Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2021 г. N Ф07-2863/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А56-110255/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: Оличева О.Н. по доверенности от 14.12.2020
от заинтересованных лиц: 1) Круг Ю.А. по доверенности от 19.02.2020,
2) не явился, извещен
3) Круг Ю.А. по доверенности от 03.12.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30042/2020) Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2020 по делу N А56-110255/2019 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям"
к 1) начальнику Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерство обороны Российской Федерации по Западному военному округу;
2) руководителю контрольной группы (заместитель начальника 3 отдела) Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерство обороны Российской Федерации по Западному военному округу
3) Министерству обороны Российской Федерации в лице Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерство обороны Российской Федерации по Западному военному округу
об оспаривании акта, протокола
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям" (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к заинтересованным лицам - начальник Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) (далее - МУ ВФКиА МО (ЗВО)), руководитель контрольной группы (заместитель начальника 3 отдела) Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу), Министерство обороны Российской Федерации в лице Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) (далее - Министерство), с заявлением (с учетом принятых судом уточнений), содержащим следующие требования:
1) об оспаривании акта от 24.05.2019 N 229/ЗВО/2019/45дсп выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической деятельности (далее - Акт), проведенной МУ ВФКиА МО (ЗВО) в отношении Управления: - в части раздела 7 о необоснованной выплате денежной компенсации за наем/поднаем жилья военнослужащими;
- в части пункта 2 раздела "Выводы";
- в части следующих пунктов раздела "Предложения по устранению нарушений":
пункт 2 следующего содержания: назначить и провести административные расследования/проверки с целью установления причин и лиц, виновных в причинении ущерба, провести разбирательства по выявленным нарушениям; представить в МУ ВФКиА МО (ЗВО) копии приказов по результатам административных расследований и проведенных разбирательств;
пункт 3 следующего содержания: отразить в книге учета недостач и на счетах бюджетного учета сумму выявленного настоящей проверкой ущерба; представить в МУ ВФКиА МО (ЗВО) копию приказа об отражении ущерба в книге учета недостач, выписки из книги учета недостач, оборотно-сальдовую ведомость по счету 209 "расчеты по ущербу и иным доходам";
пункт 4 следующего содержания: принять меры по возмещению ущерба, выявленного в ходе проверки.
2) об оспаривании утвержденного 01.07.2019 протокола от 26.06.2019 N 11/2019 рассмотрения возражений на Акт (далее - Протокол):
в части раздела 1 об отклонении возражений Управления на раздел 7 Акта;
3) о возложении на начальника контрольной группы МУ ВФКиА МО (ЗВО) обязанности исключить оспариваемые положения из Акта;
4) о возложении на начальника МУ ВФКиА МО (ЗВО) обязанности удовлетворить возражения Управления в части выплаты/переплаты компенсации за наем/поднаем жилых помещений в размере 496 465,11 руб.
Решением суда от 15.08.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что регистрация является лишь способом учета граждан в пределах Российской Федерации и носит уведомительный характер. Ссылается на то, что начальник Управления не имеет полномочий на проведение административных расследований в отношении не подчиненных начальнику управления лиц. Указывает на недоказанность обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых разделов акта; оспариваемые положения протокола напрямую нарушают экономические интересы Управления, как участника бюджетного процесса.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель МУ ВФКиА МО и Министерства просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Руководитель контрольной группы (заместитель начальника 3 отдела) Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерство обороны Российской Федерации по Западному военному округу надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом начальника МУ ВФКиА МО (по ЗВО) от 06.03.2019 N 39, пункта 45 плана ведомственного финансового контроля ВФКиА МО РФ на 2019 год, в федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям" ревизионной группой МУ ВФКиА МО РФ (по ЗВО) в период с 13.03.2019 по 24.04.2019 были проведены контрольные мероприятия по отдельным вопросам финансово-экономической, хозяйственной деятельности и финансово-экономического обеспечения обслуживаемых воинских частей и учреждений за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
Выявленные в результате проверки нарушения зафиксированы актом проверки от 228/ЗВО/2019/45дсп от 24.05.2019.
