Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 апреля 2021 г. N Ф10-2985/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А36-49/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песнина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гаврилова Павла Сергеевича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2020 по делу N А36-49/2018, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Гаврилова Павла Сергеевича (ОГРНИП 308481108700019, ИНН 481101473800) о признании незаконным действия Администрации города Липецка (ОГРН 1024800834464, ИНН 4826001213) в виде отказа во внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории г. Липецка,
третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Городской центр рекламы", Управление внутренней политики Липецкой области, Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, Управление строительства и архитектуры Липецкой области, Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управление дорог и транспорта Липецкой области,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Гаврилова Павла Сергеевича: Гаврилов П.С. лично, паспорт гражданина РФ;
от Администрации города Липецка, муниципального казенного учреждения "Городской центр рекламы", Управления внутренней политики Липецкой области, Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, Управления строительства и архитектуры Липецкой области, Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управления дорог и транспорта Липецкой области - представители не явились, надлежаще извещены,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гаврилов Павел Сергеевич (далее - ИП Гаврилов П.С., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Липецка (далее - Администрация г. Липецка, Администрация, уполномоченный орган), выраженного в письме должностного лица муниципального казенного учреждения "Городской центр рекламы" от 11.10.2017 N 630/1-03-03, во внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории города Липецка мест установки рекламных конструкций на земельных участках с кадастровыми номерами - 48:20:0210507:40, 48:20:0210507:107, 48:20:0210507:245, расположенных на территории СНТ "Надежда" в городе Липецке.
Для устранения нарушенного права оспариваемым решением заявитель просил суд обязать Администрацию включить в схему размещения рекламных конструкций на территории города Липецка вышеуказанные места установки рекламных конструкции (уточненное заявление).
Определением от 23.05.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное казенное учреждение "Городской центр рекламы", Управление внутренней политики Липецкой области (далее - МКП "Городской центр рекламы", Управление внутренней политики).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 08.11.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 06.08.2019 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При этом суд кассационной инстанции указал, что основания отказа ИП Гаврилову П.С. во включении в схему размещения рекламных конструкций на территории города Липецка предложенных заявителем мест размещения рекламных конструкций на предмет их соответствия нормам Закона о рекламе, другим нормативным правовым актам, принятым уполномоченными органами по данному вопросу, арбитражным судом первой и апелляционной инстанций исследованы не были, правовая оценка им не дана.
В ходе нового рассмотрения дела определениями от 26.05.2020 и от 15.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (далее - Управление потребительского рынка), Управление строительства и архитектуры Липецкой области (далее - Управление строительства), Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее - Управление имущественных и земельных отношений), Управление дорог и транспорта Липецкой области (далее - Управление дорог и транспорта).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Гаврилов П.С. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ссылается на отсутствие у Администрации оснований для отказа во внесении запрошенных изменений, в том числе в связи с ограничением круга лиц, правомочных обращаться за их внесением.
Также указывает на нарушение Порядка внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования г. Липецк.
От Администрации г. Липецка поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
В судебном заседании ИП Гаврилов П.С. в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация г.Липецка, третьи лица явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
10.08.2017 ИП Гаврилов П.С. обратился в Администрацию г.Липецка с заявлением о внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории города Липецка следующих рекламных конструкций:
1) г. Липецк, садоводческое некоммерческое товарищество "Надежда", линия 5, участок N 24, кадастровый номер земельного участка 48:20:0210507:40, право собственности на земельный участок заявителя, категория земельного участка: земли населённых пунктов - для садоводства;
2) г. Липецк, СНТ "Надежда", линия 10, участок N 99, кадастровый номер земельного участка 48:20:0210507:107, право собственности на земельный участок заявителя, категория земельного участка: земли населённых пунктов - для садоводства;
3) г. Липецк, садоводческое некоммерческое товарищество "Надежда", линия 16, участок N 243А, кадастровый номер земельного участка 48:20:0210507:245, имущественное право на земельный участок: согласие собственника земельного участка на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, категория земельного участка: земли населённых пунктов - для садоводства.
Письмом Администрации N 2/2-181 от 25.08.2017 заявителю было сообщено о формировании нового состава комиссии по рекламе, в которую войдут представители администрации и общественных организаций, архитектурных сообществ; по результатам рассмотрения комиссией заявления будет дан соответствующий ответ.
Письмом руководителя МКУ "Городской центр рекламы" от 11.10.2017 за исх. N 630/1-03-03 ИП Гаврилову П.С. отказано во включении в схему размещения рекламных конструкций предложенных им мест размещения рекламных конструкций.
Как следует из содержания указанного письма, основанием для отказа послужило решение комиссии по рекламе, заявителю отказано в согласовании мест размещения рекламных конструкций на указанных им земельных участках, поскольку они предназначены для ведения садоводства.
