г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2020 г. |
дело N А21-3450/2017/-21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 26 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Морозовой Н.А.,
судей Рычаговой О.А., Тойвонена И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Федорук Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-32410/2020, 13АП-32407/2020) Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области, закрытого акционерного общества "Международный центр развития регионов" на определение Арбитражного суда Калининградской области от 08.10.2020 по делу N А21-3450/2017/-21, принятое по заявлению конкурсного управляющего Ковалева Леонида Владимировича об утверждении изменений в порядок продажи имущества должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Черняховская МПМК",
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Черняховская МПМК" (далее - должник).
Определением суда от 13.11.2017 заявление признано обоснованным, в отношении должника введена процедура банкротства наблюдение, временным управляющим утверждён Ковалев Леонид Владимирович.
Решением суда от 15.03.2018 должник признан банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждён Ковалев Л.А.
Соответствующая информация опубликована в газете "Коммерсантъ" 024.03.2018 N 50.
Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением об утверждении Порядка и условий проведения торгов по реализации имущества должника в представленной им редакции.
Определением от 08.10.2020 суд первой инстанции заявление конкурсного управляющего удовлетворил, внёс изменения в пункты 4.3, 10.2, 10.8 в редакции конкурсного управляющего в Положение о порядке и условиях проведения открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества ООО "Черняховская МПМК".
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального права, просит определение суда первой инстанции от 08.10.2020 отменить. По мнению подателя жалобы, предложенные конкурсным управляющим и утверждённые судом изменения являются нецелесообразным, повлекут затягивание сроков процедуры банкротства должника.
В апелляционной жалобе ЗАО "Международный центр развития регионов", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального права, просит определение суда первой инстанции от 08.10.2020 отменить. Как указывает податель жалобы, кредиторы должника единогласно проголосовали против внесения предлагаемых конкурсным управляющим изменений в Порядок и условия проведения открытых торгов, в том числе и потому, что они не отвечают критерию разумности.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел". Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением суда от 15.03.2018 должник признан несостоятельным банкротом.
Конкурсный управляющий провел инвентаризацию имущества, по результатам которой у должника выявлено следующее имущество:
- нежилое здание (казарма), общей площадью 210,2 кв.м, с кадастровым номером 39:05:061123:331;
- нежилое здание (казарма), общей площадью 134,2 кв.м, с кадастровым номером 39:05:061123:337:
нежилое здание (учебный корпус), общей площадью 714,6 кв.м, с кадастровым номером 39:05 :061123 :334;
- земельный участок, общей площадью 239 694,00 кв.м, с кадастровым номером 39:05:061123:320.
Сведения о проведении инвентаризации имущества размещены в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве сообщением N 2736299 от 29.05.2018.
Конкурсный управляющий провёл оценку объектов недвижимого имущества должника, рыночная стоимость которых составила 14 142 000 руб., что подтверждается отчётом об оценке от 18.03.2019 N 2030/1-07-18, подготовленным ООО "Независимая оценка".
Сведения о проведении оценки имущества размещены в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве сообщением от 25.03.2019 N 3601195.
25.04.2019 собранием кредиторов должника утверждён Порядок и условия проведения открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества должника.
Согласно представленному конкурсным управляющим положению о Порядке и условиях проведения открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества должника, реализация имущества проводится на следующих условиях:
- торги проводятся в электронной форме;
- начальная цена продажи имущества определена отчетом об оценке N 2030/1-07-18 от 18.03.2019 в размере 14 124 000 руб.;
- имущество продается единым лотом;
- организатором торгов выступает ООО "Клен";
- задатки на участие в торгах поступают на расчетный счет ООО "Клен";
- организатор торгов производит публикацию о проведении торгов в газете "Ярмарка", а так же в газете "Коммерсантъ" и на сайте ЕФРСБ;
- размер задатка составляет 100/0 от начальной стоимости имущества;
- шаг снижения (величина снижения от начальной стоимости) на торгах в публичном предложении 5% от начальной стоимости имущества каждые 7 календарных дней;
- максимальная величина снижения 50% от начальной стоимости имущества.
Конкурсный управляющий в период с 23.09.2019 по 09.12.2019 назначил электронные торги в форме публичного предложения с открытой формой подачи предложения по реализации имущества должника. Начальная цена составила - 12 727 800 руб.
Согласно сообщению от 10.01.2020 N 4563930 торги по реализации вышеуказанного имущества должника признаны не состоявшимися в связи с отсутствием заявок.
