г. Москва |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А40-75913/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Е.В. Пронниковой, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания З.В. Михеевой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Красникова Анатолия Ивановича
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2020 по делу N А40-75913/20 (20-1221)
по иску индивидуального предпринимателя Красникова Анатолия Ивановича
к 1) УФНС по Республике Крым; 2) ФНС России; 3) МИФНС N 8 по Республике Крым
третьи лица: 1) Министерство финансов РФ; 2) Правительство РФ;
о признании незаконными действий (бездействия),
при участии:
от истца: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) Лобова Е.Н. по дов. от 20.01.2020 ; 2 Лобова Е.Н. по дов. от 20.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Красников Анатолий Иванович (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной налоговой Службе России, УФНС по Республике Крым (далее - Управление), Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Крым (далее- Инспекция) с требованиями о признании незаконными действий (бездействия) по уклонению в представлении информации в ответах на жалобы N 07-20/00145-ЗГ от 05.02.2020, N 07-20/00267- ЗГ от 28.02.2020. (далее - НК РФ)
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство РФ, Министерство Финансов России.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2020 по делу N А40-75913/20 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, котором удовлетворить заявленные к ответчикам требования в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Правительства РФ и Министерства Финансов России возражал против требований апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей заявителя и заинтересованных лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией исчислены заявителю страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (далее -страховые взносы на ОПС), за 2017 год в сумме 23 400 руб., за 2018 год в сумме 26 545 руб., за 2019 года в сумме 29 354 руб. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - страховые взносы на ОМС), за 2017 год в сумме 4590 руб., за 2018 год в сумме 5840 руб., за 2019 год в сумме 6 884 рублей.
Установлено, что Инспекцией сформированы требования: N 21853, согласно которому по состоянию на 18.12.2019 за ИП Красниковым А.И. числится задолженность по пеням в общей сумме 659,56 руб. (пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2017 - 483,71 руб., за период до 01.01.2017 - 63,15 руб., пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2017 - 94,88 руб., за период до 01.01.2017 - 17,82 руб.), которую налогоплательщику необходимо погасить в срок до 13.01.2020 года.
Кроме того, в требовании N 21853 справочно указано об общей задолженности в размере 70 824,05 руб.; N 2925, согласно которому по состоянию на 21.01.2020 за ИП 3 Красниковым А.И. числится задолженность по страховым взносам на ОПС за 2019 год в сумме 29 354,00 руб., страховым взносам на ОМС за 2019 год в сумме 6 884 руб., пеня по страховым взносам на ОПС за период с 01.01.2019 по 31.12.2019-122,31 руб., пеня по ОМС за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 - 28,68 руб., которую налогоплательщику необходимо погасить в срок до 07.02.2020 года. Кроме того в требовании N 2925 справочно указано об общей задолженности в размере 107 645,42 руб.
В требованиях N 21853, N 2925 об уплате страховых взносов, согласно которому по состоянию на 18.12.2019, 21.01.2020 также указано, что имеющуюся задолженность по страховым взносам необходимо погасить в срок до 13.01.2020, 07.02.2020 соответственно. Данная задолженность по страховым взносам в срок, установленный в требованиях, погашена не была
ФНС России были получены следующие обращения (жалобы) ИП Красникова А.И.: интернет-обращение от 29.02.2020; интернетобращение от 05.03.2020; интернет-обращение от 03.03.2020, направленное письмом 5 Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 03.03.2020 N А26-02-17636931-СО1; интернет-обращение от 06.03.2020, направленное письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 06.03.2020 N П48-24248; интернет-обращение от 05.03.2020, направленное письмом УФНС России по Республике Крым от 19.03.2020 N 07-26/03367. В указанных обращениях заявитель жаловался на неправомерные действия налоговых органов Республики Крым по взысканию с него задолженности по страховым взносам, указывал, что является пенсионером и зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, при этом предпринимательскую деятельность не осуществляет.
В связи с этим заявитель просил оценить правомерность действий налоговых органов Республики Крым по взысканию с него задолженности по страховым взносам с учетом положений Конституции Российской Федерации и статьи 3 НК РФ, а также отменить постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (далее - постановление о взыскании).
