г. Ессентуки |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А63-24027/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В., при участии в судебном заседании представителя государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" Локотош П.Б. по доверенности от 23.12.2019, представителя общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Луч" Казаковой В.И. по доверенности от 11.01.2020, генерального директора общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Луч" Крицина Г.Ф. (по паспорту), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Луч" на по делу N А63-24027/2019,
УСТАНОВИЛ:
ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (далее-истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к ООО УК "Луч" (далее-ответчик) о взыскании задолженности за потребленную питьевую воду и сброшенные сточные воды в период с 01.01.2018 по 01.11.2019 в размере 948 919, 39 руб., неустойки за период с 16.08.2019 по 05.04.2020 в размере 58 086, 13 руб., всего 1 007 005, 52 руб. (уточненные исковые требования).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.2020 исковые требования удовлетворены; суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в размере 948 919, 39 руб., неустойку в размере 58 086, 13 руб., всего 1 007 005, 52 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 23 070 руб.
Решение мотивировано доказанностью материалами дела заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на необоснованность. Апеллянт в жалобе, в частности, указывает о том, суд пришел к неправильному выводу, что управляющая компания выполняет функции исполнителя коммунальных услуг, так как отсутствуют договоры ресурсоснабжения, потребление ресурса отсутствовало ввиду того, что конструктивные особенности многоквартирных домов не позволяют потреблять коммунальный ресурс при содержании общего имущества многоквартирного дома.
До начала судебного заседания от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель апеллента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2018 по делу N А63-14692/2018 суд обязал ООО УК "Луч" заключить договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в редакции, предложенной ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (т. 1 л. д. 87-150).
Во исполнение указанного судебного акта между ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (далее - ресурсоснабжающая организация, предприятие) и ООО УК "Луч" (далее - исполнитель, общество) был заключен договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов (т. 1 л. д. 10-86).
В соответствии с договором ресурсоснабжающая организация обязалась подавать питьевую воду установленного качества в объеме, определенном договором, и осуществляет прием сточных вод исполнителя в централизованную систему водоотведения, а исполнитель - оплачивать принятую воду и отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
Оплата за коммунальный ресурс производится в денежной форме путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (месяцем), платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации (пункт 6.3 договора).
Дата начала поставки коммунального ресурса определена сторонами с 01.01.2018 (пункт 9.2 договора).
Во исполнение обязательств по договору ресурсоснабжающая организация подала исполнителю питьевую воду и приняла сточные воды за период с 01.01.2018 по 01.11.2019 на сумму 1 199 605, 43 руб., что подтверждается представленными в материалы дела актами об оказании услуг, счетами на оплату (т. 3 л. д. 43-62).
В связи с тем, что исполнитель поставленную питьевую воду и принятые сточные воды не оплатил, истец направил в адрес ответчика претензию от 07.11.2019 N 02-14/40-05/6692 с требованием оплатить задолженность (т. 2 л. д. 19-21).
Поскольку претензионное требование было оставлено ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, правильно руководствовался следующим.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (статья 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
С момента выбора способа управления собственниками многоквартирных домов, указанных в представленном ответчиком списке и в соответствии с договорами управления многоквартирными домами, ООО УК "Луч" стало исполнителем коммунальных услуг (т. 2 л. д. 48-68, т. 3 л. д. 64-133).
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу, а также по приему от собственников помещений платы за содержание жилого помещения.
Исходя из положений частей 1, 2.3, 12 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом включает предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, за качество которых управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление МКД, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
После вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", начиная с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения и подлежат возмещению потребителями услуг исключительно управляющей организации.
По смыслу пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату компенсации потерь, поскольку ресурсоснабжающие организации не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Из совокупности норм гражданского и жилищного законодательства следует, что коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, в том числе израсходованный на общедомовые нужды, остается управляющая организация.
Судом первой инстанций правильно установлено, что ООО УК "Луч" в отношении объектов, находящихся в его управлении, выполняет функцию исполнителя коммунальных услуг и, соответственно, является лицом, которое обязано производить оплату сверхнормативного потребления холодной воды на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации.
Ответчик при рассмотрении дела указывал, что документальное подтверждение нулевых показаний истцом не представлено, конструктивные особенности многоквартирных домов не позволяют потреблять коммунальный ресурс. Кроме этого, ответчик возражал против включения в расчет задолженности объема коммунального ресурса, потребленного многоквартирными домами с непосредственным способом управления.
Учитывая большой объем исследуемых документов, период заявленных требований о взыскании долга, возражения ответчика, суд определениями от 30.01.2020, от 17.03.2020, от 18.06.2020, от 14.07.2020 обязывал сторон провести совместную сверку объема коммунального ресурса с проверкой отрицательной разницы, нулевых показаний по отдельным жилым помещениям, а также предлагал истцу представить пояснения на доводы ответчика о непосредственном способе управления части многоквартирных домов.
