г. Санкт-Петербург |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А42-7006/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: Нехрин Д.А. (доверенность от 28.10.2019)
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33713/2020) ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.10.2020 по делу N А42-7006/2020 (судья Кушниренко В.Н.), принятое
по заявлению ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений города Мурманска
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений города Мурманска,
3-и лица: 1)ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области"; 2)АО "Мурманская ТЭЦ"; 3)Государственное областное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области"; 4)ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области",
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ОСК Северного флота (жилищнокоммунальная служба N 1 (г. Мурманск)) (далее - Учреждение) обратилось в Октябрьский районный суд города Мурманска с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений города Мурманска (далее - Комитет), выразившегося в отказе принятия мер к постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи "участок тепловой сети от ТК104А/2 до технического подполья административного здания по адресу: г.Мурманск, ул. Буркова, д. 4", обязании Комитета направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области заявление о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи "участок тепловой сети от ТК104А/2 до технического подполья административного здания по адресу: г.Мурманск, ул.Буркова, д.4".
Делу присвоен номер N 2а-1866/2020.
Определением Октябрьского районного суда города Мурманска от 29.06.2020 дело передано на рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Делу присвоен N А42-7006/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное областное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности по Мурманской области" (далее - ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области"), Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Мурманской области" (далее - Военный комиссариат), Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области"), акционерное общество "Мурманская ТЭЦ" (далее - АО "Мурманская ТЭЦ").
Решением от 19.10.2020 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, полагая, что спорный объект имеет все признаки бесхозяйного имущества, спорным участком никто не владеет и не несет бремени его содержания, из приведенного судом судебного акта по делу N А42-357/2011 и обеспечения спорным имуществом тепловой энергией административного здания нельзя сделать однозначный вывод о фактическом владельце участка теплосети.
Комитет, Учреждение, третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.03.2020 Учреждение обратилось в Администрацию г.Мурманска с заявлением о принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества: "участок тепловой сети от ТК 104А/2 до технического подполья административного здания по адресу: г.Мурманск, ул.Буркова, д.4", предоставив переписку с органами, уполномоченными в сфере управления и учета федерального имущества, государственного имущества Мурманской области, муниципального имущества города Мурманска, свидетельствующую о том, что указанное имущество не числится в реестрах федерального, регионального, муниципального имущества.
Письмом от 13.04.2020 N 15-07-01/4108 в направлении в уполномоченный орган заявления о принятии на учет участка тепловой сети Комитетом отказано, поскольку спорная инженерная сеть не является бесхозяйной, предназначена для обслуживания административного здания N 4 по улице Капитана Буркова в городе Мурманска, используется только для собственных нужд ФКУ "Военный комиссариат Мурманской области" и ГОУ "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайный ситуаций, противопожарной безопасности Мурманской области".
Полагая отказ Комитета в совершении действий по принятию участка тепловой сети на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи как незаконное бездействие, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований правомерно.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и одновременно с этим законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно указанному Порядку принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Для осуществления процедуры по обращению в регистрирующий орган для принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества орган местного самоуправления должен определить, соответствует ли данный объект недвижимого имущества признакам бесхозяйности, установленным в части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания спорного участка тепловой сети бесхозяйной вещью.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом не принятое на учет в ЕГРП недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, теплосеть от ТК 104А/2 до технического подполья административного здания по адресу: г.Мурманск, ул.Буркова, д.4, построена одновременно со зданием и предназначалась для поставки в него коммунального ресурса, в настоящее время посредством спорного участка тепловой сети осуществляется теплоснабжение административных зданий по адресу: г.Мурманск, ул. Буркова, д. 4 и д. 6 (в здании располагается ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области"), постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 по делу N А42-357/2011 признано право федеральной собственности на административное здание общей площадью 2606,1 кв.м, расположенное по адресу: г.Мурманск, ул. Буркова,4, приказом Министерства имущественных отношений от 28.08.2012 N 323 "Об исключении объекта недвижимого имущества из реестра государственного имущества Мурманской области" здание исключено из состава областного имущества, в настоящее время здание закреплено за Военным комиссариатом и ГУ МЧС России по Мурманской области, которое передало помещения части здания в безвозмездное пользование ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области". Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 15.03.2004, являвшемуся приложением к договору теплоснабжения, тепловые сети от ТК 104А/2 до здания Буркова, 4 находились на балансе Штаба по делам ГО и ЧС; согласно акту от 25.01.2006 - на балансе ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области". С 01.01.2016 по 01.01.2018 теплоснабжение здания по ул. Буркова д. 4 осуществлялось на основании договора N 3314 оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя, заключенного между АО "Мурманская ТЭЦ" и Военным комиссариатом, в настоящее время теплоснабжение здания по ул. Буркова д. 4 производится в рамках государственного контракта N 3415 на обеспечение тепловой энергией, заключенного с Учреждением.
Таким образом, спорное имущество обеспечивает тепловой энергией здание, которым в настоящее время владеет и пользуется Военный комиссариат и ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области", и не обладает необходимыми признаками для признания имущества бесхозяйным.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушения или неправильного применения норм материального права, а также нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом не допущено, оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.10.2020 по делу N А42-7006/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7006/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ ЖКС N1 г. Мурманск ф-ла "ЦЖКУ" Минобороны России по СФ
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА МУРМАНСКА
Третье лицо: АО "МУРМАНСКАЯ ТЭЦ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ", Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"