В порядке, предусмотренном статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ), Предприниматель обратился в Управление через Инспекцию с жалобами от 29.12.2019, 08.02.2020, 10.02.2020 без номеров на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Крым по вынесению требований N21853 от 18.12.2019, N2925 от 21.01.2020 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа
По результатам рассмотрения жалоб, Управлением приняты решения N 07-20/00145-ЗГ@ от 05.02.2020, N 07-20/00267-ЗГ@ от 28.02.2020 об оставлении жалоб без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении обращений (жалоб), ФНС России установлено, что Красников А.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 27.03.2015 года. Заявление о снятии с учета в качестве индивидуального предпринимателя от Красникова А.И. в налоговый орган не поступало
В связи с имеющейся у Заявителя недоимкой по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование на основании статьи 47 НК РФ налоговым органом в отношении ИП Красникова А.И. начиная с 2018 года вынесены следующие постановления о взыскании: постановление от 15.02.2018 N 8140; постановление от 26.10.2018 N 11728; постановление от 15.04.2019 N1319; постановление от 26.02.2020 N 626.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП в связи с прекращением деятельности Физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок уплат страховых взносов определен в главе 34 НК РФ.
Согласно Выписке из ЕГРИП Красников А.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 27.03.2015 года.
Однако, заявление о снятии с учета в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган Красников А. И. не подавал, следовательно, с момента регистрации в ЕГРИП 27.03.2015 по настоящее время заявитель является индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов.
Кроме того, действующее законодательство не ставит возникновение обязанности уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем за себя в зависимость от Фактического осуществления предпринимательской деятельности.
Напротив, такая обязанность возникает на основании факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, которая осуществляется в добровольном заявительном порядке (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.09.2010 N 1189-0-0 и от 12.05.2005 N 211-0, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2014 N 306-КГ14-1437).
В связи с чем, суд пришел к выводу о правомерности действий налоговых органов и отказал заявителю в удовлетворении заявленных последним требований.
По мнению судебной коллегии данные выводы суда первой инстанции являются верными и обоснованными в силу следующих причин.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ. При этом сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) плательщиками страховых взносов признаются: - лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели (работодатели); - индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели).
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты индивидуальными предпринимателями страховых взносов в сроки, установленные Кодексом, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате ими за расчетный период.
С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам, поэтому положения НК РФ о направлении налоговыми органами требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов о взыскании указанных платежей распространяются и на плательщиков страховых взносов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ.
С 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам, поэтому взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом в соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на ОПС и страховых взносов на ОМС.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в установленный законом срок, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Как следует из материалов дела, Красников Анатолий Иванович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Действующее законодательство не ставит возникновение обязанности уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем за себя в зависимость от фактического осуществления предпринимательской деятельности. Напротив, такая обязанность возникает на основании факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, которая осуществляется в добровольном заявительном порядке (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23.09.2010 N 1189-О-О и от 12.05.2005 N 211-О, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2014 N 306-КГ14-1437).
Согласно неоднократно высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.05.2005 N 223-О, от 15.07.2010 N 1009-О-О, от 29.09.2011 N 1179-О-О, от 25.01.2012 N 226-О-О, от 23.04.2015 N 795-О правовой позиции, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав.
Доказательств прекращения его регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, ИП Красниковым А.И. в материалы дела не представлено.
Поскольку обязанность по уплате соответствующих страховых взносов ИП Красниковым А.И. в установленный законодательством срок не исполнена, инспекцией правомерно выставлены в его адрес требования об их уплате и соответствующих сумм пени, а впоследствии принято постановление об их взыскании за счет имущества предпринимателя, поскольку налоговым органом не установлено наличие у последнего открытых в банках расчетных счетов.
Размер подлежащих уплате предпринимателем страховых взносов за спорные периоды рассчитан налоговым органом на основании норм соответствующего законодательства. Расчет инспекции проверен судом и признан ими правильным и обоснованным.
Оспариваемые ненормативные правовые акты налогового органа обоснованно признаны судом соответствующими требованиям законодательства и не нарушающими закон.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении оспоренными действиями налогового органа конституционных прав заявителя подлежат отклонению, как основанные на ошибочном понимании норм права, регулирующего спорные правоотношения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.03.2012 N 621-О-О законодатель, определив круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой), и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации.
Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору.
Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения от 15 июля 2010 года N 1009-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1189-О-О).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что размер трудовых пенсий (страховой части трудовой пенсии по старости) застрахованных лиц, включая индивидуальных предпринимателей, исчисляется с учетом всех сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанных лиц (статьи 14, 15 и 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и, таким образом, уплата страховых взносов позволяет увеличить размер трудовой пенсии. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.03.2012 N 621-О-О разъяснил, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, включая право на обращение в арбитражный суд, но и предполагает принятие им на себя 9 соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Исходя из приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении его конституционных прав ошибочны и не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку нормативные положения законодательства Российской Федерации, возлагающие на индивидуальных предпринимателей обязанность уплачивать страховые взносы за себя, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права предпринимателя.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2020 по делу N А40-75913/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.