Не согласившись с отказом уполномоченного органа, полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Гаврилов П.С. обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями (с учетом уточнений).
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и их должностных лиц допускается в случае, когда такой акт, действия или бездействие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на лицо какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и их должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт (совершили действие, допустили бездействие), а также устанавливает, нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт, совершили действие или допустили бездействие.
Отношения в сферы рекламы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ), в соответствии со статьей 19 которого установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В соответствии со статьей 6, пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 98-ФЗ) в Федеральный закон N 38-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 14.05.2013, которыми установлены новые правила размещения и эксплуатации рекламных конструкций.
При этом согласно статье 4 Закона N 98-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.
Согласно пункту 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Учитывая, что в соответствии с требованиями вышеуказанной нормы закона в утверждаемую органом местного самоуправления схему размещения рекламных конструкций допускается включение мест размещения рекламных конструкций, расположенных, в том числе на земельных участках любой формы собственности, обращения заинтересованных лиц с заявлениями о включении мест размещения рекламных конструкции на принадлежащих им земельных участках подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним соответствующих решений.
При этом основания включения (отказа во включении) мест размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций пунктом 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ также предусмотрены.
Пунктами 12-15 указанной нормы установлено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа в целях проверки факта, является ли заявитель или давшее согласие на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции иное лицо собственником или иным законным владельцем этого имущества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию.
Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным (часть 14 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 183-ФЗ).
В пункте 15 статьи 19 Закона N 183 -ФЗ определено, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций)(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ);
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи (п. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 264-ФЗ).
Надлежащей проверки соответствия рекламных конструкций и предложенных заявителем мест их размещения и установления вышеуказанных оснований для отказа по объективным данным, свидетельствующим о наличии таковых, по его заявлению при принятии оспариваемого отказа проведено не было. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В силу части 4 статьи 4 Закона N 98-ФЗ до утверждения схем размещения рекламных конструкций должен применяться ранее действовавший порядок размещения рекламных конструкций.
После утверждения схем размещения рекламных конструкций разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должны выдаваться только на места, указанные в схемах (часть 5 статьи 4 Закона N 98-ФЗ).
Таким образом, Законом N 98-ФЗ предусмотрена необходимость разработки органами местного самоуправления специальных схем размещения, введены требования к ним и установлен запрет на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций в местах, не предусмотренных такими схемами.
Постановлением администрации г. Липецка от 31.12.2013 N 3124 (с учетом последующих изменений и дополнений) была утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Липецк.
Отношения в сфере распространения наружной рекламы, возникающие в процессе выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Липецке урегулированы Положением о наружной рекламе в городе Липецке, утвержденным решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.04.2014 N 84.
Согласно пункту 5 статьи 5 Положения о наружной рекламе в городе Липецке, установка рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций, утвержденной постановлением Администрации города Липецка.
В частности, в утверждаемую органом местного самоуправления схему размещения рекламных конструкций подлежат включению места размещения рекламных конструкций, соответствующие документам территориального планирования и обеспечивающие соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.
Из содержания указанного Положения не следует, что им урегулирован порядок внесения изменений в Схему размещения рекламных конструкций.
Таким образом, нормативный правовой акт, регламентирующий обязанность органа местного самоуправления на территории г. Липецка вносить соответствующие изменения Схему размещения рекламных конструкций, определяющий основания, процедуру и иные условия для таких изменений отсутствовал на момент рассмотрения спорного заявления.
Порядок внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования г. Липецк был утвержден Постановлением Администрации г. Липецка от 15.02.2019 N 230.
В силу этого до указанной даты регулирование порядка установки и эксплуатации рекламных конструкций, установленных на основании выданных ранее разрешений, осуществлялось на основании ст. 19 Закона о рекламе в редакции, действовавшей до 08.05.2013.
Положения указанной нормы Закона о рекламе в редакции, действовавшей до 08.05.2013, предусматривали заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. При этом, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Реклама должна соответствовать общим требованиям о рекламе, закрепленным в ст.5 Закона N 38-ФЗ.
Исследовав и оценив в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом выводов суда кассационной инстанции, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что поданное ИП Гавриловым П.С. заявление в установленном требованиями Закона N 38-ФЗ порядке не проверялось.
Тот факт, что соответствующие земельные участки имели вид разрешенного использования "для садоводства" сами по себе не могут являться основанием для отказа в размещении рекламных конструкций в силу приведенных выше требований Закона о рекламе, Закона N 98-ФЗ и Положения о наружной рекламе в городе Липецке, утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.04.2014 N 84. Запрета на размещение на таких участках рекламы закон не содержит.