Не согласившись с результатами проверки, Управление представило на Акт возражения.
Утвержденным 01.07.2019 протоколом от 26.06.2019 N 11/2019 возражения Управления были отклонены.
Не согласившись частично с вышеуказанными Актом и Протоколом, Управление оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) установлено право военнослужащих на жилище, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительство Российской Федерации утверждено Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.
Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3 Положения, денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
В целях реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция N 303).
Согласно с пункту 1 Инструкции N 303 денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) выплачивается военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (далее - члены семей погибших (умерших) военнослужащих), не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы и включенным в целях жилищного обеспечения структурным подразделением уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) либо специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) согласно принадлежности территорий в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, за счет и в пределах средств, предусматриваемых Министерству обороны Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на выплату денежной компенсации, в размерах, установленных договором найма (поднайма) жилья, но не выше размеров, определенных в порядке, установленном пунктами 2 и 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".
В соответствии с пунктом 4 Инструкции N 303 выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта (приложение N 1 к настоящей Инструкции), к которому прилагаются следующие документы:
копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
справка воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего;
выписка из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации);
копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста;
копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, направленного военнослужащему уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа в соответствии с пунктом 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 г., регистрационный N 18841).
Согласно пункту 12 Инструкции N 303 при определении права на получение денежной компенсации учитываются члены семьи военнослужащего или погибшего (умершего) военнослужащего, указанные в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 76-ФЗ.
Таким образом, для получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений необходимо соблюдение условий, предусмотренных Инструкцией N 303.
Перечень документов, поименованных в пункте 4 Инструкции N 303, является исчерпывающим.
В связи с вышеизложенным апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что основанием для принятия решения о выплате денежной компенсации является рапорт военнослужащего с приложением документов, поименованных в пункте 4 Инструкции N 303, в том числе, копий паспортов с отметками о регистрации по месту жительства, копий свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии), а именно о регистрации по адресу, по которому проживают военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, в соответствии с договором найма (поднайма) жилого помещения, либо по просьбе военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей.
При этом никакие иные дополнительные документы, не поименованные в пункте 4 Инструкции N 303, не могут служить основанием для принятия решения о выплате денежной компенсации, предусмотренной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303.
Таким образом, следует признать, что решение о выплате денежной компенсации, принятое в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 4 Инструкции N 303, повлекло неправомерные выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
При таких обстоятельствах оспариваемые акт и протокол в обжалуемой части обоснованно признаны судом первой инстанции правомерными.
Довод подателя жалобы о том, что начальник Управления не имеет полномочий на проведение административных расследований в отношении не подчиненных начальнику управления лиц, подлежит отклонению.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", пунктами 52, 53, 57 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 717, при обнаружении ущерба командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.
С учетом этого внесение в акте предложений провести административные расследования, представить копии приказов о результатах проведенных расследований, издать приказ о внесении сумм ущерба от незаконных расходов, недостач, переплат и неположенных выплат в книгу учета недостач, а также принять решения по устранению нарушений и возмещению ущерба, нельзя признать нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку это соответствует положениям вышеуказанных нормативных актов, согласно которым при таких обстоятельствах командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование в целях установления факта наличия ущерба, его причин, размера и виновных лиц.
Именно в ходе административного расследования должно быть установлено командиром (начальником) наличие (либо отсутствие) ущерба, а по его результатам приняты меры к его возмещению, либо в Управление представлены доказательства отсутствия такового.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно отказывал в удовлетворении заявленных Управлением требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 августа 2020 года по делу N А56-110255/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-110255/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КАЛУЖСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ"
Ответчик: Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита, Министерство обороны Российской Федерации по Западному военному округу, Министерство обороны Российской Федерации