Истец после проведенной сверки объема коммунального ресурса представил расчет объема коммунального ресурса и акты сверки взаимных расчетов по каждому многоквартирному дому (т. 4, л. д. 51 -71, 115-151, т. 5 л. д. 1 -36), а впоследствии произвел корректировку, исключив из расчета задолженности многоквартирные дома с непосредственным способом управления на основании списка, представленного ответчиком (т. 5 л. д. 67-74). Акты сверки взаимных расчетов и расчеты истца по каждому многоквартирному дому и спорному месяцу были вручены ответчику, в том числе в судебных заседаниях.
Судом первой инстанции установлено, что что объем коммунального ресурса был увеличен на суммы, которые первоначально учтены не были (84 330, 54 руб.), а затем уменьшен на суммы, потребленные многоквартирными домами с непосредственным способом управления (335 017, 40 руб.).
По расчету истца ответчику подано питьевой воды и принято сточных вод за период с 01.01.2018 по 01.11.2019 на сумму 948 918, 39 руб. В ходе рассмотрения дела истец представлял пояснения о том, что отрицательное значение объема ресурса на общедомовые нужды было учтено им при подаче искового заявления в суд в соответствии с решением Верховного суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386.
Суд первой инстанции правильно установил, что ответчик доказательств того, что истцом произведен расчет по многоквартирным домам с непосредственным способом управления после произведенной корректировки, не представил.
Порядок определения объема коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен пунктом 21 (1) постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N 124).
В пункте 5.2 договора стороны установили, что объем питьевой воды определяется как разница между показаниями общедомового прибора учета за расчетный месяц и объемом коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период.
В соответствии с указанными нормами истцом произведен расчет потребленных коммунальных ресурсов. Ответчик при рассмотрении дела показания общедомовых приборов учета не оспаривал.
Показания индивидуальных приборов учета передавались ресурсоснабжающей организации в личном кабинете, по телефону, при сверке расчетов в абонентском отделе, в пунктах приема оплаты, что не противоречит действующему законодательству и не влечет неправильность произведенного предприятием расчета.
Наличие у ответчика сомнений в достоверности представленных истцом данных о показаниях индивидуальных приборов учета не должно исключать их применение в расчетах при отсутствии документально подтвержденных, обоснованных возражений.
В пункте 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги только при непосредственном способе управлении многоквартирным домом, в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, а также в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
В соответствии с подпунктами "е", "ж" пункта 31 Правил N 354 управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг обязана ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета; принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Из подпункта "б" пункта 82 Правил N 354 следует, что исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
ООО УК "Луч" для достижения целей управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, имеет возможность выполнять мероприятия, направленные на снижение объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, в том числе мероприятия по выявлению несанкционированных подключений, проведению регулярных проверок работы коллективных (общедомовых) приборов учета, составлению актов о временно проживающих потребителях и другие.
Исходя из Правил N 354, управляющая организация должна располагать всей необходимой информацией, позволяющей производить расчеты за поставленные ресурсы, в частности, о площади жилых и нежилых помещений, количестве зарегистрированных граждан, о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета. При надлежащем исполнении обязанности, возложенной действующим законодательством, управляющая организация имела бы возможность учесть показания общедомовых и индивидуальных приборов учета. Неисполнение ответчиком возложенной на него обязанности по снятию показаний приборов учета не освобождает его от бремени опровержения представленных истцом доказательств.
В материалы дела истцом представлены сведения о показаниях общедомовых приборов учета и индивидуальном потреблении собственников (пользователей) помещений, в соответствии с которыми производился расчет сверхнормативных объемов на общедомовые нужды (материальный носитель, т. 4 л. д. 50).
Суд первой инстанции правильно указал, что ответчик не представил доказательства того, что использованные истцом сведения о количестве поставленной в многоквартирные дома питьевой воды и объема оказанных услуг по приему сточных вод являются недостоверными, а также доказательства потребления иных объемов.
Вопреки вышеуказанным нормам общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что в помещениях, в отношении которых истцом указаны нулевые показания, происходило потребление коммунального ресурса либо имели место случаи, предусмотренные пунктом 59 Правил N 354.
Истец в обоснование требований и с учетом возражений ответчика по отдельным помещениям многоквартирных домов представил заявления собственников, акты, информационные листки (материальный носитель, т. 5 л. д. 84).
На основании вышеизложенного суд не принимает представленный ответчиком контррасчет исковых требований, составленный с учетом его возражений, которые судом признаны необоснованными и неподтвержденными соответствующими доказательствами.
Довод апелляционной жалобы о том, что потребление ресурса отсутствовало ввиду того, что конструктивные особенности многоквартирных домов не позволяют потреблять коммунальный ресурс при содержании общего имущества многоквартирного дома - отклоняется.