Ссылку на отрицательное заключение комиссии по рекламе суд не принимает во внимание, так как оно не мотивировано.
Доказательств несоответствия испрашиваемых мест документам территориального планирования, нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности Администрацией не представлено.
При указанных обстоятельствах у суда области отсутствовали основания для вывода о законности отказа Администрации, выраженного в письме муниципального казенного учреждения "Городской центр рекламы" от 11.10.2017 N 630/1-03-03.
При этом апелляционная коллегия учитывает, что Администрация не исследовала вопрос о наличии (отсутствии) соответствия представленного Предпринимателем заявления требованиям Закона N 38-ФЗ, а суд не вправе подменять собой деятельность контрольного органа в сфере действия законодательства о рекламе, в том числе в случаях, когда на такой орган законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений в рамках установленной процедуры. Необходимые для надлежащего рассмотрения документов у заявителя запрошены не были.
Апелляционная коллегия считает, что в отсутствие четкой регламентации для заявителей порядка и оснований рассмотрения заявлений о размещении рекламных конструкций, административный орган должен был предложить заявителю представить необходимые документы.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, рассматривая споры в порядке главы 24 АПК РФ, суд при вынесении решения обязан указать способ устранения нарушения прав и законных интересов общества. Заявленный способ восстановления нарушенного права должен быть соразмерным и разумным, при этом суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.
Возлагая на Администрацию в качестве способа восстановления нарушенного права обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с п.1.2 Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования г. Липецк, утвержденным Постановлением Администрации г. Липецка от 15.02.2019 N 230 (далее - Порядок N 230), внесение изменений в схему размещения в целях включения и (или) исключения мест размещения рекламных конструкций осуществляется по инициативе Администрации города Липецка в лице Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка (далее - Департамент), а также на основании заявлений физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками или иными законными владельцами объекта недвижимости, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо являющихся владельцами рекламной конструкции, заключившими договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с лицом, обладающим имущественным правом на объект недвижимости, к которому присоединяется рекламная конструкция, и (или) получившими согласие на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от лица, обладающего имущественным правом на объект недвижимости, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо представителей по доверенности, оформленной в установленном порядке.
Согласно п.1.3 названного Порядка внесение изменений в схему размещения по инициативе Департамента обуславливается утверждением документации по планировке территории, проведением работ по реконструкции автомобильных дорог, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом, утратой, повреждением имущества, на котором размещена рекламная конструкция, а также строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом инженерных коммуникаций (длящихся более 6 месяцев), требованиями безопасности.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Порядка N 230 в случае отсутствия в схеме размещения места размещения рекламной конструкции для внесения изменений в схему размещения заинтересованные лица направляют в Департамент по форме заявление о внесении изменений в схему размещения. Форма заявления приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- согласие собственников земельного участка, здания или иного недвижимого имущества на присоединение рекламной конструкции к данному недвижимому имуществу, либо лица, уполномоченного собственниками такого имущества;
- схема предполагаемого места установки рекламной конструкции, а также расстояния до ближайших существующих объектов (домов, опор освещения, дорожных знаков, пешеходных переходов, перекрестков, ближайших рекламных конструкций, остановок), с отражением границ коридора безопасности, определяемых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения";
- топографическая съемка в масштабе 1:500 с указанием места установки рекламной конструкции;
- чертеж рекламной конструкции, включающий в себя: длину, ширину, высоту, основные материалы конструкции, форму и тип конструкции, способ освещения;
- фотоматериалы места установки рекламной конструкции с графическим нанесением рекламной конструкции в цветном исполнении (фотофиксация места установки производится на расстоянии 50 - 100 метров от места установки рекламной конструкции по ходу движения транспортного средства и против хода движения транспортного средства);
- доверенность представителя заинтересованного лица на право представления интересов по вопросу внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций.
Согласно п.2.4 Порядка N 230 в случае несоответствия заявления и приложенных к нему документов требованиям, установленным пунктами 2.1, 2.2 настоящего Порядка, они подлежат возврату. После устранения оснований для возврата представленного пакета документов заинтересованное лицо вправе вновь подать заявление в соответствии с настоящим Порядком.
Пунктом 2.5 Порядка N 230 установлено, что в случае если по результатам проверки установлено, что заявление и приложенные к нему документы соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, Департамент в течение 30 календарных дней направляет материалы на рассмотрение в Комиссию по рекламе и уведомляет заинтересованное лицо о начале процедуры согласования внесения изменений в схему размещения.
При этом п.2.7 установлено, что в случае принятия положительного решения Комиссией заявление и приложенные к нему документы направляются Департаментом на согласование в управление имущественных и земельных отношений администрации города Липецка, департамент транспорта администрации города Липецка, департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка (далее - отраслевые органы).
