Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2021 г. N Ф07-3558/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А21-1225/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от истца: представитель Кремков В.В. по доверенности от 01.01.2020 посредством системы онлайн-заседаний;
от ответчика: представитель Погорелюк Е.А. по доверенности от 18.09.2020 посредством системы онлайн-заседаний;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30682/2020) Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2020 по делу N А21-1225/2020, принятое
по иску акционерного общества "Янтарьэнерго"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
о признании незаконным отказа, об обязании установить сервитут,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнерго" (далее - Общество, Истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство), в котором с учетом изменения предмета исковых требований, принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило:
- признать незаконным отказ Министерства, выраженный в письме от 24.12.2019 N 11048-ОС, от заключения Соглашения об установлении сервитута;
- обязать Министерство заключить с Обществом сроком на два года одиннадцать месяцев Соглашение об установлении сервитута в отношении части земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:237 (Единое землепользование), в составе которого образованы части земельного (лесного) участка 39:03:000000:237/ЧЗУ1 площадью 700 кв.м. и 39:03:000000:237/ЧЗУ2 площадью 469 кв.м, характеристика частей земельного участка: для размещения объекта "Строительство ТП 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ от ВЛ 15-128 (инв. 5115996), ЛЭП 0,4 кВ восточнее п. Петрово, район озера Дивное Гурьевский ГО", с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка, согласно указанным в иске координатам (пространственным характеристикам части земельного участка) расположения в МСК-39, обозначенных на схеме границ, выполненной ООО "ГЕОИД" по состоянию на 20.11.2019.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению Министерства, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в частности, п.4 ст. 39.25 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
Представитель Министерства в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
25.11.2019 года в целях осуществления мероприятий по технологическому присоединению и строительства ТП 15/0,4 кВ, а также в целях необходимости размещения трассы ВЛ 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ по землям лесного фонда, Общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении на два года одиннадцать месяцев Соглашения об установлении сервитута с приложением Схемы границ сервитута на кадастровом плане территории (исх. N ЯЭ/Сов/356) в отношении части земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:237 (Единое землепользование), в составе которого образованы части земельного (лесного) участка 39:03:000000:237/ЧЗУ1 площадью 700 кв.м. и 39:03:000000:237/ЧЗУ2 площадью 469 кв.м., характеристика частей земельного участка: для размещение объекта "Строительство ТП 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ от ВЛ 15-128 (инв. 5115996), ЛЭП 0,4 кВ восточнее п. Петрово, район озера Дивное Гурьевский ГО".
Письмом от 24 декабря 2019 года исх. N 11048-ОС Министерство отказало в заключении Соглашения об установлении сервитута, сославших на непредоставление Обществом утверждённого проекта межевания территории (исх. N 11048-ОС).
Считая отказ от подписания соглашения незаконным, нарушающим права Общества, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 39.23., п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), признал требования заявителя обоснованными.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ ).
Пункт 3 части 1 статьи 199 и часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым актом, а орган, принявший этот акт, должен доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
Согласно части 2 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 ст. 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случае размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка
Согласно п. ст. 39.25 ЗК РФ в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
В силу положений указанных норм и их системной взаимосвязи доводы Министерства об отсутствии у него обязанности по заключению с Обществом соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка являются не обоснованными.
Пункт 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ не подлежит применению в данном случае, поскольку для заключения испрашиваемого Обществом соглашения о сервитуте в отношении части земельного участка не требуется образование лесных участков.
Кроме того, согласно подпункту 5 пункта 3 ст.11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
В данном случае линейные объекты, в отношении которых Общество просит заключить соглашение о сервитуте, не относятся к объектам федерального, регионального или местного значения.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 39.23, 39.25 ЗК РФ судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования Общества.
В отношении размера платы за сервитут возражений Министерством не заявлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2020 по делу N А21-1225/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1225/2020
Истец: АО "Янтарьэнерго"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области