По инициативе конкурсного управляющего на 12.08.2020 назначено повторное проведение собрания кредиторов с повесткой дня: "Внесение изменений в утвержденный Порядок и условия проведения открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества".
Конкурсный управляющий просил внести изменения в следующие пункты:
- пункт 4.3: "В срок не позднее, чем за 30 (Тридцати) рабочих дней до даты проведения торгов, опубликовывает информационное сообщение о продаже имущества в официальном издании (газете "Коммерсантъ"), на интернет сайте АВИТО (https://www.avito.ru/), и в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. В сообщении о продаже имущества должны содержаться: сведения об имуществе/лоте, его составе, характеристиках, описание имущества/лота, порядок ознакомления с имуществом/лотом; сведения о проведении торгов в форме аукциона с открытой формой представления предложений о цене имущества/лота; порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене имущества/лота (даты и время начала представления указанных заявок и предложений; порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток";
- пункт 10.2: "Начальная цена продажи имущества/лота посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества/лота на повторных торгах. При этом величина дальнейшего снижения начальной цены продажи устанавливается в размере 2,5% процентов от начальной цены продажи посредством публичного предложения";
- пункт 10.8: "В случае если в результате продажи имущества его цена снизилась на 10 (десять) процентов от начальной цены продажи имущества/лота конкурсный управляющий обязан приостановить продажу имущества/лота и собрать собрание конкурсных кредиторов для совместного принятия решения о дальнейшей судьбе имущества. Принятое совместное решение оформляется в письменном виде.
Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области, закрытое акционерное общество "Международный центр развития регионов", будучи единственными кредиторами должника, проголосовали против внесения изменений в Порядок и условиях проведения открытых торгов.
Ссылаясь на то, что конкурсные кредиторы на собрании кредиторов должника 12.08.2020 проголосовали против представленных конкурсным управляющим предложений по внесению изменений в утвержденный порядок, при этом свои предложения конкурсные кредиторы не представили, конкурсный управляющий обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования конкурсного управляющего, суд исходил из того, что предложенные конкурсным управляющим изменения в порядок продажи имущества должника не противоречат положениям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и по существу соответствуют целям процедуры конкурсного производства, направленным на реализацию конкурсной массы и последующее удовлетворение требований кредиторов.
Изучив материалы, доводы жалоб, апелляционный суд признал апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Продажа имущества должника является важным этапом конкурсного производства, направленным на реализацию этого имущества с целью получения наибольшей выручки, и представляет собой регламентированный процесс, совершаемый по определенным правилам, которые установлены Закон о банкротстве.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено также предложение, включающее в себя сведения о составе имущества должника, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества должника в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества должника, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.
Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 Закона о банкротстве.
В силу положений пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве, в случае если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьи 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
При этом цель процедуры продажи имущества должника посредством публичного предложения состоит в реализации имущества должника путем систематического снижения цены и в наиболее короткие сроки.
Соответственно, установление цены отсечения при продаже имущества посредством публичного предложения исключает снижение цены ниже цены отсечения.
Определение рыночной цены реализуемого имущества осуществляется на основе рыночных показателей спроса и предложения и максимально точно определяется в ходе открытых торгов при условии отсутствия препятствий для участия в них всех заинтересованных лиц.
Положение о Порядке и условиях проведения открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества должника утверждено собранием кредиторов должника 25.04.2019.
В первоначальной редакции Порядка проведения торгов в пункте 10.2. указано, что величина дальнейшего снижения устанавливается 5% процентов от начальной цены.
Конкурсный управляющий просит установить 2,5% процентов.
В первоначальной редакции Порядка проведения торгов в пункте 10.8. указано, что в случае если в результате продажи его имущества его цена снизилась на 50% процентов от начальной цены продаж конкурсный управляющий обязан приостановить продажу имущества.
В данном пункте конкурсный управляющий просит установить 10%.
Согласно сообщению от 10.01.2020 N 4563930 торги по реализации имущества должника признаны не состоявшимися в связи с отсутствием заявок.
В условиях реализации спорного имущества посредством проведения торгов с учетом величины последовательного снижения на 5% от начальной цены на повторных торгах в форме публичного предложения, а также установлением цены отсечения в размере 50% от начальной цены, свидетельствует об установлении лишь нижней границы стоимости реализуемого имущества на этапе публичного предложения в целях недопущения реализации имущества по более низкой цене, что не препятствует продаже имущества по более высокой цене при проведении первых и повторных торгов либо при наличии соответствующего предложения на этапе публичного предложения.