Отраслевые органы рассматривают поступившие документы в течение 15 календарных дней и по результатам рассмотрения принимают решение о согласовании или об отказе в согласовании заявления и приложенных к нему документов.
Разделом 5 Порядка N 230 установлено, что в случае согласования Комиссией и отраслевыми органами заявления и приложенного к нему пакета документов Департамент в течение 30 календарных дней со дня получения всех согласований подготавливает проект внесения изменений в схему размещения и направляет его в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Липецкой области на согласование в порядке, установленном постановлением администрации Липецкой области от 02.12.2013 N 536 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В случае согласования уполномоченным исполнительным органом Липецкой области проекта внесения изменений в схему размещения Департамент в течение 5 рабочих дней со дня согласования указанного проекта направляет заинтересованному лицу письмо о согласовании проекта внесения изменений в схему размещения и подготовке проекта постановления Администрации города Липецка о внесении изменений в схему размещения.
Департамент направляет заинтересованному лицу копию постановления Администрации города Липецка в течение 7 рабочих дней со дня его принятия.
Из приведенных положений законодательства г. Липецка следует, что Администрация не обладает самостоятельными полномочиями по совершению всего комплекса действий, необходимых для внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций. Администрация разрабатывает данную схему и вносимые в нее изменения, принимает меры по их предварительному согласованию с отраслевыми органами и лишь после такого согласования утверждает либо отказывает в утверждении соответствующих изменений.
При этом Порядком N 230 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций. К таким основаниям относятся:
- в месте предполагаемого размещения рекламной конструкции, указанном в заявлении, уже установлена и эксплуатируется рекламная конструкция на основании действующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
- в отношении места размещения рекламной конструкции, указанного в заявлении, ранее в установленном порядке поступило заявление иного лица;
- заявленная конструкция не соответствует типам (видам) рекламных конструкций, установленных Положением о наружной рекламе в городе Липецке, утвержденным решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.04.2014 N 843;
- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Липецка, установленное комиссией;
- нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.
Иных оснований для отказа не предусмотрено.
Также, Администрации следует проверить, имеются ли основания для отказа в выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций, установленные пунктом 15 статьи 19 Закона "О рекламе". При этом, поскольку в настоящее время процедура разрешения заявлений о внесении изменений в схему и рассмотрения заявлений на выдачу разрешений разработана, то в силу общих правил применения закона во времени, подлежит применению процедура, действующая в период исполнения решения по данному делу.
В связи с чем, как инициатор рассмотрения заявления предпринимателя для начала регламентированной в настоящее время процедуры, Администрации необходимо располагать сведениями и документами, необходимыми для надлежащей оценки испрашиваемых мест размещения рекламных конструкций и самих конструкций на предмет их соответствия Закону "О рекламе" и законодательству субъекта, в том числе требованиям безопасности, Гост и Техрегламентам, градостроительным нормам и правилам. Необходимые для рассмотрения Комиссией и для получения согласований документы определены Порядком N 230.
При указанных обстоятельствах надлежащим способом восстановления нарушенного права является возложение на Администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Гаврилова П.С. путем совершения по заявлению Предпринимателя действий, предусмотренных положениями Порядка N 230 и Законом о рекламе.
При этом в случае невозможности рассмотрения заявления в установленном порядке ввиду непредставления необходимых документов, следует руководствоваться п. 2.4, 2.5 Порядка N 230.
Поскольку, отказ Администрации не соответствует статье 19 Закона "О рекламе" и нарушает права заявителя на мотивированный отказ и устранение недостатков заявления, поскольку допустимый срок размещения рекламы по заявлению предпринимателя не истек, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные Предпринимателем требования - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции, а также апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на Администрацию г. Липецка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2020 по делу N А36-49/2018 отменить.
Признать незаконным отказ Администрации города Липецка во внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории г. Липецка, оформленный письмом должностного лица муниципального казенного учреждения "Городской центр рекламы" от 11.10.2017 N 630/1-03-03.
Обязать Администрацию города Липецка устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Взыскать с Администрации города Липецка (ОГРН 1024800834464, ИНН 4826001213) в пользу индивидуального предпринимателя Гаврилова Павла Сергеевича (ОГРНИП 308481108700019, ИНН 481101473800) судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 450 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-49/2018
Истец: Гаврилов Павел Сергеевич
Ответчик: Администрация города Липецка
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Городской Центр Рекламы", Управление внутренней политики Липецкой области
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2985/19
28.12.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-10211/18
30.06.2020 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-49/18
06.08.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2985/19
04.04.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-10211/18
08.11.2018 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-49/18