Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 марта 2021 г. N Ф08-1991/21 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2020 г. |
дело N А32-19124/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Инфекционная больница N 2" Министерства здравоохранения Краснодарского края: представитель Косаревская В.В. по доверенности от 24.07.2020, диплом от 27.02.2012, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Инфекционная больница N 2" Министерства здравоохранения Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2020 по делу N А32-19124/2020
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Инфекционная больница N 2" Министерства здравоохранения Краснодарского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: индивидуального предпринимателя Востряковой Е. В.; общества с ограниченной ответственностью "Шин-Лайн"; общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер"; общества с ограниченной ответственностью "Уралторг"; общества с ограниченной ответственностью "Автомобилист"
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ "Инфекционная больница N 2" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - заявитель, учреждение) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, управление) о признании решения от 08.04.2020 N 579/2020-КС по делу N 023/06/83.2-1704/2020.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорный протокол рассмотрения заявок соответствует Закону N 44, доводов относительно законности оспариваемого решения отзыв управления не содержит, третье лицо ООО "Шин-Лайн" не возражает против удовлетворения требований общества.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, иные участвующие в деле лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва ООО "Шин-Лайн", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступила жалоба ООО "Шин-Лайн" о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, согласно которой Заказчиком неправомерно при направлении контракта победителю применен понижающий 15% коэффициент, предусмотренный Приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Шин-Лайн" на действия ГБУЗ "Инфекционная больница N 2" при проведении электронного аукциона: "Поставка автомобильных шин" (извещение N 0318200072420000086), Управлением Федеральной антимонопольной службы Краснодарского края было вынесено решение N 579/2020-КС по делу N 023/06/83.2-1704/20520 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
1. Признать жалобу ООО "Шин-Лайн" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Инфекционная больница (аукционной комиссии) нарушение ч.3 ст.7, п.4) ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Заявитель, считая решение Управления Федеральной антимонопольной службы Краснодарского края N 579/2020-КС от 08.04.2020 незаконным в части п. 2-4 указанного решения, а именно: вменяемого нарушения ч.3 ст.7, п. 4 ч. 6 ст. 67 Федерального закона 44-ФЗ, обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий 4 (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно статье 22 Закона N 135-ФЗ одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1 статьи 39 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного закона, в том числе по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 названного Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Заказчиком - ГБУЗ "Инфекционная больницы N 2" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка автомобильных шин" (извещение N 0318200072420000086). Начальная (максимальная) цена контракта - 227 559,88 руб.
В силу ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
На основании ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В Единой Информационной Системе на сайте zakupki.gov.ru размещен протокол 0318200072420000086 подведения итогов электронного аукциона от 24.03.2020 г., согласно которому заявки участников соответствуют требованиям Федерального закона и документации об электронном аукционе.
На основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и в соответствии с ч. 10 ст. 69 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ контракт заключается с участником - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ШИН-ЛАЙН", который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Из пояснений, представленных Заказчиком, следует, что:
Заявка N 107069974 (ООО "ШИН-ЛАЙН") содержит сведения о товаре как российского, так и иностранного происхождения, что подтверждается заявкой на участие в электронном аукционе и декларацией о происхождении товара.
Заявка N 107088375 содержит сведения о товаре исключительно российского происхождения, что подтверждается заявкой на участие в электронном аукционе и декларацией о происхождении товара.
Заявка N 107069892 содержит сведения о товаре исключительно российского происхождения, что подтверждается заявкой на участие в электронном аукционе и декларацией о происхождении товара.
Заявка N 07082263 содержит сведения о товаре российского происхождения и производства государств - членов Евразийского экономического союза, что подтверждается заявкой на участие в электронном аукционе и декларацией о происхождении товара.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе).
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт (ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1.6 Приказа Минфина России N 126н от 04.06.2018 г. подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Проект контракта для заключения с ООО "ШИН-ЛАЙН" подготовлен в соответствии с требованиям пп. "а" ч. 1.3. приказа Минфина России N 126н от 04.06.2018 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которым контракт заключается по цене, предложенной участником электронного аукциона, сниженной на 15 % от предложенной цены контракта в связи с тем, что среди поданных заявок на участие в электронном аукционе присутствуют заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, соответствующими требованиям документации о закупке, которые содержат предложение о поставке указанных в Приложении к Приказу 126н товаров, страной происхождения которых является только государство - член Евразийского экономического союза.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией УФАС России было установлено нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе).
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе (ч. 2 ст. 14 Закона о контрактной системе).
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу (далее - Приложение).
В п.27, п.48 Раздела 1 "Информационной карты" аукционной документации Заказчиком установлено: Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 44-ФЗ.
Наименование страны происхождения пищевых продуктов указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
Согласно ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В Единой Информационной Системе на сайте zakupki.gov.ru размещен протокол N 0318200072420000086 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 23.03.2020 г. в котором указано, что по окончании указанного срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форе поступило 6 (шесть) заявок, которым присвоены следующие порядковые номера: 107069974, 107069892, 107076638, 107081345, 107082263, 107088375.
Аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, и приняла решение допустить к участию в аукционе и признать участниками.
В нарушение п.4) ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе в протоколе N 0318200072420000086 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 23.03.2020 г. отсутствует информация о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Допущенное нарушение п.4) ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.7.30 КоАП.
Требования к содержанию протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и протокола подведения итогов электронного аукциона установлены положениями Закона о контрактной системе и не содержат сведений о необходимости указания на наличие заявок, содержащих сведения о товаре исключительно российского происхождения и производства государств - членов Евразийского экономического союза.
Заявки N 107088375, N 107069892 содержат сведения о товаре исключительно российского происхождения, что подтверждается заявкой на участие в электронном аукционе и декларацией о происхождении товара.
Заявка N 107082263 содержит сведения о товаре российского происхождения и производства государств - членов Евразийского экономического союза, что подтверждается заявкой на участие в электронном аукционе и декларацией о происхождении товара.
Заявка N 107069974 (ООО "ШИН-ЛАЙН") содержит сведения о товаре как российского, так и иностранного происхождения, что подтверждается заявкой на участие в электронном аукционе и декларацией о происхождении товара.
Таким образом, действия Заказчика при заключении контракта не противоречат Закону о контрактной системе.
Антимонопольный орган представил суду доказательства, подтверждающие правомерность, законность и обоснованность вынесения оспариваемого решения.
Кроме того, контракт, заключенный с победителем торгов ООО "ШИН-ЛАЙН" в настоящее время исполнен.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.10.2020 по делу N А32-19124/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.