В то же время завышение величины последовательного снижения и цены отсечения в случае несоответствия рыночным показателям спроса и предложения повышает риск объявления торгов несостоявшимися и увеличение сроков реализации имущества должника.
В данном случае установление величины снижения начальной цены продажи имущества в размере 2,5% и минимальной цены продажи имущества в размере 10% от начальной цены имущества с учетом не состоявшихся первоначальных торгов расценивается апелляционным судом как нецелесообразность и неразумность действий конкурсного управляющего, которые могут привести к затягиванию процедуры банкротства должника, с учетом отсутствия интереса участников рынка в приобретении имущества должника на уже проведенных торгах при более лучших условиях.
Обращаясь с настоящим заявлением, конкурсный управляющий не представил доказательств, обусловливающих необходимость внесения изменения в указанных размерах, обладающих ещё более жёстким ограничительным характером, учитывая отсутствие покупательского спроса, который не проявился на первых торгах.
В этой связи апелляционный суд полагает, что установление минимальной цены снижения в размере 2,5% и минимальной цены продажи в размере 10 % не соответствует принципам разумности и не позволит обеспечить соблюдение баланса интересов конкурсных кредиторов, уполномоченного органа и должника. Сам по себе факт установления высокой цены отсечения не свидетельствует о создании наиболее благоприятных условий для достижения целей конкурсного производства, поскольку фактическая стоимость реализации имущества определится соотношением спроса и предложения, а не фиксированием её предельного размера.
Таким образом, первоначальная утвержденная редакция Порядка и условий проведения открытых торгов в форме аукциона не нарушает права лиц, участвующих в деле, так как при наличии потенциального покупателя, готового приобрести имущество по более высокой цене, он имеет возможность сделать это, подав заявку на соответствующем шаге снижения цены.
Апелляционный суд дополнительно учитывает, что именно отсутствием экономической целесообразности внесения подобных изменений в Порядок обусловлен отказ кредиторов - ФНС и ЗАО "МЦРР" - в их утверждении. Обращаясь в суд вопреки воле кредиторов, конкурсный управляющий не опроверг позицию кредиторов об отсутствии необходимости внесения испрашиваемых изменений как влекущих затягивание процедуры реализации имущества должника.
Наличие подобных обстоятельств не выявлено и в рамках апелляционного производства.
Учитывая изложенное, определение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе конкурсному управляющему в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 08.10.2020 по делу N А21-3450/2017/21 отменить.
В удовлетворении заявления конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью "Черняховская МПМК" Ковалеву Леониду Владимировичу отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.А. Рычагова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3450/2017
Должник: ООО "Черняховская МПМК"
Кредитор: Вавжик Николай Владимирович, ЗАО "Международный Центр Развития Регионов", Межрайонная ИФНС России N 10 по К/О, Межрайонная ИФНС России N 2 по К/о, ООО "Вест-Алко", Федеральная налоговая служба, Фербей Василий Степанович
Третье лицо: Рысева Т.С., Синкевич Юлия Олеговна, А/у Ковалев Леонид Владимирович, Ассоциация "НацАрбитр", Демерза Александр Дмитриевич, Заиченко Иван Николаевич, Ковалев Леонид Владимирович, ОАО "ВЭБ-лизинг", ООО "Варан", ООО "РЕСО-Лизинг", ПАО АКБ "Связь - Банк", ПАО АКБ "Связь-Банк", Рысева Татьяна Сергеевна, Суслов Константин Константинович, Суслова Алевтина Константиновна, Ткачук Андрей Валерьевич, УМВД России по Калининградской области, Управление Росреестр, УФНС РФ по К/о, ФГБУ Директор филиала "ФКП Росреестра " по Калининградской области подведомтвенного "Управлению Росреестра" по Калининградской области, Шогенов Ю. З., Шогенова К. Ю.
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6398/2022
29.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6383/2021
26.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32410/20
16.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19661/19
16.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19632/19
12.03.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3450/17
31.01.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3450/17
05.06.2018 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3450/17
16.05.2018 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3450/17
04.05.2018 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3450/17
12.04.2018 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3450/17
11.04.2018 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3450/17
15.03.2018 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3450/17
28.12.2017 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3450/17
21.12.2017 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3450/17
13.11.2017 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3450/17
04.09.2017 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3450/17