Ответчик представил акты технического обследования многоквартирных домов, акты обследования, составленные межрайонным отделом N 2 ГБУ СК "Ставкрайимущество" (т. 2 л. д. 70-146, т. 3 л. д. 1-28).
В представленных ответчиком актах указано, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО УК "Луч", не имеют подвальных помещений, краны и вентили отсутствуют.
Представленные ответчиком акты технического обследования многоквартирных домов не могут быть приняты в качестве доказательства отсутствия потребления коммунального ресурса, поскольку составлены в отсутствие представителя ресурсоснабжающей организации.
Более того, как указано в письме Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Законодательство, регулирующее вопросы оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме, исходит из того, что ввиду конструктивных особенностей многоквартирных домов собственники жилых и нежилых помещений, находящихся в этих домах, по общему правилу, основанному на самом факте нахождения помещений в едином здании с общим фундаментом, стенами, инженерными сетями и т.п., объективно пользуются не только своими помещениями, но и общим имуществом дома. Как следствие, такие собственники потребляют и коммунальные услуги в местах общего пользования и должны их оплатить в порядке, указанном в пунктах 40, 42(1), 43 Правил N 354.
В соответствии с положениями ЖК РФ, а также пунктов 4, 18, 40 Правил N 354 собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома независимо от наличия у него расходов на содержание помещения, находящегося у него в собственности, а также оплачивать коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, вне зависимости от фактического использования общим имуществом многоквартирного дома.
Действующее законодательство в жилищно-коммунальной сфере не связывает факт потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с наличием отдельных ресурсопотребляющих устройств для обособленного учета объема ресурса на содержание общего имущества дома или выпускных кранов.
Иного порядка определения объема коммунального ресурса, поставляемого на содержание общедомового имущества, жилищное законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Судом первой инстанции правильно установлено, что сведения, используемые истцом при определении объема потребления холодной воды на общедомовые нужды, предоставлены в ресурсоснабжающую организацию собственниками помещений. Истец при расчете задолженности учитывал показания общедомовых приборов учета, которые составили разницу между общим объемом потребления по домам и индивидуальными объемами потребления ресурса собственниками жилых и нежилых помещений.
Наличие положительной разницы, по сути, свидетельствует о неправомерном потреблении ресурса в местах общего пользования многоквартирного дома либо о наличии утечек из внутридомовых сетей, вызванных их ненадлежащим содержанием исполнителем, не выполняющим мероприятия по эффективному управлению домом.
При должном же контроле исполнителя за сетями и отсутствии неправомерных действий со стороны потребителей указанная разность должна стремиться к нулю. Поэтому ее наличие применительно к пункту 4 статьи 1 ГК РФ не должно негативно отражаться на имущественной сфере ресурсоснабжающей организации, в причинной связи с поведением которой подобные потери ресурса не состоят, так как они обусловлены неправомерным и (или) неосмотрительным поведением исполнителя и (или) потребителей, за которых он несет ответственность по правилам статьи 403 ГК РФ.
Поскольку ответчик не представил доказательства оплаты потребленного коммунального ресурса в полном объеме, требование истца о взыскании задолженности за период с 01.01.2018 по 01.11.2019 в размере 948 918, 39 руб. (уточненное исковое требование) подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу части 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Истец произвел расчет штрафных санкций за период с 16.08.2019 по 05.04.2020 с применением 1/300, 1/170, 1/130 ключевой ставки Банка России 4,25%, на суммы задолженности, что составило 58 086, 13 руб. (уточненные требования, т. 5 л. д. 75-76).
Расчет штрафных санкций судом проверен и правомерно признан обоснованным и соответствующим условиям закона.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в связи с тем, что ответчиком нарушены сроки оплаты поставленного ресурса, требование истца о взыскании неустойки заявлено правомерно и подлежит удовлетворению в размере 58 086, 13 руб. за период с 16.08.2019 по 05.04.2020.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы судом правомерно возложены на ответчика.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом равноправия сторон при рассмотрении дела - отклоняется, поскольку интересы ответчика представлял руководитель ответчика и специалист - Казакова В.И.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно указал, что ответчик выполняет функции исполнителя коммунальных услуг - отклоняется, поскольку в соответствии с заключенным договором ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов он таковым и является.
Довод жалобы о том, что потребление ресурса отсутствовало ввиду того, что конструктивные особенности многоквартирных домов не позволяют потреблять коммунальный ресурс при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил N 354, коммунальная услуга водоотведения - это отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Во взаимоотношениях между ответчиком и собственниками помещений многоквартирных домом в отношении предъявления платы на содержание жилья, в состав которой включены расходы на оплату коммунальных ресурсе потребляемых при содержании общего имущества МКД, в силу действующего законодательства, ресурсоснабжающая организация является третьим лицом.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены, в связи с чем не являются основанием для отмены принятого судебного акта.
Все доводы апелляционной жалобы исследованы судом апелляционной инстанции и признаются необоснованными, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.2020 по делу N А63-24027/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.