по формуле:
Р = N * S * T, где
Р - размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии, при отсутствии общедомового прибора учета;
N - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
S - общая площадь нежилого помещения;
Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт и объем поставленной истцом ответчику в спорный период тепловой энергии подтверждены представленными в материалы дела первичными документами (акт от 30.10.2018, акт N 954 от 18.10.2016), не оспоренными ответчиком, которые оценены судом с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно признаны надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.
При рассмотрении спора в суде первой инстанции ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что исковое заявление направлено в суд посредством почтового отправления 27.11.2019, с учетом даты подачи заявления, а также 30 дневного срока на направление претензии, заявителем пропущен срок исковой давности за период - октябрь 2016 года.
С учетом выбытия имущества из оперативного управления ответчика 11.12.2018, судом первой инстанции произведен перерасчет задолженности в соответствии с которым задолженность составляет 210 944,25 руб.
Судом апелляционной инстанции также произведен расчет задолженности с учетом даты выбытия имущества из оперативного управления и пропуска срока исковой давности, в соответствии с которым размер задолженности превышает сумму, взысканную судом первой инстанции. Поскольку решение суда обжаловано в части удовлетворения исковых требований, истцом не заявлено возражений относительно взысканного судом размера задолженности, основания для изменения судебного акта отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Министерства обороны о том, что надлежащим ответчиком в рассматриваемом случае является управляющая организация. Министерство указывает, что согласно информации с сайта www.reformagkh.ru управляющей компанией многоквартирного дома N 54 по пер. Грановскому в г. Астрахань с 01.05.2015 является ООО "ЖЭК "Домоуправление".
Как следует из материалов дела, заявленная в исковом заявлении задолженность в размере 653 057,06 руб. является платой за услугу отопления, а не за коммунальный ресурс, потребленный на общедомовые нужды.
Пункт 18 Правил N 354 также предусматривает обязательства собственника нежилого помещения по заключению прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, а именно: в случае если в соответствии с настоящими Правилами исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, не является ресурсоснабжающая организация, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан в течение 5 дней после заключения договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями представить исполнителю их копии, а также в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
В силу пункта 6 Правил N 354 в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
Из приведенных положений усматривается прямая обязанность владельца нежилого помещения на заключение прямых договоров поставки энергоресурсов непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Учитывая изложенное, доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии полномочий на заключение договоров с ресурсоснабжающей организацией отклоняется судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2020 по делу N А53-44213/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-44213/2019
Истец: МУП Г.АСТРАХАНИ "КОММУНЭНЕРГО"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство обороны РФ